Методы оценки финансового состояния.
Методы оценки финансового состояния.
Горизонтальный (временной) анализ состоит в сравнении показателей отчетности с показателями предыдущих периодов. Наиболее распространенными методами горизонтального анализа является сравнение статей отчетности и анализ их резких изменений или анализ изменений статей отчетности в сравнении с изменениями других статей. При этом особое внимание уделяется случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменению другого.
Вертикальный анализ отчетности подразумевает представление ее в виде относительных показателей, показывающих удельный вес статьи в общем итоге и последующем сравнении результата с данными предыдущих периодов. Все статьи баланса приводятся в процентах к итогу баланса; все статьи отчета о прибылях и убытках приводятся в процентах к объему выручки от реализации.
Трендовый анализ или анализ тенденций основан на расчете отклонений показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года.
Анализ относительных показателей, предполагает расчет коэффициентов на основе данных отчетности и определение взаимосвязей показателей.
Финансовые коэффициенты — относительные показатели, базирующиеся на определении соотношения между различными статьями финансовой отчетности (или абсолютными показателями). Рассчитанные значения финансовых коэффициентов, сравниваются с какой-либо базой, например: нормативными, среднеотраслевыми показателями; аналогичными показателями предыдущих лет (периодов); показателями конкурирующих предприятий.
Различают простые финансовые коэффициенты и комплексные показатели оценки, в основе которых лежат многофакторные модели - интегральные финансовые коэффициенты. Являясь законченной моделью оценки, интегральные показатели зачастую выступают и компонентами других методов оценки.
- Коэффициентный метод оценки финансового состояния.
I . Показатели ликвидности.
Они характеризуют способность предприятия рассчитываться по своим краткосрочным обязательствам, т.е. рассчитываться по своей кредиторской задолженности в ближайшем периоде.
В этой связи анализируется способность активов превращаться в деньги.
Активы.
А1 – первоклассные ликвидные средства или средства находящиеся в немедленной готовности – это денежные средства;
А2 – быстро реализуемые активы (сейчас деньгами не являются, но могут быть превращены в деньги) – это ЦБ, депозиты, дебиторская задолженность (товар отгруженный, счета выставленные);
А3– медленно реализуемые активы (запасы сырья, незавершенное производство, готовая продукция).
А4 – трудно реализуемые активы (ОС, незавершенное строительство, другие внеоборотные активы).
Активная часть баланса построена по росту или убыванию ликвидности активов.
Пассивы.
П1 – наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность предприятия – то, что нужно гасить в ближайшие дни, к примеру, выставленные счета, бюджету, по заработной плате).
П2 – краткосрочные кредиты и займы.
П3 – долгосрочные кредиты и займы.
П4 – постоянная задолженность (собственный капитал).
Принято считать, что предприятие имеет отличную ликвидность, если выдержаны следующие соотношения:
А1 > П1
А2 > П2
А3 > П3
А4 < П4
В этом случае выдержано временное соотношение между активами и обязательствами.
Соотношение А4 < П4говорит о том, что не весь собственный капитал потрачен на трудно реализуемые активы – ОС и пр. Часть потрачена и на формирование оборотных средств. Т.е. если, что случится и надо погашать все свои обязательства или больше не дадут кредита, то предприятие не остановится, хотя и значительно сократит производство. Это говорит о самостоятельности предприятия.
1. Коэффициент абсолютной ликвидности:
Говорит о способности предприятия рассчитываться деньгами по своим первоочередным платежам; но так как деньги не должны лежать без дела, а появляться, когда в них есть потребность, то разработано значение этого коэффициента равное 0,2.
2. Коэффициент промежуточной (текущей) ликвидности:
Этот коэффициент рекомендуется равным 1.
3. Коэффициент покрытии (возможное название «текущей ликвидности»):
Показывает насколько в целом активы покрывают обязательства. Примерное значение этого показателя равно 2, потому что при закрытии предприятия активы примерно продаются в половину от балансовой стоимости. Он также характеризует самостоятельность предприятия. Комиссия по банкротству обращает внимание на этот показатель.
На эти показатели обращают внимание кредиторы предприятия. Для удобства распределяют предприятия по кредитоспособности.
Показатель | 1 класс | 2 класс | 3 класс |
Абс. ликвид. | 0,2 | ||
Тек. ликвид. | |||
Коэф. покрыт. |
Возможно вместо дискретных значений использование интервальных, которые каждый выбирает для себя. Возможно так же использование и большего количества классов, но логика остается прежней. Иногда для придания различной значимости показателям используют «веса» и с их помощью рассчитывают рейтинг предприятия.
