Анализ инвестиционной привлекательности организации, отрасли, региона деятельности организации.
4.2.1 Инвестиционная привлекательность организации (за последний полный финансовый год);
Основные показатели, характеризующие инвестиционную привлекательность компании, представлены в таблице ниже (таблица составлена по предложенному образцу). В связи с тем, что компания находится на стадии роста, основные показатели, использующиеся при оценке инвестиционной привлекательности, имеют значения, не подходящие под норму. Главным образом, неудовлетворительные значения показателей связаны с наличием чистого убытка у ЗАО «ГСС». Более того, стоит учесть, что большинство показателей, представленных в таблице, разработаны для публичного акционерного общества. Для закрытых обществ же не существует единого подхода к оценке инвестиционной привлекательности. Для каждой отрасли и каждого предприятия следует разрабатывать индивидуальный подход.
Так как основным родом деятельности ЗАО «ГСС» является производство гражданских самолетов, нужно принять во внимание особенности рынка гражданской авиации. Среди важных особенностей данной отрасли можно отметить следующие:
• Крайне редко происходит прямая продажа самолетов, чаще всего заключаются договоры лизинга, в которых участвует третья сторона – банк. Поэтому от заключения контракта до получения положительных потоков по продукту может пройти большое количество времени;
• Большинство контрактов на самолеты заключаются заранее. Другими словами, изготовления воздушных средств происходит по предзаказу;
• Контракты на поставку воздушных средств на внутреннем рынке заключаются чаще всего в иностранной валюте. Отсюда большая зависимость от колебаний курса национальной валюты;
• Сотрудничество с покупателем начинается в момент подписания договора о поставке продукции и продолжается в течение нескольких лет; помимо самой продажи воздушного средства производителем оказывается постпродажное обслуживание;
Исходя из этих особенностей, можно сделать вывод, что на первый взгляд непривлекательная с точки зрения вложения инвестиций компания имеет отличную динамику по многим показателям и может в скором времени стать весомым игроком не только на российском, но и на международном рынке.
Более того, учитывая специфику отрасли, можно заключить, что ряд показателей в таблице рассчитывать нецелесообразно. Например, показатели, использующие рыночную цену акции либо рыночную стоимость компании не имеют смысла в виду того, что общество является закрытым. Поэтому в расчетах использовались балансовые и реализационные значения, взятые из бухгалтерской отчетности и ежеквартальных отчетов. Также нецелесообразно рассчитывать для ЗАО «ГСС» показатели отношения долга к EBITDA, стоимость компании к EBITDA, так как компания находится на стадии роста.
При оценке инвестиционной привлекательности ЗАО «ГСС» следует принять во внимание такие показатели, как себестоимость продаж и валовая прибыль. Вплоть до 2014 года валовая прибыль имела отрицательное значение, что говорит о продаже продукции ниже себестоимости. Это делалось для завоевания доли на рынке. Однако в 2014 году показатель валовой прибыли заметно вырос и принял положительное значение. Также заметно сократилась себестоимость продукции (количество произведенных единиц продукции при этом увеличилось).
Отсюда можно сделать выводы о том, что общество имеет хорошую динамику и уже в 2017 году ожидается получение положительной чистой прибыли.
4.2.2. Инвестиционная привлекательность отрасли, продукция которой имеет преобладающую долю в выручке организации (за последний полный финансовый год);
№ п/п
Показатель
Роль в экономике страны
Перспективы развития отрасли
1,1
Доля продукции отрасли/ ВВП
1%
1,2
Прирост объема продаж продукции отрасли/ прирост ВВП
0,3%
1,3
Численность в отрасли/численность занятых в стране
1%
1,4
Собственные финансовые ресурсы/ объем капиталовложений
2,6
Собственный капитал/ активы
0,108
Эффективность деятельности отрасли
3,7
Налоговая нагрузка по НДФЛ без учета поступлений по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование
6,2%
Степень господдержки
4,1
Объем бюджетных средств на гражданскую авиацию
2,2 млрд. рублей
Монополизированность.
Sukhoi Superjet 100 – это региональный 100-местный самолет нового поколения, который объединяет в себе новейшие технологии в области авиастроения. SSJ100 является ближнемагистральным пассажирским самолетом с вместимостью 100 пассажиров. В этом сегменте существуют еще 2 крупных производителя такого класса самолетов: компания «Bombardier» и «Embraer». Однако на данный момент в России эксплуатируется лишь 2 самолета фирмы «Bombardier» и ни одного самолета «Embraer». Отсюда следует логичный вывод, что компания ГСС «Сухой» является в определенной степени монополистом в классе ближнемагистральных пассажирских самолетов в России. Однако следует принять во внимание тот факт, что данный вид продукты является очень эластичным в соотношении спрос/предложение, так как при существенном изменении цены спрос существенно сократится в пользу конкурентов. Поэтому в том, что ЗАО «ГСС» является монополистом, при столь сильных конкурентах, решающая заслуга принадлежит непосредственно самой компании ГСС.
