Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия

В условиях рыночных отношений целью деятельности любого хозяйственного

субъекта является получение прибыли. Прибыль обеспечивает предприятию возможности

самофинансирования, удовлетворения материальных и социальных потребностей собст-

венника капитала и работников предприятия. На основе налога на прибыль формируются

бюджетные доходы. Поэтому одна из важнейших составных частей экономического ана-

лиза – это анализ формирования прибыли. Прибыль – часть чистого дохода, созданного в

процессе производства и реализованного в сфере обращения. Только после продажи про-

дукции доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой раз-

ность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога

и других отчислений из выручки в бюджетные и небюджетные фонды) и полной себе-

стоимостью реализованной продукции.

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия

являются:

– оценка выполнения плана выпуска и реализации продукции и получение прибыли;

– определение влияния факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты;

– выявление резервов увеличения объема реализации рентабельной продукции и суммы

прибыли.

Анализ прибыли находится в непосредственной связи с порядком ее формирования.

Выручка от продажи характеризует общий финансовый результат (валовой до-

ход) от реализации продукции (работ, услуг).

В западной литературе этот показатель называют валовой выручкой.

Выручка от продажи является одним из важнейших показателей финансовой дея-

тельности, которая включает: выручку (доходы) от реализации готовой продукции, полу-

фабрикатов собственного производства; работ и услуг; покупных изделий (приобретенных

для комплектации), строительных, научно-исследовательских работ; товаров в торговых,

снабженческих и сбытовых предприятиях; услуг по перевозке грузов и пассажиров на

предприятиях транспорта.

Выручка от продажи может быть определена по моменту поступления денег на

расчетный счет или в кассу. Документально это оформляется выпиской банка с расчетно-

го счета предприятия или кассовыми документами, на основе которых зачисляются на-

личные денежные средства.

Предприятия могут определять выручку от реализации и финансовый результат по

моменту отгрузки продукции (выполнения работ, услуг), что оформляется соответствую-

щими документами об отгрузке и т.п.

Валовая прибыль рассчитывается как разность между суммой выручки от продажи

продукции в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и вели-

чиной себестоимости проданных товаров. Валовая прибыль от реализации (прибыль от реа-

лизации продукции, работ, услуг) является важным финансовым результатом. Этот резуль-

тат используется при принятии финансовых решений фирмы. Предприятия в полной себе-

стоимости произведенной и реализованной продукции выделяют отдельно коммерческие и

управленческие расходы, которые в дальнейшем уменьшают валовую прибыль предприя-

тия. Результатом данного вычитания будет являться прибыль (убыток) от продаж.

Полученная прибыль(убыток) до налогообложения получается суммированием

прибыли от продаж и сальдо операционных и внереализационных расходов и доходов.

В соответствии с ПБУ 9/99 (Приказ Минфина №32н от 06.05.1999) операционны-

ми доходами являются:

.. поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (вре-

менное владение и пользование) активов организации;

.. поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на

изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

.. поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая

проценты и иные доходы по ценным бумагам);

.. прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору

простого товарищества);

.. поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных

средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

.. проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организа-

ции, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на

счете организации в этом банке.

В состав доходов от внереализационных доходов входят:

.. штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

.. активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

.. поступления в возмещение причиненных организации убытков;

.. прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

.. суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой

давности;

.. курсовые разницы;

.. сумма дооценки активов ;

.. прочие внереализационные доходы.

В соответствии с ПБУ 10/99 (Приказ Минфина №33н от 06.05.1999) операцион-

ными расходами являются:

.. расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное

владение и пользование) активов организации;

.. расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на

изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственно-

сти;

.. расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

.. расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

.. расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и

иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продук-

ции, товаров;

.. проценты, уплаченные организацией за предоставление ей в пользование денежных

средств (кредитов, займов);

.. отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтер-

ского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные

бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хо-

зяйственной деятельности;

.. прочие операционные расходы.

В состав внереализационных расходов входят:

.. штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

.. возмещение причиненных организацией убытков;

.. убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

.. суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, других

долгов, нереальных для взыскания;

.. курсовые разницы;

.. сумма уценки активов;

.. перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятель-

ностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений,

мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприя-

тий;

.. прочие внереализационные расходы.