Формула Дюпона
Показатели, рассмотренные выше и сгруппированные как показатели эффективности производственной деятельности, ликвидности и финансовой устойчивости, не исчерпывают числа показателей, необходимых в финансовом анализе. Существуют различные комбинации, сочетания и группы показателей полезные при анализе.
Созданная впервые в фирме «Дюпон де Немур» трехфакторная модель рентабельности собственного капитала называется формулой Дюпона. Для опытного финансового менеджера формула Дюпона представляет собой «моментальный снимок» почти каждого из основных компонентов финансовой деятельности фирмы. Соотношение рассчитывается следующим образом:
Об.кап. – показывает сколько раз за период придет выручка, Стр.кап. – показывает долю СК в активах. Развернем формулу:
Данная формула имеет двоякое направление применения.
Изучая изменения компонентов за ряд отчетных периодов, финансовый менеджер может выяснить, какие параметры финансовой деятельности фирмы в наибольшей степени повлияли на изменение рентабельности собственного капитала. Например, если в результате анализа финансовой документации видно, что показатель ROE снизился, то можно установить, как на это повлияло изменение рентабельности продаж, т.е. на сколько изменилась эффективности использования текущих затрат фирмы; определить изменение уровня эффективности использования всех авансированных активов и изменения финансовой структуры капитала.
С другой стороны, эта формула дает финансовым менеджерам оперативно контролировать уровень рентабельности собственного капитала и обеспечивать достижение его приемлемого уровня, активно воздействуя на отдельные компоненты. Например, по объективным причинам происходит снижение рентабельности продаж. Следовательно, принимаются управленческие решения по ускорению оборачиваемости активов и изменению финансовой структуры капитала.
г). Устойчивый рост:
Другая широко используемая серия показателей применяется для расчета постоянного темпа роста фирмы. Финансовым менеджерам необходимо знать, до какой степени их фирма может расти без привлечения внешних источников финансирования. Объем продаж не может увеличиваться без соответствующего роста уровня запасов товарно-материальных ценностей, размера дебиторской задолженности, роста основных средств. Следовательно, должен расти и объем заемных средств и собственного капитала.
Коэффициент обеспеченности темпа устойчивого роста за счет внутренних источников (G) может быть определен серией показателей
где, - Уд уровень выплаты дивидендов в чистой прибыли.
Результатом перемножения соответствующих компонентов станет показатель темпа устойчивого роста, который может быть обеспечен за счет внутреннего финансирования. Например, получив G = 0,062 (6%) видим, что фирма имеет возможность увеличить свои активы за счет внутреннего финансирования только на 6%, если не будет привлекать дополнительные источники финансирования (заемные средства или акционерный капитал).
Данную формулу можно упростить до следующего вида:
Зачастую именно эта сокращенная формула используется финансовыми менеджерами. Однако представление компонентов этого полного ряда показателей помогает финансовым менеджерам увидеть и понять взаимосвязи между активами фирмы, обязательствами, акционерным капиталом и политикой выплаты дивидендов. Также, полная формула показывает, как определенные управленческие решения повлияют на рост фирмы.
Методы оценки финансового состояния.
Горизонтальный (временной) анализ состоит в сравнении показателей отчетности с показателями предыдущих периодов. Наиболее распространенными методами горизонтального анализа является сравнение статей отчетности и анализ их резких изменений или анализ изменений статей отчетности в сравнении с изменениями других статей. При этом особое внимание уделяется случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменению другого.
Вертикальный анализ отчетности подразумевает представление ее в виде относительных показателей, показывающих удельный вес статьи в общем итоге и последующем сравнении результата с данными предыдущих периодов. Все статьи баланса приводятся в процентах к итогу баланса; все статьи отчета о прибылях и убытках приводятся в процентах к объему выручки от реализации.
Трендовый анализ или анализ тенденций основан на расчете отклонений показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года.
Анализ относительных показателей, предполагает расчет коэффициентов на основе данных отчетности и определение взаимосвязей показателей.
Финансовые коэффициенты — относительные показатели, базирующиеся на определении соотношения между различными статьями финансовой отчетности (или абсолютными показателями). Рассчитанные значения финансовых коэффициентов, сравниваются с какой-либо базой, например: нормативными, среднеотраслевыми показателями; аналогичными показателями предыдущих лет (периодов); показателями конкурирующих предприятий.
Различают простые финансовые коэффициенты и комплексные показатели оценки, в основе которых лежат многофакторные модели - интегральные финансовые коэффициенты. Являясь законченной моделью оценки, интегральные показатели зачастую выступают и компонентами других методов оценки.
- Коэффициентный метод оценки финансового состояния.