Применения маржинального анализа в процессе экономического

Анализа»

Задачи с решениями:

Задача 1

Имеет ли смысл организации заниматься производством готовой продукции А при условии, что общая сумма условно - постоянных затрат, связанных с производством готовой продукции А, составила 2 200 000 руб., величина удельных условно-переменных издержек – 150 руб. за единицу готовой продукции, средняя цена реализации единицы готовой продукции на рынке сбыта – 170 руб./кг. Производственная мощность организации рассчитана на 90 000 кг.

Определить критический объем продаж.

Примечание: производственная мощность – это максимаольно возможный объем выпуска готовой продукции конкретной организацией при существующих условиях.

Решение:

В данной ситуации маржинальный анализ используется для определения критического объема продаж (реализации) (первое направление использования). Поэтому в данном случае величина маржи включает только величину условно-постоянных затрат (без величины прибыли). Соответственно:

З пост.2 200 000 руб.

К = ------------------ =-------------------------- =110 000 кг

Ц- З перем.170 руб. – 150 руб.

Вывод: производственная мощность данной организации в целях полной окупаемости как условно-постоянных, так и условно-переменных затрат на производство данного вида готовой продукции должна быть не менее 110 000 кг, а фактическая ее производственная мощность составляет лишь 90 000 кг. Поэтому организациине имеет смысла заниматься производством готовой продукции А.

Задача 2

Торговая площадь торгового предприятия позволяет реализовать 5 000 единиц товара А. Имеет ли смысл торговому предприятию заниматься реализацией товара А, если общая величина условно-постоянных затрат, связанных с реализацией товара А, составляет 10 800 000 руб., величина удельных условно-переменных затрат – 1 320 руб./шт. Средняя цена реализации единицы товара А – 2 400 руб./штука.

Решение:

В данной ситуации критический анализ используется для определения критического объема продаж (реализации) (первое направление использования).В данной ситуации величина маржи включает только величину условно-постоянных затрат(без величины прибыли). Соответственно:

З пост.10 800 000 руб.

К = ------------------ = ----------------------------------------------= 10 000 штук

Ц – З перем.2 400 руб./шт. – 1 320 руб./шт.

Вывод: торговому предприятию не имеет смысла заниматься реализацией товара А, так как торговая площадь предприятия не позволяет реализовать запланированный объем товара А (10 000 шт.> 5 000 шт.). При данном объеме реализации торговое предприятие не сможет полностью окупить все затраты (как условно-постоянные, так и условно-переменные), не говоря уже о получении прибыли.

Задача 3

Сколько предприятию необходимо преализовать готовой продукции, чтобы получить 1 000 000 руб. прибыли, если цена реализации единицы готовой продукции составляет 30 руб., удельные условно-переменные издержки – 26 руб./шт., общая величина условно-постоянных затрат равна 620 000 руб.

Решение:

В данной ситуации маржинальный анализ используется для определения объема продаж, необходимого для получения запланированной величины прибыли (второе направление). Соответственно:

З пост.+ П620 000 руб. + 1 000 000 руб.

К = ------------------- = ------------------------------------------= 405 000 шт.

Ц – З перем.30 руб./шт. – 26 руб./шт.

Вывод: чтобы окупить все затраты на производство и реализацию готовой продукции, а также получить ожидаемую прибыль в 1 000 000 руб., необходимо реализовать 405 000 единиц готовой продукции данного вида.

Задачи для самостоятельного решения:

Задача 4

Имеет ли смысл предприятию заниматься производством данного вида готовой продукции при условии, что общая сумма условно-постоянных затрат, связанных с ее производством, составляет 60 000 руб., величина удельных условно-переменных издержек – 80 руб. за единицу, средняя цена реализации на рынке сбыта – 150 руб./штука. Производственная мощность предприятия рассчитана на 700 штук.

Определить критический объем продаж.

Задача 5

Сколько предприятие должно реализовать готовой продукции, чтобы получить 50 000 руб. прибыли, если цена реализации единицы готовой продукции составляет 50 руб./кг, удельные условно-переменные издержки составляют 30 руб. в расчете за 1 кг готовой продукции. Общая величина условно-постоянных затрат составила 250 000 руб.

1.7.7. Метод сравнения в экономическом анализе

Сравнение- это сопоставление процессов и показателей с целью определения их сходства и различия.

Основная цель применения метода сравнения заключается в том, что указанный метод позволяет выявить изменения изучаемых явлений и тенденции этих изменений, найти нечто тождественное или специфическое в исследуемых явлениях.

Перед началом проведения сравнительного анализа должна быть обеспечена сопоставимость сравниваемых показателей, т.е. они должны быть качественно однородными.

Следует обратить особое внимание на следующие условия проведения сравнительного анализа:

1) периоды или промежутки времен, за которые рассчитываются исследуемые показатели, должны быть сопоставимыми. Например, если сравниваются объем производства и объем реализации фирмы, то сопоставляемые данные должны соответствовать одному и тому же периоду времени (например, месяцу, кварталу, году);

2) сопоставимость условий протекания исследуемых процессов (например, природные, климатические, технические условия процессов должны быть схожими);

3) сопоставимость методики расчета исчисляемых показателей, а также их состава.