После внесения в федеральный, региональный и местные бюджеты налога на при-

быль в распоряжении предприятия остается прибыль(убыток) от обычной деятельно-

сти., которая затем корректируется на сальдо чрезвычайных доходов и расходов. Данные

виды расходов и доходов согласно ПБУ9/99 и ПБУ10/99 отражают последствия чрезвы-

чайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии,

национализации имущества и т.п.). Конечным финансовым результатом деятельности ор-

ганизации является чистая (нераспределенная) прибыль (убыток) отчетного периода.

Механизм формирования использования прибыли показан на схеме (рис. 7).

Выручка от реализации

продукции без НДС и

акцизов

Себестоимость проданных

товаров, продукции, работ,

услуг

Валовая прибыль Коммерческие и

управленческие расходы

Прибыль от продаж

Операционные и

внереализационные

доходы и расходы

Прибыль до

налогообложения

Налог на прибыль

Прибыль (убыток) от обычной деятельности

предприятия

Чрезвычайные доходы и

расходы

Чистая (нераспределенная)

прибыль (убыток )

отчетного периода

Рис. 7. Схема формирования финансового результата предприятия.

На основе данных формы отчетности № 2 (Приказ Минфина № 67 от 22.07.03 г.) «От-

чет о прибылях и убытках» методом горизонтального и вертикального анализа проводится

сравнение финансовых результатов предприятия отчетного и предыдущего периода. Анали-

зируется полученная прибыль, как в динамике, так и по структуре ее составных частей.

Основную часть прибыли составляет прибыль от продаж продукции и услуг. В

процессе анализа изучают показатели выполнения плана по прибыли и определяют фак-

торы изменения ее суммы.

В основном прибыль от реализации продукции зависит от 4-х факторов: объема

реализации продукции (V), ее структуры (Уд.в.), себестоимости (С/с) и уровня среднереализационных цен (Ц).

Используя данные табл. 5.28, рассчитаем влияние данных факторов на прибыль от

реализации продукции:

Таблица 5.28

Влияние на прибыль некоторых факторов, млн. руб.

Показатель

На начало

периода (по

базису)

По базису на факти-

чески реализован-

ную продукцию

На конец перио-

да (фактические

данные)

Выручка от продаж в отпуск-

ных ценах предприятия

Затраты на производство (пол-

ная себестоимость)

Прибыль от продаж продукции

Прибыль за анализируемый период выросла на 139 млн. руб.:

.П = 282 – 143

Определим, какие факторы повлияли на изменение прибыли от продаж.

1. Если сравнивать сумму прибыли на начало периода и прибыль, рассчитанную

исходя из фактического объема и ассортимента, но при ценах и себестоимости продукции

на начало периода, то разница между ними показывает, насколько произошло изменение

прибыли за счет объема и структуры продукции отчетного периода:

.П (v, уд.в.) = 227 – 143 = + 84 млн. руб.

2. Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо прибыль на начало пе-

риода умножить на процент роста объема производства, который определяется делением

выручки от реализации, рассчитанной исходя из базисной цены и фактического объема

реализованной продукции, на выручку от реализации на начало периода:

(410:312) . 100 – 100 = 31,4

.П (v) = 143 . 31,4 / 100 = + 44,9 млн. руб.

3. Определим влияние структурного фактора:

.П (уд.в.) = 84-44,9 = + 39,1 млн. руб.

4. Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливается

сравнением затрат, полученных при фактическом объеме реализации и себестоимости

единицы продукции на начало периода, и полной фактической себестоимостью на конец

периода:

.П (с/с) = 183 -196 = – 13 млн. руб.

5. Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию определяется

сопоставлением фактической выручки от реализации на конец отчетного периода с вы-

ручкой от реализации, рассчитанной при фактических объемах продаж и ценах на начало

периода:

.П (ц) = 478 – 410 = + 68 млн. руб.

Общее изменение прибыли от данных факторов находится как суммирование по-

лученных результатов:

39,1 + 44,9 + (-13) + 68 = 139 млн. руб.

