Диагностика затрат на производство и реализацию продукции
Различают прямые, косвенные, вспомогательные и полные затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Прямые затраты показывают, сколько и какой продукции, на какую стоимость непосредственно расходуется на данное производство.
Полные затраты кроме прямых включают косвенные и вспомогательные затраты на производство.
Например, бензин прямо расходуется на осуществление различных транспортных перевозок. Однако в цену бензина кроме его себестоимости включается стоимость его транспортировки от нефтеперерабатывающего предприятия до автозаправочной станции. Стоимость транспортировки бензина складывается из стоимости строительства и обслуживания транспортной сети, стоимости эксплуатации бензовозов. Стоимость строительства и обслуживания транспортной сети в свою очередь, включает стоимость дорожно-строительных работ строительных материалов, эксплуатации дорожно-строительной техники. Диагностика прямых и полных затрат на производство определенной продукции показывает, какова реальная технико-экономическая цепочка, необходимая для данного производства.
Тема 7.Анализ производства и реализации продукции
Источники информации:
1. плановые и оперативные планы-графики;
2. данные текущей и годовой отчетности:
- ф. 1-П «Отчет предприятия (объединения) по продукции»,
- ф. № 1 «Баланс предприятия»,
- ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;
4. данные текущего бухгалтерского и статистического учета:
- ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация,
- журнал ордер №1,
- карточки складского учета готовой продукции и др.
Основные показателями объема производства:
Валовая продукция - стоимость всей продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство, выраженная в сопоставимых ценах.
Товарная продукция - валовая продукция за минусом внутризаводского оборота и незавершенного производства.
Реализованная продукция - стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.
Анализ формирования и выполнения производственной программы
В ходе анализа динамики объема производства продукции могут применяться натуральные (штуки, метры, тонны и т.д.), условно-натуральные (тысяча условных банок, количество условных ремонтов и др.), стоимостные показатели объемов производства продукции. Последний показатель является более предпочтительным.
Стоимостные показатели объема производства должны быть приведены в сопоставимый вид. В условиях инфляции нейтрализация изменения цен или «стоимостного» фактора является важнейшим условием сопоставимости данных.
При этом могут применяться следующие методы:
- пересчета объема производства продукции за отчетный год по ценам аналогичной продукции базисного периода (по относительно небольшой номенклатуре выпускаемой продукции).
- корректировки на агрегатный индекс изменения цен (Jц) по группе однородных товаров (работ, услуг) или по отрасли в целом:
Jц = SVВП1Ц0 : SVВП0Ц0
где VВП1 - выпуск продукции в отчетном периоде в натуральном выражении;
VВП0 - выпуск продукции в базисном периоде в натуральном выражении;
Ц0 - цена единицы продукции в базисном периоде.
Тогда сопоставимый с базисным фактический объем выпуска продукции (ВП1ЦП) рассчитываем по формуле:
ВП1ЦП = ВП1 : Jц ,
где ВП1 - объем выпускаемой продукции в стоимостном выражении.
Анализ объема продукции
Анализ объема производстваначинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста (табл. 7.2).
Динамика товарной продукции Таблица 7.2
Год | Товарная продукция в сопоставимых ценах, руб | Темпы роста, % | |
Базисные | Цепные | ||
Тб=ТПi/ТП0 × 100% | Тц=ТПi/ТПi-1 × 100% |
где ТПi-1, ТПi - объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом году соответственно;
ТП0 - объем товарной продукции года, взятого за базу сравнения.
На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые темпы роста (Тcр) и прироста (Тпр) товарной продукции:
Тпр = Тср - 100
Оперативный анализ выпуска продукции осуществляется на основе данных за день, декаду, месяц, квартал нарастающим итогом с начала года.