Функциональная надежность социально-политической или экономической системы

Известно, что неделимость социально-политической и экономической системы проявляется во временном взаимном проникновении структурных компонент системы, в пространственном взаимодействии, в эквифинальности и разнообразии эволюции системы, в согласованности и единстве существования элементов системы, в ценностной и целевой ориентированности существования в пространственной связностиструктурных компонент системы, а также их временной согласованности[10].

Подсистемами общества являются:

- граждане;

- слои, социальные классы,предприятия,территория;

- минеральные ресурсы.

Социально-политическая система проявляет свою целостность в
присутствии трех независимых ветвей власти, реально действующем кодексе Законов, всеобщих выборах в высший законодательный орган страны,
наличии большого количества партий, наличии сети автомобильных и железных дорог,независимости средств массовой информации, разделении светской и духовной жизни.

Элементами общества являются:

-граждане,территория страны;

- государственные институты;

- политические партии;

- населенные пункты;

- регионы;

- энергетические ресурсы страны предприятия;

- животный мир страны.

Интегративность социально-политической системы – это функциональные свойства элементов системы и подсистем системы, целостность системы и ее окружения, взаимосвязь системы и метасистемы,
общее свойство реальной системы, не присущее отдельным элементам, но присущее ей в целом. Эквифинальность реальной системы – это свойство системы, выражающееся в присутствии между внешней средой и системой множества связей. Это свойство системы, характеризующее ситуационную ориентированность (направленность) её поведения в пространстве, связность структурных элементов в пространстве и временная согласованность их существования, способность системы достигать начальных условий состояния независимо от времени, определяющееся внутренними параметрами системы,способность системы предвидеть и предотвращать внешние и внутренние угрозы, непредсказуемость и квантованность поведения реальной системы.

Функциональную надежность экономической или социально-политической системы (подсистемы) характеризуют
резервные способности системы (подсистемы), уровень функциональной нагрузки, уровень функциональной загруженности элемента, подсистемы или системы в целом, связи, возможность системы (подсистемы) эффективно осуществлять свои функции в течение определенного времени, степень соответствия выполняемых системой функций тому множеству функций, осуществление которых с точки зрения существования системы необходимо.

2.2. Исследование социально-экономических и политических процес­сов: системный подход

Исследование социально-экономических и политических процес­сов является составной частью системного подхода и определяется через совокупность соответствующих понятий. Основными из таких понятий являются следующие [12]:

Система - это множество взаимосвязанных между собой элемен­тов, сохраняющих особое качество, которое отсутствует у элементов ее составляющих.

Элемент - неразложимый компонент сложных процессов и объектов в данной системе.

Структура – компонент, инвариантный относительно внешних преобра­зований, относительно стойкое установление связей между элементами системы.

Целостность системы – качество системы, характеризующее относительная независимость ее от сре­ды и других систем.

Эмерджентность - неприводимость свойств системы к свойствам элементов системы.

Параметр - оперативно выраженный элемент изучения си­стемы, который служит формой локализации информации о при­знаках и свойствах системы, показывает целост­ность данной системы [12].

Применение указанных выше категорий является одним из инструментов системного подхода, с помощью которого исследуемую реальность можно описать через совокупность воссоздаваемых этими категориями свойств. Данные свойства показывают как статические, так и ди­намические параметры объекта, которые служат дополняющими друг друга условиями научного подхода.

Выделяют два режима научного рассмот­рения - состояние и функционирование. Состояние показывает анализ свойств объекта; функционирование определяет анализ функций. Впервые на эту оппози­цию обратил внимание О. Конт. Знаменитый русский экономист Н. Кондратьев, изучая со­четания реальных и мнимых совокупностей, показал низ­кую эффективность этого противопоставления. Н. Кондратьев описывал тождество понятий «теория равновесия» и «система». В самом деле, объекты, образующие статическое положение, пребывают друг с другом в опре­деленном равновесии, что и позволяет удерживать их в состоянии покоя. Объект переходит в режим функ­ционирования при нарушении равновесия, что вызывает проблему «предмет — условия его окружения», проблему, которая требует вовлечения принципиально но­вых методов социального анализа.

