Организация как субъект аудита
Термин «организация» в менеджменте имеет два смысла:
• это система, как хозяйствующий субъект (предприятие, общество, фирма, объединение, банк, компания и другие юридические лица);
• это процесс создания самой системы, функционирования отдельных ее элементов (организация транспортного, складского, энергетического хозяйства, организация труда и т.д.). В этом случае термин «организация» используется в расширенном толковании, особенно в не совсем концептуально удачном сочетании «организация управления предприятием».
Организация — это определенным образом структурированная совокупность людей (персонала организации), реализующих свои индивидуальные цели и задачи в процессе группового взаимодействия через призму организационных интересов.
Поведение человека в сложной, многофункциональной, динамической системе (которую представляет собой организация) подчиняется особым законам. Без их понимания эффективное управление невозможно.
Ключевым моментом в данном случае становится определение индивидуальных интересов членов организации (через исследование актуальных уровней потребностей и мотивационной структуры деятельности) и организационных интересов (формализуемых и выражаемых в миссии, целях и задачах деятельности организации). Их совпадение или разность и определяет в конечном итоге эффективность или неэффективность всей организационной системы.
При рассмотрении какой-либо группы людей как организации необходимо учитывать социальность организационного механизма, что накладывает свой отпечаток на рассмотрение ряда аспектов организационной деятельности. Имеется в виду:
• целое больше, чем сумма составляющих его частей;
• поведение человека определяется не только индивидуальной мотивацией, но и контекстом его включенности в организацию;
• система есть ее история (необходимо учитывать не только наличную ситуацию);
• динамика развития организации, т.е. поведение организации и ее членов определяется в конечном счете организационной парадигмой, без изменения которой часто невозможно достичь реального эффекта инноваций, нововведений.
Любая организация в зависимости от ее размеров и характера деятельности — это более или менее сложная система, состоящая из отдельных элементов. Каждый из таких элементов может, в свою очередь, рассматриваться как имеющее внутреннюю структуру подразделение и, следовательно, быть подсистемой, также состоящей из ряда присущих именно ей элементов.
Сложность технологических, организационных и экономических взаимосвязей между элементами систем и подсистем предопределяет необходимость учитывать в процессе исследования закономерностей и особенностей деятельности фирм специфические особенности методологических принципов системных исследований.
Во-первых, свойства системы не простая сумма свойств ее элементов. Система обладает и другими свойствами, возникающими именно из-за наличия взаимосвязей между ее элементами (закон эмерджентности).
Во-вторых, сложность фирмы как реально существующего объекта исследования требует представления в виде ряда упрощенных (по сравнению с действительностью) моделей. Каждая из них должна быть ориентирована на решение конкретного круга задач и являться лишь некоторым более или менее значительным упрощением реально существующего объекта, упрощением, отображающим лишь важнейшие (с точки зрения конкретной задачи) исследования свойства и взаимосвязи элементов и системы в целом.
В-третьих, фирма как система не может функционировать вне взаимосвязей с внешней средой, оказывающей на условия и результаты деятельности фирмы существенное влияние, и поэтому является открытой системой, находящейся в непрерывном взаимодействии с другими, иными словами, сама является подсистемой более общей экономической системы высшего уровня.
Проведение аудита базируется на системном подходе, в рамках которого организация — это комплекс взаимосвязанных систем (см. табл. 1):
• во-первых, как открытая система, т.е. находящаяся в условиях многовариантного рыночного развития;
• во-вторых, как закрытая система, т.е. имеющая закрепленную организационно-нормативную структуру, но существующую внутри открытой.
Открытаясистема. Организация как субъект рыночных отношений рассматривается в рамках маркетинговой концепции, означающей управление организацией исходя из внешних критериев рынка: так называемых факторов макро- и микросреды, рыночной конъюнктуры. Макросреда определяется факторами экономического, технического, социального, правового, политического и т.п. характера; тогда как микросреда — поведением потребителей, действиями конкурентов, политикой поставщиков и посредников. Складывающееся на данный момент соотношение между предложением и спросом, конкретные условия хозяйственной деятельности предприятия формируют конъюнктуру рынка.
Управление исходя из «внешних» критериев предполагает создание в организации следующих подсистем: » подсистемы восприятия внешней (рыночной) информации; ее главная функция -- организация проведения рыночных исследований;
• подсистемы обработки полученной информации, предполагающей анализ результатов рыночных исследований и формирование конкретных выводов, необходимых для стратегического планирования развития организации;
• подсистемы ответного реагирования, включающую мероприятия на рынке, направленные на формирование положительного отношения к самой организации, и ее конечным продуктам, услугам, а также мероприятия, регулирующие конкуренцию, т.е. создающие конкурентное преимущество.
Постоянное поддержание такой системы, ориентированной на внешние условия, создает возможность «нормального» выживания субъекта предпринимательской деятельности в рынке. Разумеется, все вышесказанное будет верным только для организации с серьезным внутренним потенциалом. Для воссоздания полной картины организации, необходимо ее рассмотрение как закрытой системы.