Аналогичный анализ можно проделать, используя способ цепной подстановки:

Таблица 5.29

Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли

от реализации продукции способом цепных подстановок

Показатель Условие расчета Порядок расчета Расчет Сумма прибыли, млн. руб
Объем реализации Структура товарной продукции Цена Себесто- имость
На начало периода ВР0 -С/с0 312-169
Усл. 1 П0*К роста 143*1,314 187,9
Усл. 2 ВРусл.-С/с усл. 410-183
Усл. 3 ВР1 – С/с усл. 478-183
На конец периода ВР1- С/с1 478-196

Изменение суммы прибыли за счет:

1) объема реализации продукции:

.П (v) = 187,9 – 143 = + 44,9 млн. руб;

2) структуры товарной продукции:

.П (уд.в.) = 227 – 187,9=39,1 млн. руб.;

3) средних цен реализации:

.П (ц) = 295 – 227 = + 68 млн. руб.;

4) себестоимости реализованной продукции:

.П(с/с) = 282 – 295 = – 13 млн. руб.

В последнее время в связи с развитием рыночных отношений все больший ин-

терес вызывает анализ прибыли по системе «директ-кост», которая была рассмотрена

в предыдущем параграфе. В отличие от методики анализа прибыли, которая применя-

ется в основном на отечественных предприятиях, система «директ-кост» позволяет

более полно учитывать взаимосвязи между показателями и точнее измерять влияние

факторов.

При анализе прибыли, применяемой в нашей стране, обычно используется модель:

П= К (Ц – С/с)

где

П — сумма прибыли;

К — количество реализованной продукции в натуральных показателях;

Ц — цена реализации единицы продукции;

С/с — себестоимость единицы продукции.

В данном случае принимают, что все факторы изменяются сами по себе, независи-

мо друг от друга. Однако здесь не учитывается взаимосвязь между объемом реализации и

себестоимостью продукции. При увеличении объема производства себестоимость едини-

цы продукции снижается за счет того, что сумма постоянных расходов не изменяется, а

возрастают только переменные затраты.

Для обеспечения системного подхода при изучении факторов используется мар-

жинальный доход. Он представляет собой сумму прибыли и постоянных затрат пред-

приятия (П + Н). Зная ставку маржинального дохода (Дс) в цене единицы продукции,

можно определить прибыль от реализации конкретного вида продукции:

П = К . Дс – Н

Дс = Ц – V;

П = К . (Ц – V) – Н,

где

V – переменные затраты на единицу продукции.

Анализ прибыли по формуле, учитывающей переменные и постоянные затраты,

более точно определяет влияние факторов на результирующий показатель. Рассмотрим

это на примере, используя данные из табл. 5.30

Таблица 5.30

Данные для факторного анализа прибыли по методу

маржинального дохода

Показатели

На начало

периода

На конец

периода

Объем реализации продукции, ед.

Цена реализации, руб.

119,5

Себестоимость изделия, руб.

56,3

В том числе удельные переменные расходы, руб.

39,4

33,7

Сумма постоянных затрат, млн. руб.

50,8

61,2

Прибыль, млн. руб.

Прибыль на начало периода:

По = Ко (Цо – Vо) – Но = 3000000 (104 –39,4) – 50,8 = 143 млн. руб.

Пусл.1 = К1(Цо – Vо) – Но = 4000000 (104 – 39,4) – 50,8 = 207,6 млн. руб.

Пусл.2 = К1(Ц1 – Vо) –Но = 4000000 (119,5 – 39,4) – 50,8 = 269,6 млн. руб.

Пусл.3 = К1(Ц1 – V1) – Но = 4000000 (119,5 – 33,7) – 50,8 = 292,4 млн. руб.

Прибыль на конец периода:

П1=К1 (Ц1 – V1) – Н1 = 4000000 (119,5 – 33,7) – 61,2 = 282 млн. руб.

Общее изменение прибыли:

282 – 143 = 139 млн. руб.,

в том числе за счет изменения:

количества реализованной продукции:

.Пк = 207,6 – 143 = 64,6 млн. руб.;

цены реализации:

.Пц = 269,6 – 207,6 = 62 млн. руб.;

удельных переменных затрат:

.П v = 292,4 – 269,6 = 22,8 млн. руб.;

суммы постоянных затрат:

.Пн = 282 – 292,4 = – 10,4 млн. руб.