Соотношение объектов «Я — Другой» предстает предметом «рав­новесного» изучения, так как в этом соотношении возможно и не предполагаться исследования некоей третьей сущности, в отношении которой фиксируются перемены в динамике обоих эле­ментов. Природа взаимоотношения объектов указывается нормами — символами, которые определяют характер отношения одного объекта к другому, а вовсе не к тому, что их объединяет и определяет природу их отношений друг с другом.

Возникновение равновесия возможно соци­альными ролями, группами и отдельными индивидами. Равновесие предстает первичной формой социаль­ной закономерности, так как фиксирует повторяемость и регулярность определенного социального явления, его прикрепление к устойчивой тенденции, установившейся модели поведения [12].

В ходе применения принципов системного подхода выстраиваются целостные когнитивные модели, выполняющие функцию инструмента упорядочивания информации об объекте управления, а также методологи­ческим средством при решении возникающих разнообразных управленческих про­блем. Модели, полученные таким образом, и являются системами уп­равления.

«Я», выступая в качестве независимой переменной, в виде социаль­ной функции, показывает себя в некой роли, делающей «Я» относительно общественного субъекта функциональной. Например, функцио­нальными характеристиками женщины являются роль дочери, матери, сестры, жены и директора офиса.

Чем меньше выраженность общности присуща объекту социального ис­следования, тем больше места в нем занимают методы причинного анализа. Например, такие объекты исследования, как рабо­чая группа или семья зависят в большей степени от какого-либо фактора, определяющего причинное воздействие, чем культу­ра или государство, раскрывающие в порядке собственной детерминации присутствие сложносоставных сущностей. При научном исследовании социальных явлений технологическую основу образует разведение функции независимой переменной и самой этой переменной в функционирующей системе объекта.

Основным вопросом, который по праву сопровождает процедуру такого раз­ведения, является вопрос: что можно считать фактором состояния, а что — способом функционирования? Например, при пояснении явлений религиозной жизни нужно различать социально-экономические условия как независимую переменную от религиозной жизни как функции этой переменной. Независимая переменная предстает параметром состо­яния объекта, а функция — параметром его развития и динамики. Границы между ними при этом не являются жесткими и предопределяются целями и на­правленностью исследовательского интереса.

Эмерджентные качества объекта выявляются уже на статическом уровне: они находятся в природе социальной структуры, которая не перестает опреде­лять текущие социальные изменения, будучи, тем не менее, всего лишь системой координат [14].

Теория структурирования Э. Гидденса не признает деление социоло­гии на статику и динамику: структуру нельзя сравнивать с огра­ничениями, так как она дает возможности. Любую соци­альную динамику необходимо анализировать в структурных категориях. При этом, структура является причиной всех социальных изменений. Под социальной структурой подразумевается некий возможный порядок элементов, воспроизводимых и производимых в результате социального взаимодействия, являясь его средой и результатом.

В рамках выделенной чилийскими биологами Ф. Варелы и У. Матураной автопойстической системы было разрешено методологически противопоставлить статические и динамиче­ские свойства сложных систем. Понятие «автопойезис» (самопорождение, самотворение) должно было показать процессы самовоспроизводства своих составляющих на основе сохранения самотождественности системы. Такие системы способны сохранять идентичность своей организации в результате изменений собственной структуры. Протекающие в та­ких системах автопойетические процессы являются приемлемыми исключительно для живых орга­низмов.