Закрытая система — предполагает разграничение организации на внутренние взаимозависимые и взаимодополняемые системы, формирующие в конечном итоге ее (организации) содержание.
При рассмотрении организации как открытой системы речь шла о маркетинговой концепции управления, т.е. именно маркетинг являлся главным инструментом, поддерживающим ее существование. При рассмотрении организации как закрытой системы таким главным инструментом является стратегия. Стратегическое мастерство руководителей важнейшее условие для существования организации как закрытой системы. Управление такой системой предполагает формирование системных компонентов. Это: «подсистема, в рамках которой, взаимоувязаны такие элементы организации как миссия, цели и стратегия. Эта подсистема носит характер надстройки;
• содержательная (статическая) подсистема организации. Статическая подсистема описывается морфологией (структура «пустых мест» или организационная структура, состоящая из отделов и конкретных должностей) и функциональной закрепленностью (функциональная структура, характеризующая все выполняемые в рамках организация функции). Большое значение имеет соответствие или несоответствие функционального и морфологического содержания. Их несоответствие приводит к различным формам организационных патологий. Важнейший показатель содержательной системы - организационная культура, как описывающая ценности организации;
• подсистема развития организации, формирующая, оценивающая, оптимизирующая критерии развития и роста. Необходимо отметить, что развитие организации во многом зависит от
факторов внешней среды и результатов функционирования организации как открытой системы.
В табл. 1 содержится краткий конспект основных положений системного подхода.
Особое место в деятельности организации занимает разработка стратегии, или стратегическое планирование — одна из основных функций управления, представляющая собой процесс определения целей организации, а также путей их достижения (см. рис. 2.).
Стратегическое планирование формирует основу для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля менеджмента ориентированы на разработку и реализацию стратегических планов.
Таблица 1.
Организация как система
Организационная система | Управленческая концепция | Подсистема | Описание подсистемы |
Организация как субъект рыночных отношений (как открытая система) | Маркетинговая концепция: восприятие и управление ИСХОДЯ из внешних критериев | восприятия внешней (рыночной) информации | проведение рыночных исследований |
обработки рыночной информации | анализ маркетш1говой информации; формирование направлений развития | ||
«ответного» реагирования | мероприятия на рынке; формирование отношения потребителей; регулирование конкуренции | ||
Организация как закрытая система | Концепция стратегич. планирования -го поведения | миссии и целей организации | формирование миссии организации; формирование целей организации |
стратегии развития | формирование стратегии развития | ||
содержательная система организации (статический уровень) | определение морфологии организации; определение функциональной закрепленности (анализ реализуемых в рамках организации функций); определение их соответствия или несоответствии; определение организационной культуры | ||
функциональная система подразделений (реализуемые в рамках отдельного подразделения функции) | определение целей подразделения; функции подразделения; организационная культура подразделения; оценка ценности подразделения для организации; адаптивность к целим организации | ||
развития, роста организации (динамический уровень) | определение критериев развития; определение показателей |
Разработка и реализация стратегии -- важнейшая функция руководителей высшего звена управления организации. В рамках стратегического планирования решаются следующие вопросы управления организацией:
• разработка общефирменной стратегии;
• подготовка стратегических решений в отдельных хозяйственных областях;
• анализ конкурентной среды;
• определение основных целей организации;
• управление стратегически важными факторами деятельности на рынке;
• формирование маркетинговой стратегии на рынке отдельных товаров;
• изучение жизненного цикла продукции на рынке;
• управление портфелем заказов;
• выявление стратегических перспектив финансирования капиталовложений;
• формирование кадровой политики организации;
• формулирование общей концепции развития предприятия;
• анализ перспектив в этой области;
• исследование структуры затрат.
Стратегическое планирование определяет характер стратегического управления. Реализация стратегических планов, стратегический контроль и выявление возникающих проблем относятся к сфере оперативного управления организацией (см. рис. 3).
Рис. 3. Внутрифирменное планирование
Важный фактор стратегического планирования — стратегия, разработанная руководителями высшего звена управления, должна быть поддержана руководителями среднего звена и всеми работниками. Последние должны четко представлять свою роль в деятельности фирмы и достижении ею долговременных и краткосрочных целей. Для этого они должны быть соответствующим образом проинформированы. Без ясной формулировки целей нет возможности объединить усилия всех работников для их достижения.
Важный аспект управления организацией — изучение и анализ внешней среды и внутренних проблем организации. Анализ внешней среды позволяет ответить на следующие конкретные вопросы:
• Где в настоящее время находится предприятие?
• Где, по мнению высшего руководства, оно должно находиться в будущем?
• Что должны сделать менеджеры, чтобы организация из того положения, в котором она находится сейчас, перешла в рыночную позицию, на которой ее хотело бы видеть руководство?
Диагноз внутренних проблем определяется в рамках управленческого обследования, представляющего собой оценку функциональных зон организации для выявления ее сильных и слабых сторон. В рамках обследования обычно рассматриваются: маркетинг, финансы, операции (производство), человеческие ресурсы (персонал), и образ организации.