Сравнивая результаты, полученные по данному методу и рассчитанные ранее по

способу цепных подстановок, можно заметить расхождение между ними: за счет увеличе-

ния объема реализации продукции предприятие получило прирост прибыли в первом слу-

чае – 44,9 млн. руб., а во втором – 64,6 млн. руб. Рассмотренная методика, учитывая взаи-

мосвязь объема производства (продаж), себестоимости и прибыли, позволяет более точно

исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли.

Предприниматель, чтобы выжить в конкурентной борьбе, всегда стремится к

получению максимума прибыли. Поэтому важным управленческим решением являют-

ся правильное обоснование производственной мощности предприятия и установление

объемов выпуска, при котором производство будет рентабельным. Для этого необхо-

димо определить безубыточный объем продаж и зону безопасности предприятия, где

гарантирована необходимая сумма прибыли. Выручка от реализации продукции за вы-

четом переменных расходов составляет маржинальный доход, являющийся важным

параметром в оценке управленческих решений. Величину выручки от реализации, при

которой предприятие будет в состоянии покрыть все свои расходы (переменные и по-

стоянные), не получая прибыли, принято называть критическим объемом производства

(«мертвой точкой»). Используя маржинальный анализ, который получил также назва-

ние директ-кост (direct-cost), находим такой объем производства и реализации продук-

ции, чтобы покрыть переменные и постоянные затраты за соответствующий период.

Точка критического объема производства (ТКОП) показывает, что общая сумма маржи

с переменной себестоимостью возмещает общую сумму постоянных затрат за опреде-

ленный период. Определение порога прибыли (ТКОП) осуществляется двумя способа-

ми: графическим (break-even-clart) и алгебраическим решением. Рассмотрим подробнее

каждый. На основании данных об объеме реализации продукции, постоянных и пере-

менных затрат, прибыли строится график. По оси абсцисс показывается объем реали-

зации продукции в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции) и в

стоимостном выражении (несколько видов продукции). По оси ординат – постоянные и

переменные затраты, т.е. полная себестоимость проданной продукции и прибыль, ко-

торые вместе составляют выручку от реализации. График позволяет определить точку

пересечения затрат и выручки от продаж. Данная точка, где затраты равны выручке, и

является точкой критического объема производства (ТКОП).

ПрибыльПостоянные

затратыМаржинальныйдоходПеременные затраты1000500048121620YXТочка безубыточностиЗонаубытковЗона прибыли

Рис. 8. Зависимость между объемом реализации продукции,

ее себестоимостью и суммой прибыли.

Из рис. 8 видно: все, что реализовано левее ТКОП (точка безубыточности), – убы-

точно (зона убытков), все, что правее ТКОП, – прибыльно (зона прибыли). Разность меж-

ду фактическим и безубыточным объемом продаж – это зона безопасности, которая пока-

зывает, на сколько фактический объем продаж выше критического, при котором рента-

бельность равна нулю.

Для решения проблемы вторым, алгебраическим способом используют модель

формирования финансового результата по методу CVP «Затраты – объем – прибыль».

Прибыль будет равна: объем продаж в натуральном выражении К умножаем на цену то-

вара Ц – К*Ц, далее отнимаем сумму переменных затрат К.ПР (ПР – переменные расхо-

ды единицы продукции) и сумму постоянных затрат З пост.:

Р = К.Ц – К.ПР – Зпост.

Зная, что в ТКОП сумма прибыли будет равна нулю, получим уравнение:

(Ц – ПР) . К – Зпост = 0

Отсюда:

.

ПР– ЦЗпостК=

Таким образом безубыточный объем реализации продукции равен делению постоян-

ных затрат на маржинальный доход на одно изделие. Следовательно, безубыточный объем

продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных и переменных затрат, а также от

уровня цен на продукцию. При повышении цен необходимо снижать объем реализации

продукции, чтобы компенсировать постоянные издержки предприятия, и наоборот.