Процессы самотворения особенно сильно начинают проявлять себя в социальных системах, там, где уровень самоорганизации проявляетсябольше всего. Социальная система, благодаря способности к автопойезису, может эффективно существовать в постоянно изменяющейся природ­ной среде за счет того, что узнает образы среды, накапливает знания о ней. У. Матурана, для обозначения этой способности, вводит понятие «когнитивной» системы: «Это система, организация которой определяет область взаимодействий, где она может действовать зна­чимо для поддержания самой себя, а процесс познания — это актуаль­ное (индуктивное) действование или поведение в этой области. Живые системы — это когнитивные системы, а жизнь как процесс представ­ляет собой процесс познания. Это утверждение действительно для всех организмов как располагающих нервной системой, так и не рас­полагающих ею» [20].

Автопойетические системы – это операционально замкнутые системы. Их операциональная замкнутость проявляется в том, что не наблюдается однозначной причинно-след­ственной связи, имеющей вид прямого реагирования на входные воздействия, а не в том, что они закрыты от внешней среды. Поведение данной системы определяется далеко не внешними факторами, а исключительно внут­ренним состоянием, которое получает энергию из внешней среды че­рез источник модуляций, способных вызывать мгновенные изменения струк­туры внутренних связей в тех ограничениях, что накладывает организация. В результате, реакции системы на одинаковые воздействия среды (с точки зрения наблюдате­ля) могут быть абсолютно разными и не представлять из себя реакции в общепринятом смысле [6].

Автопойетические системы — это открыто-закрытые системы, в ко­торых открытость внешних границ ограничивается замкнуто­стью организационной структуры такой системы. В автопойетических системах творческий ха­рактер развития элементов, составляющих эту систему, удерживается самой структурой, не позволяя последней выйти за свои границы, как это довольно часто происходит с категорией открытых систем. Все творческие коллективы, диверсифицированные предприятия, полифункциональные службы с ограниченным числом сотрудников представляют собой образцы автопойетических систем. Смысл выделения таких систем в ме­неджменте заключается в том, что наибольшей устойчивостью и выживаемостью, как правило, обладают сложные органические системы, для которых является характерным автоном­ность относительно изменений во внешней среде и отсутствие централизованного контроля.

Ф. Варела сформулировал два основных принципа функционирования авто­пойетических систем.

Каждая операционально замкнутая система обладает собствен­ным поведением.

Каждая операционально замкнутая система изменяется путем ес­тественного дрейфа - непрерывного синтеза собственных линий поведения, которые осуществляет система для собственного вы­живания под воздействием флуктуации среды [71].

Следовательно, из методологии автопойетических систем можно вывести два, имеющих большое значение для стратегии системных иссле­дований вывода.

1. Прямое планирование и обдуманные нововведения можно применять только для простых систем. В сложных системах (и, главным образом, в социальных) возможно лишь поддер­живать и сохранять порядок, осознавая при этом его спонтанность.

2. Поведение системы не может быть нерациональным: ее «нера­циональность» определена возможностями автопойетической систе­мы под действием окружающей среды сохранять свою идентичность.

Методология автопойетической системности дала начало образованию так называемой «кибернетики второго порядка», отличительной чертой которой является отход от принципов традиционной ки­бернетики, основывающейся на изучении динамики физических и механических объектов. Расцвет «кибернетики второго по­рядка» пришелся на 70-80-е гг. прошлого века и собственно в ее рамках появляется целый ряд системных теорий, обозначивших стратегию исзучения социальных процессов на много десятков лет вперед. Основная причина, приведшая к отчленению традиционной кибернетики от «кибернетики второго порядка», явилось разделение мягких и жестких систем, а критерием разделения послужили сложности использования систем­ной естественнонаучной методологии к постижению социальных про­цессов.

Жесткие системы - это системы, изображаемые при помощи средств мате­матического моделирования. Эти системы обладают свойства­ми воспроизводимости, жесткой детерминированности со стороны окружающей среды, способностью верифицировать свои свойства. В качестве показателей, состав­ляющих эти системы, выступают различные коли­чественные показатели, обладающие общезначимым характером. Размеры заработной платы, процентных ставок, инвестиций, выявляющие во взаимодействии друг с другом определенные количественные пропор­ции и зависимости, иногда являются индикаторами, которые позволяют консультантам делать выводы о качестве жестких систем и перспективах и путях их развития.