В экономическом анализе различают следующие типовые виды сравнения:

1. Сравнение с показателями прошлого периода (базисного периода) - позволяет выявить тенденции и закономерности развития экономического явления. Результатами такого сравнения являются абсолютные и относительные показатели динамики (абсолютное отклонение; темп роста; темп прироста и др.).

2. Сравнение основных показателей хозяйственной деятельности с аналогичными среднестатистическими показателями - позволяет определить конкуретные позиции данного предприятия, способствует поиску резервов роста объемов производства и реализации продукции, более эффективного использования ресурсов и снижения затрат. Аналогичную роль выполняет и сравнение с показателями деятельности конкурентов.

3. Сравнение с плановыми показателями- производится для достижения двух целей. Во-первых, сравнение используется для контроля за ходом выполнения плана. Во-вторых, использование метода сравнения характерно с целью оценки хозяйственной деятельности предприятия за прошедший (отчетный) период.

4. Применение в качестве базы сравнение оптимальных величин.Следует отметить, что оптимальные величины в качестве базы сравнения используются для выявления резервов снижения себестоимости готовой продукции; поиска резервов роста объема продукции и прибыли. Например, сопоставление фактического объема поставки с оптимальным размером одной партии позволяет внести коррективы в план поставки и тем самым сократить расходы на транспортировку и хранение товарных запасов.

5. Сопоставление фактических значений показателей с нормами с целью осуществления контроля над величиной затрат.

6. Сравнение показателей до и после изменения какого - либо фактора для оценки влияния указанного фактора на величину результативного показателя.

7. Сравнение показателей предприятий с новыми достижениями наукии техники, а также с показателями ведущих предприятий отраслис целью выявления резервов улучшения хозяйственной деятельности анализируемого предприятия.

Контрольные вопросы к параграфу 1.7.7:

1. Что такое «сравнение»?

2. Какова основная цель применения метода сравнения?

3. Каковы условия проведения сравнительного анализа?

4. Какие типовые виды сравнения различают в экономическом анализе?

Контрольные тесты к параграфу 1.7.7:

Выберите один правильный вариант ответа:

1. Сравнение – это:

А) совокупность способов изучения и измерения влияния отдельных факторов на величину результативного показателя

Б) сопоставление процессов и показателей с целью определения их сходства и различия

В) отражение динамики показателей отчетности во времени

2. Показатели, отобранные с целью сравнения:

А) должны быть качественно однородными

Б) не должны быть качественно однородными

В) могут как быть, так и не быть качественно однородными

3. Получение абсолютных и относительных показатеклей динамики является результатом такого вида сравнения, как:

А) сопоставление фактических значений показателей с нормами с целью осуществления контроля над величиной затрат

Б) сравнение показателей до и после изменения какого-либо фактора

В) сравнение с показателями прошлого периода

4. Использование оптимальных величин в качестве базы сравнения применяется с целью:

А) осуществления контроля за выполнение плана

Б) выявления резервов сниждения себестоимости готовой продукции; поиска резервов роста объема производства и прибыли

В) выявления тенденций и закономерностей развития экономического явления

5. Такую цель, как осуществление контроля над величиной затрат имеет такой вид сравнения, как:

А) сравнение показателей до и после изменения какого-либо фактора

Б) сравнение с плановыми показателями

В) сопоставление фактических значений показателей с нормами

6. Такую цель, как определение конкурентных позиций конкретного предприятия, имеет такой вид сравнения, как:

А) сравнение основных показателей хозяйственной деятельности с аналогичными среднестатистическими данными

Б) сравнение с показателями прошлого периода

В) сопоставление фактических значений какого-либо показателя с нормами

7. Основная цель применения метода сравнения заключается:

А) в определении удельного веса (доли) каждой статьи бухгалтерского баланса в его общем итоге

Б) в выявлении изменений изучаемых явлений, а также тенденции этих изменений

В) в изучении и измерении влияния отдельных факторов на величину какого-то результативного показателя

8. Такую цель, как оценка хозяйственной деятельности предприятия за прошедший (отчетный) период имеет такой вид стравнения, как:

А)сравнение с показателями прошлого периода

Б) сравнение с плановыми показателями

В) сравнение показателей до и после изменения какого-либо фактора

9. Сравнение с показателями прошлого (базисного) периода) – позволяет:

А) выявить тенденции и закономерности развития экономического

явления

Б) осуществить контроль за ходом выполнения плана

В) определить конкурентные позиции конкретного предприятия

10. Такую цель, как оценка влияния определенного фактора на величину результативного показателя имеет такой вид сравнения, как:

А) сравнение с плановыми показателями

Б) сравнение с показателями проглого (базисного) периода

В) сравнение показателей до и после изменения какого-либо фактора

Наши рекомендации