Определить зону безопасности можно по формуле:

100%

.КплКбез.– Кпл. без. З.=,

где

Кпл. – планируемый объем выпуска продукции;

Кбез. – безубыточный объем выпуска продукции.

Запас финансовой прочности показывает, на сколько планируемый объем выше

критического, при котором рентабельность равна нулю.

Увеличение переменных затрат на единицу продукции и постоянных затрат повы-

шает порог рентабельности и уменьшает зону безопасности. Поэтому каждое предприятие

стремится к сокращению постоянных издержек. Оптимальным вариантом считается та-

кой, который позволяет снизить долю постоянных затрат на единицу продукции и увели-

чить зону безопасности.

При анализе прибыли важно разделить влияние внешних и внутренних факторов.

Взаимосвязь слагаемых прибыли можно отразить с помощью следующей схемы, предло-

женной А.Д. Шереметом и Р.С. Сайфулиным2:

Объем продукции в

стоимостном выраже-

нии (N)

=

Объем продукции в

физических единицах

(g)

.

Цена единици

продукции (Ц)

Доходность (

SN)

=

Производительность

ресурсов (

Zg)

.

Возмещение затрат

в цене продукта

(

СЦ)

Затраты на производ-

ство в денежном вы-

ражении (S)

=

Объем использованных

ресурсов (в натураль-

ном выражении) (Z)

.

Цена единицы ре-

сурса (С)

Прибыль

(N – S)

=

Объем продукции в стоимо-

стном выражении) (g . Ц)

Затраты на производство в

денежном выражении (Z . С)

Доходность предприятия есть произведение промышленной производительности

(g/ Z) на финансовую производительность (дефлятор цены) (Ц/С). Последний показатель

характеризует меру возмещения дополнительных затрат в цене реализуемой продукции за

счет повышения себестоимости в результате роста цен на ресурсы.

Выполнение плана прибыли также зависит от деятельности предприятия, не свя-

занной с реализацией продукции. Производится анализ финансовых результатов от про-

чих видов деятельности, и разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на

предупреждение и сокращение убытков и потерь от внереализационных операций.

Важнейшим показателем, отражающим конечные финансовые результаты деятель-

ности предприятия, является рентабельность.

2 Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 1996.

Показатель рентабельности характеризует эффективность работы как в целом, так

и доходность различных направлений (производственной, предпринимательской, инве-

стиционной), окупаемость затрат и т.д.

Показатели рентабельности можно объединить в три основные группы:

1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек произ-

водства и инвестиционных проектов. Исчисляются отношением прибыли до налогообло-

жения (П) или чистой (ЧП) прибыли к сумме затрат по реализованной или произведенной

продукции (З):

RзЗП= или RзЗЧП=;

2) показатели, характеризующие рентабельность продаж. Рассчитываются деле-

нием прибыли до налогообложения или чистой прибыли на сумму полученной выручки

(ВР):

Rпр.

ВРП= или Rпр.

ВРЧП=;

3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей. Исчисляются

как отношение прибыли до налогообложения (чистой) прибыли к среднегодовой стоимо-

сти всего инвестированного капитала (.ИК) или его отдельных слагаемых: собственного,

заемного, основного, оборотного, производственного и т. д.:

Rк.=

ИКП или Rк.=

ИКЧП.

В процессе анализа изучают динамику перечисленных показателей рентабельно-

сти, выполнение плана по их уровню и определяют факторы, оказывающие существенное

влияние на его величину. Факторный анализ осуществляют либо способом цепных под-

становок, либо способом пропорционального деления. Факторами здесь могут служить

объем реализованной продукции (V), ее структура (Уд. в.), себестоимость (С/с), средний

уровень цен реализованной продукции (Ц) и финансовые результаты от прочих видов дея-

тельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ФР). При расчете рентабель-

ности капитала кроме вышеперечисленных факторов среднегодовая сумма капитала зави-

сит от скорости его оборота – коэффициента оборачиваемости (Коб.). Чем быстрее обора-

чивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланиро-

ванного объема продаж.

На дальнейшей стадии анализа определяются резервы увеличения прибыли, основ-

ными источниками которых являются увеличение объема реализации продукции, сниже-

ние ее себестоимости, повышение качества производимой продукции и реализация ее на

более выгодных рынках сбыта.