Следовательно, объектом исследования социально-экономических процессов является анализ мягких систем с разной степенью внутренней структуризации. Характерной чертой такого анализа выступает полагание равновероятных альтернатив, которые оцениваются на базе гиб­ких формализуемых и неформализуемых процедур.

В зависимости от выбора методологии системного описания осу­ществляется применение того или иного метода в изучении системы. Все предложенные методы можно разделить на три группы: методы анализа, регулирования ипроектирования. При помощи первой группы прослеживается текущее состояние исследуемой системы; вторая группа помогает обнаружить способы направленного воздействия на есте­ственное поведение систем; третья группа определяет перспек­тивы целостного развития системы с заданными свойствами.

Анализ – это необходимое условие исследования процессов и систем. Он предше­ствует проектировке схемы управления с найденными свойствами или с учетом корректировки промежуточных результатов. Анализ мягких систем подразумевает вычленение из изучаемых объектов устойчивых связей между элементами, которые обеспечивают режим внут­ренней саморегуляции таких систем. Данный анализ возможен при установлении причинных зависимостей в объекте ис­следования, при котором выделяются цепи причин, образующие объект исследования, проявляется схе­ма взаимосвязи факторов и внутренних эле­ментов, составляющих объект, вычленяется его логическая структура, подбираются показатели, при помощи которых выявляются характерные для объекта изменения. Недостаток информации об объек­те компенсируется его логической реконструкцией, в ходе которой исследуемый объект раскладывается на составные элементы в со­ответствии с принципами логического деления понятий, составления суждений и умозаключений. К методам анализа следует отнести: при­чинный, факторный, корреляционный илогический анализ.

Заключение

Таким образом, политический и экономический процесс – это совокупность всех динамических изменений в поведении отношений субъектов, функционировании политических и экономических институтов, в реализации ими своих социальных ролей, претворяющихся под влиянием внешних и внутренних факторов.

Объектом исследования социально-экономических процессов является анализ мягких систем, имеющих разную степень внутренней структуризации. Характерной чертой такого анализа является полагание равновероятных альтернатив, которые оцениваются на основе гиб­ких формализуемых и неформализуемых процедур.

В зависимости от выбора методологии системного описания осу­ществляется использование того или иного метода в исследовании системы. Предложенные методы можно разделить на три группы: методы анализа, регулирования ипроектирования. Благодаря первым отслеживается текущее состояние исследуемой системы; благодаря вторым появляются способы направленного воздействия на есте­ственное поведение систем; благодаря третьим определяются перспек­тивы целостного развития системы с заданными свойствами.

Исследование социально-экономических и политических процес­сов становится составной частью системного подхода и проявляется через комплекс соответственных понятий. Самыми важными из них выступают следующие.

Система - это множество взаимосвязанных между собой элемен­тов, включающее особое качество, которое отсутствует у составляющих ее элементов.

Элемент - неразложимый в данной системе компонент сложных объектов и процессов.

Структура - относительно устойчивая фиксация связей между элементами системы, инвариантная относительно внешних преобра­зований.

Целостность системы - это качество, показывающее относительную независимость системы от сре­ды и других систем.

Как известно, открытость экономической или политической системы проявляется в целевой и ценностной ориентированности иерархичности и историчности существования системы, эмпирической согласованности и квантованности, многоаспектности и коммуникативности,.

Выделим, что целостность социально-политической системы проявляется в наличии трех независимых ветвей власти, реально действующем кодексе Законов, многопартийности, всеобщих выборах в высший законодательный орган страны,наличии сети автомобильных и железных дорог,независимости средств массовой информации, разделении духовной и светской жизни..

Элементами общества являются:

- регионы;

- государственные институты;

- политические партии;

- населенные пункты;

- животный мир страны.

Наши рекомендации