Инфляционная устойчивость
Особенностью данной отрасли российской экономики является невысокий процент локализации продукции, а также большой временной период между завершением производства самолета и получением последних денежных поток по нему от заказчиков. Поэтому логично предположить, что возрастающий уровень инфляции российского рубля может негативно отразиться на деятельности предприятий авиастроения. Однако нельзя забывать о том, что все современные российские гражданские самолеты и вертолеты производятся практически полностью из иностранных комплектующих, в России осуществляется лишь их узловая сборка. Производство двигателей же практически никак не зависит от инфляционных уровней рубля. Более того, даже с российскими компаниями предприятия авиастроительной отрасли заключают чаще всего долларовые контракты на свою продукцию. Поэтому в таких условиях можно говорить слабой чувствительности данной отрасли к инфляционным изменениям национальной валюты.
Конкурентоспособность
В основном авиационная промышленность сохраняется за счёт экспортных поставок, главным образом военной техники, составляющей 61, 3% от объёмов производства. На мировом рынке российская авиационная промышленность обеспечивает до 25% объема продаж военной авиации и более 30% вертолётов.
В большинстве сегментов количество лидирующих игроков сократилось до двух. Так, магистральные самолеты производят Airbus и Boeing, реактивные региональные — Embraer и Bombardier, двигатели для дальнемагистральных лайнеров делают Rolls-Royce и General Electric, а для узкофюзеляжных — альянсы CFM International и International Aero Engines. В свою очередь, консолидация в сфере авиаперевозок повышает требования в части унификации парка: есть примеры, когда слияние двух крупных компаний приводило к полному отказу от одного или нескольких ранее эксплуатировавшихся типов воздушных судов.
В настоящее время ГСС Сухого является единственным производителем гражданских ближнемагистральных самолетов. Конкретно для проекта нашей компании ( SSJ 100), стоит подчеркнуть, что на российском рынке конкурентов нет, существуют два конкурента – ebraer e190 и bombardier СS100. Подчеркнем, что в рамках запуска нового проекта, а SSJ 100 является относительно новой программой, компания делает скидки своим покупателям и самолеты приобретаются по цене ниже католожной и работает себе в убыток, так как первые крупные заказчики( как это было с Аэрофлотом) делят часть рисков, связанных с реализацией проекта. Это является мировой практикой. Инвестиционные затраты в программу SSJ 100 значительно ниже по сравнению с компаниями конкурентами. ( 3,3 млрд $ из них 1,8 ниокр против 5 млрд в boeing 737)
Самолеты SSJ 100 существенно превосходят конкурентные предложения на рынке по ключевым характеристикам, влияющим на экономику эксплуатации ( топливная и весовая эффективность), при полном удовлетворении потребностей авиакомпаний по дальности полета и транспортной задаче.
Основные характеристики
SSJ 100/95 Basic/LR
SSJ 115
EMB190
EMB195
CS100
Год первой поставки
Пассажировместимость
98 до 108
115 до 120
98 до 114
108 до 122
110 до 125
Максимальный взлетный вес тонн
45,88/49,45
До 51
До 51,8
До 52,29
До 58,15
Вес пустого снаряженного тонн
27,2
29,5
27,82
28,95
34,5
Дальность полета км
2710/4100
До 2800
3336/4448
2780/4077
4074/5463
Сбалансированная дистанция для взлета TOFL м
1950/2050
1598/2100
1742/2179
Блоковое топливо кг
Помимо пассажариских самолетов на основе платформы SSJ создается вариант Бизнес-самолета ( SBJ), который обладает целым рядом преимуществ:
• комфорт уровня больших бизнес лайнеров BBJ и ACJ. Конкурент - Lineage1000.
• современный стиль и высокое качество материалов.
• современные технологии и низкий уровень капиталовложений за счет более привлекательного предложения по цене и существенной экономии в эксплуатационных расходах в сравнении с Большими Бизнес Джетами.
Исходя из оценки авиационного рынка, следует сделать главный вывод: спрос на воздушные суда и, прежде всего, на магистральные пассажирские самолеты не является ограничением с точки зрения появления новых производителей финальной продукции. Ограничением является лишь их способность создать конкурентоспособный продукт, переключение на который для эксплуатантов станет экономически целесообразно.