Влияние прироста объема реализации на прибыль зависит от соотношения пере-

менных и постоянных издержек и измеряется с помощью показателя производственного

левереджа или «эффекта операционного рычага».

В буквальном смысле левередж понимают как рычаг, при небольшом усилии кото-

рого можно существенно изменить результаты производственно-хозяйственной деятель-

ности предприятия. Соотношение между постоянными и переменными издержками в се-

бестоимости продукции зависит от технической и технологической стратегии предприя-

тия, его инвестиционной политики. Инвестирование капитала в основные средства обу-

словливает рост постоянных и относительное сокращение переменных расходов. Взаимо-

связь между объемом производства, постоянными и переменными расходами выражается

показателем производственного левереджа. «Производственный левередж», по определе-

нию В.В. Ковалева, – «это потенциальная возможность влиять на валовой доход путем

изменения структуры себестоимости и объема выпуска». [19]. Исчисляется уровень про-

изводственного левереджа отношением темпов прироста валовой прибыли .П% (до вы-

платы процентов и налогов) к темпам прироста объема продаж в натуральных или услов-

но-натуральных единицах .К%:

.

К%

П% пл. К..=

Он показывает степень чувствительности валовой прибыли к изменению объема

производства. С увеличением уровня производственного левереджа увеличивается сте-

пень риска недополучения выручки, необходимой для возмещения расходов.

Например.

Показатель:

А

В

С

Цена изделия, руб.

Себестоимость изделия, руб.

Удельные переменные расходы, руб.

Сумма постоянных затрат, тыс. руб.

Безубыточный объем продаж, шт.

Объем производства, шт.:

Вариант 1

Вариант 2

Прирост производства, % :

Выручка, тыс. руб.:

Вариант 1

Вариант 2

Сумма затрат, тыс. руб.:

Вариант 1

Вариант 2

Прибыль, тыс. руб.:

Вариант 1

Вариант 2

Прирост валовой прибыли, %

82,5

Коэффициент производственного леверджа

4,125

Приведенные данные показывают, что наибольшее значение коэффициента произ-

водственного левереджа имеет то предприятие, у которого выше отношение постоянных

расходов к переменным. Каждый процент прироста выпуска продукции при сложившейся

структуре издержек обеспечивает прирост валовой прибыли на предприятии А – 3%, на

предприятии В – 4,125%, на предприятии С – 6%. Соответственно при спаде производства

прибыль на предприятии С будет сокращаться в два раза быстрее, чем на предприятии А,

отсюда на предприятии С более высокая степень производственного риска.

Немаловажное влияние на величину валовой прибыли оказывают финансовые ре-

зультаты от прочей реализации и внереализационные доходы и расходы. Каждый вид

реализации прочих активов (основных средств, сырья, материалов и т.д.) имеет свою спе-

цифику, которую необходимо учитывать при анализе. Доходы от реализации имущества

прогнозируются с учетом временного фактора: доход от продаж минус дисконтированный

доход от возможной эксплуатации оборудования. Особое внимание следует обратить на

реализацию излишних материалов. При анализе доходов от аренды необходимо учиты-

вать издержки по содержанию сдаваемого в аренду имущества.

Внереализационные доходы и расходы являются результатом нарушений финансо-

во-хозяйственной дисциплины, создания непроизводственных расходов, доходов от цен-

ных бумаг. Каждый вид непроизводственных расходов является самостоятельным объек-

том анализа. Анализ доходов от ценных бумаг включает в себя анализ наличия, состава,

структуры и динамики ценных бумаг.

Результаты аналитических расчетов по финансовым результатам предприятия при-

меняются для обоснования бизнес-планов и отдельных управленческих решений.

Для самооценки темы 5.4 необходимо ответить на вопросы:

1. Какие показатели отражают финансовый результат деятельности предприятия?

2. Что представляют собой операционные доходы и расходы предприятия?

3. Что представляют собой внереализационные доходы и расходы предприятия?

4. От каких факторов зависит прибыль от продаж?

5. Чем отличается методика анализа прибыли, применяемая на отечественных пред-

приятиях от анализа прибыли по системе «директ – костинг»?


Наши рекомендации