Очень важно тщательно проанализировать следующие условия работы организации:
• циклы ее деловой активности;
• изменения конъюнктуры рынка,
• наличие рабочей силы;
• источники материальных и финансовых ресурсов;
• взаимодействие с государственными и другими предприятиями отрасли;
• основные конкуренты организации и другие факторы (см. рис. 4).
Рис. 4. Основные элементы организации
Для качественного и полного понимания внутриорганизационных процессов, детерминирующих ее внешний образ, необходимо выделить ее существенно важные элементы (см. рис. 5).
Для изучения деятельности фирм наибольшее значение имеет анализ организационно-управленческой и экономико-технологической структур фирм на основе соответствующих моделей.
Взгляд на организацию сквозь призму циклов развития позволяет точнее идентифицировать ее основные ценностные установки и ориентации, конкретизировать задачи, стоящие перед организацией, особенности управленческих подходов и кадрового обеспечения.
Анализ исходной позиции
Рис. 5. Анализ исходной позиции в работе организации
Ниже рассмотрены атрибуты современной организации:
Видение — это картина представления будущего, которого хочет достигнуть организация. Видение следует рассматривать как вероисповедание, оно выражает чувства сотрудников и формулируется так, как будто бы оно уже началось (утверждающая формулировка). Видение для организации должно быть единственным и неповторимым.
Миссия — показывает, для чего существует организация? В чем состоит ее задача в рамках общества? Какую роль выполняет организация своей деятельностью? Миссия детализирует статус предприятия, обеспечивает основное направление и ориентиры для определения целей, стратегических подходов на различных организационных уровнях. Формулировка миссии предприятия содержит следующие моменты:
1) главная задача предприятия с точки зрения его основных услуг или изделий, его важнейших рынков и преимущественных технологий;
2) характеристика по отношению к фирме среды, которая определяет основные принципы деятельности предприятия на рынке;
3) культура и психологический климат организации.
Правильный выбор миссии имеет колоссальное значение. Организация открытая система, способная выжить на рынке, если только окажется способной удовлетворять какую-то потребность внешней среды.
Например, миссия корпорации IBM |
1) быть членом промышленного со
общества;
2) в изобилии изготавливать и про
давать качественное электронно-
вычислительное оборудование.
Образцовая модель организации (философия организации). В понятии «образцовая модель» заключается представление о ценностях, позициях и способах поведения, которые отличают эту организацию от других. Представления о ценностях могут быть заимствованы у других организаций. Они затрагивают скорее рациональный уровень, но могут содержать и качественную информацию. Хорошо управляемые организации почти всегда отличаются солидной системой ценностей.
1) каждый человек заслуживает уважения;
2) каждый покупатель имеет право
на самое лучшее обслуживание, какое только возможно;
3) следует добиваться совершенства во всем.
Идеал — содержит информацию о состояниях и событиях, которых организация желает приобрести. Идеал -- это скорее утопия.
Культура организации — совокупность норм, представлений о ценностях и направлениях мыслей, отражающих поведение сотрудников всех ступеней и, тем самым, облик организации, который она являет миру. В понятии «организационная культура» могут определяться также основные принципы управления, которые составляют управленческое кредо организации.
Цели организации — включают в себя измеримые результаты и величины. Цели могут иметь количественную и качественную природу и служат тому, чтобы делать наглядными результаты работы организации или руководящих работников, сотрудников, коллективов. Они, как правило, используются для оценки деятельности.
Для корпорации IBM базовые цели звучат следующим образом: |
1) рост благодаря взаимной выгоде для
компании и потребителей;
2) получение прибыли путем служения
обществу;
3) честная конкуренция на рынке;
4) взаимная выгода для компании и поставщиков, посредников, акционеров;
участие в управлении всех работающих в компании.
Организационнаяструктура фирмы чаще всего представляется в форме схемы, показывающей связи и разделение ответственности в рамках организации. Для ее подготовки последней важно:
• определить ближайшие потребности компании и то, что станет необходимым по мере развития фирмы;
• выяснить, какие сотрудники способны выполнять отводимые им функции;
• оценить взаимоотношения между сотрудниками и как будут формироваться задания для них.
Это создает основу для определения организационной структуры компании, которая должна быть сформирована таким образом, чтобы обеспечивать наиболее эффективное выполнение поставленных задач. Решение вопроса, каким образом будет разделена ответственность и, что еще важнее, власть, должно быть определено на самой ранней стадии развития фирмы. В организационной схеме находит отражение стратегия и методы бизнеса.
Организационная структура фирм (наличие, функции и состав структурных подразделений) сильно зависит от отраслевых особенностей деятельности фирмы, ее размера и других объективных факторов (наличие достаточно развитой производственной и транспортной инфраструктуры в месте расположения фирмы и т.д.). При допустимых с точки зрения содержания поставленной задачи упрощениях организационную структуру фирм любого профиля можно представить моделями достаточно общего вида, которые затем необходимо положить в основу оценок эффективности (действенности) в рамках данной фирмы механизма.