Анализ финансового состояния
ОАО "Кондитерское объединение "СладКо"
Коэффициенты ликвидности ОАО "СладКо"
Рассчитаем коэффициенты общей ликвидности за 2008-2010 гг.
1. Коэффициент общей ликвидности (2008г) = (Оборот. активы - Долгосроч. деб. задолж.) / Краткосроч. обязательства = 1 119 917 000/ 385 553 000 = 2,9.
2. Коэффициент общей ликвидности (2009г) = (Оборот. активы - Долгосроч. деб. задолж.) / Краткосроч. обязательства = 1 431 918 000/ 562 803 000 = 2,5.
3. Коэффициент общей ликвидности (2010г) = (Оборот. активы - Долгосроч. деб. задолж.) / Краткосроч. обязательства = 1 450 578 000/ 693 993 000 = 2,1.
Рассчитаем коэффициенты срочной ликвидности за 2008-2010 гг.
1. Коэффициент срочной ликвидности (2008г) = (Ден. средства + Краткосроч. фин. вложения + Деб. задолженность) / (Краткосроч. обязательства - Доходы буд. периодов) = (705 989 000 + 55 166 000) / (103 585 000 + 281 862 000) = 2,0.
2. Коэффициент срочной ликвидности (2009г) = (Ден. средства + Краткосроч. фин. вложения + Деб. задолженность) / (Краткосроч. обязательства - Доходы буд. периодов) = (899 023 000 + 36 331 000) / (130 000 000 + 432 697 000) = 1,7.
3. Коэффициент срочной ликвидности (2010г) = (Ден. средства + Краткосроч. фин. вложения + Деб. задолженность) / (Краткосроч. обязательства - Доходы буд. периодов) = (912 077 000 + 90 786 000) / (148 300 000 + 545 693 000) = 1,4.
Рассчитаем коэффициенты абсолютной ликвидности за 2008-2010 гг.
1. Коэффициент абсолютной ликвидности (2008г) = Ден. средства/ (Краткосроч. обязательства - Доходы буд. периодов) = 55 166 000/ (103 585 000 + 281 862 000) = 0,14.
2. Коэффициент абсолютной ликвидности (2009г) = Ден. средства/ (Краткосроч. обязательства - Доходы буд. периодов) = 36 331 000/ (130 000 000 + 432 697 000) = 0,06.
3. Коэффициент абсолютной ликвидности (2010г) = Ден. средства/ (Краткосроч. обязательства - Доходы буд. периодов) = 90 786 000/ (148 300 000 + 545 693 000) = 0,13.
Рассчитаем чистый оборотный капитал за 2008-2010 гг.
1. Чистый оборотный капитал (2008г) = Оборот. средства - Краткосроч. обязательства - Доходы буд. периодов = 1 119 917 000 - 385 553 000 - 106 000 = 734 258 000 руб.
2. Чистый оборотный капитал (2009г) = Оборот. средства - Краткосроч. обязательства - Доходы буд. периодов = 1 431 918 000 - 562 803 000 - 106 000 = 869 009 000 руб.
3. Чистый оборотный капитал (2010г) = Оборот. средства - Краткосроч. обязательства - Доходы буд. периодов = 1 450 578 000 - 693 993 000 = 756 585 000 руб.
Таблица 1- Сравнение коэффициентов ликвидности ОАО "СладКо" за 2008-2010 гг.
№п/п | Коэффициент | 2008г. | 2009г. | 2010г. | Отклонения (2009 к 2008) | Отклонения (2010 к 2009) | |
Общая ликвидность | 2,9 | 2,5 | 2,1 | -0,4 | -0,4 | ||
Срочная ликвидность | 2,0 | 1,7 | 1,4 | -0,3 | -0,3 | ||
Абсолютная ликвидность | 0,14 | 0,06 | 0,13 | -0,08 | +0,07 | ||
Чистый оборотный капитал | 734258 000 | 869009 000 | 756585 000 | +134 751 000 | -112 424 000 | ||
Коэффициент общей ликвидности дает общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов предприятия приходится на один рубль текущих обязательств. Согласно международным стандартам значение коэффициента общей ликвидности должно находиться в диапазоне 1-2. Превышение обротных активов считается нежелательным, поскольку это свидетельствует о нерациональном вложении своих средств и неэффективном их использовании, о нерациональной структуре капитала. За три года ОАО "СладКо" снизило значение коэффициента с 2,9 до 2,1, что свидетельствует о построении более рациональной структуры капитала. [10]
Исследовав таблицу№1 видно, что коэффициент срочной ликвидности отражает способность компании погашать свои текущие обязательства в случае возникновения сложностей с реализацией продукции. В соответствие со стандартами значение коэффициента срочной ликвидности должно превышать 1. Все 3 года ОАО "СладКо" поддерживает значение коэффициента на необходимом уровне, однако есть вероятность его дальнейшего снижения, что негативно отразится на финансовом положении организации. На протяжении 3 лет наблюдается снижение данного коэффициента, что является негативной тенденцией, которая указывает на необходимость налаживания работы с кредиторами, тем значение показателей больше 1, т.е. ликвидность компании оценивается как хорошая.
Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть краткосрочной задолженности организация может погасить в ближайшее время за счет денежных средств. Рекомендуемое значение 0,2-0,25.
Несмотря на значительное увеличение с 0,06 до 0,13 необходимый уровень достигнут не был. Из расчетов видно, что на 31.12.09 Кал=0,06 - неудовлетворительная платежеспособность, а на 31.12.10 Кал=0,13 - платежеспособность оценивается как нормальная.
Динамика изменения чистого оборотного капитала носит скачкообразный характер. Недостаток ЧОК может привести организацию к банкротству, т.к. свидетельствует о неспособности своевременно погасить свои краткосрочные обязательства.
Чтобы определить минимально необходимое значение показателя чистого оборотного капитала для компании, нужно за основу расчетов взять правило: за счет собственных средств должны быть профинансированы наименее ликвидные активы. Чаще всего к ним относятся запасы сырья и незавершенное производство. Отсюда достаточное значение чистого оборотного капитала будет определяться так:
Достаточный чистый оборотный капитал = Сырье и материалы + Незавершенное производство. [11]
Достаточный чистый оборотный капитал (2008) = 265 733 000 + 15 678 000 = 281 411 000 руб.
Достаточный чистый оборотный капитал (2009) = 343 918 000 +15 748 000 = 259 666 000 руб.
Достаточный чистый оборотный капитал (2010) = 295 576 000 + 30 076 000 = 325 652 000 руб.
Сравнение фактической величины с рассчитанным по этой формуле значением позволяет сделать вывод о том, что в компании наблюдается излишек собственных средств для финансирования оборотного капитала, говорит о неэффективном использовании ресурсов. Например, о нерациональном распределении прибыли от основной деятельности, о привлечении кредита сверх реальных потребностей для операционной и инвестиционной деятельности и пр.
Коэффициенты рентабельности ОАО "Кондитерское объединение "СладКо"
Рассчитаем коэффициенты рентабельности активов за 2008-2010 гг.
1. Коэффициент рентабельности активов (2008г) = Чистая прибыль/Среднегод. стоимость активов = - 52 835 000/ ( (1 689 388 000 + 1 643 457 000) /2) = - 0,03 или - 3%.
2. Коэффициент рентабельности активов (2009г) = Чистая прибыль/Среднегод. стоимость активов = 136 470 000/ ( (1 641 631 000 + 1 955 881 000) /2) = 0,08 или 8%.
3. Коэффициент рентабельности активов (2010г) = Чистая прибыль/Среднегод. стоимость активов = - 127 715 000/ ( (1 955 881 000 + 2 028 117 000) /2) = - 0,06 или - 6%.
Рассчитаем коэффициенты рентабельности реализации за 2008-2010 гг.
1. Коэффициент рентабельности реализации (2008г) = Прибыль от продаж/Выручка от реализации = 210 499 000/4 276 114 000 = 0,05 или 5%.
2. Коэффициент рентабельности реализации (2009г) = Прибыль от продаж/Выручка от реализации = 344 604 000/4 205 907 000 = 0,08 или 8%.
3. Коэффициент рентабельности реализации (2010г) = Прибыль от продаж/Выручка от реализации = 100 210 000/4 366 443 000 = 0,02 или 2%.
Рассчитаем коэффициенты рентабельности собственного капитала за 2008 - 2010 гг.
1. Коэффициент рентабельности собственного капитала (2008г) = = Чистая прибыль/ (Капитал и резервы + Доходы буд. периодов - Собственные акции, выкупленные у акционеров) = 52 835 000/ (1 251 483 000 + 106 000) = - 0,04 или - 4%.
2. Коэффициент рентабельности собственного капитала (2009г) = = Чистая прибыль/ (Капитал и резервы + Доходы буд. периодов - Собственные акции, выкупленные у акционеров) = 136 470 000/ (1 387 197 000 + 106 000) = 0,09 или 9%.
3. Коэффициент рентабельности собственного капитала (2010г) = = Чистая прибыль/ (Капитал и резервы + Доходы буд. периодов - Собственные акции, выкупленные у акционеров) = - 127 715 000/ 1 259 482 000 = - 0,10 или - 10%.
Таблица №2- Сравнение коэффициентов рентабельности ОАО "СладКо" за 2008-2010 гг.
№п/п | Коэффициент | 2008г. | 2009г. | 2010г. | Отклонения (2009 к 2008) | Отклонения (2010 к 2009) | |
Рентабельность активов | -0,03 | 0,08 | -0,06 | +0,11 | -0,14 | ||
Рентабельность реализации | 0,05 | 0,08 | 0,02 | +0,03 | -0,06 | ||
Рентабельность собственного капитала | -0,04 | 0,09 | -0,10 | -0,013 | -0, 19 | ||
Показатель рентабельности активов является основным производственным показателем, отражает эффективность использования инвестированного капитала.[12]
Проанализировав таблицу №2 видно, что коэффициент рентабельности можно сделать вывод, что - 0,03 рублей прибыли приходится на рубль авансированного капитала (по данным на 2008 г.), 0,08 рублей - на 2009 г., - 0,06 рублей - на 2010г. Показатель рентабельности активов в динамике показывает негативную тенденцию, что свидетельствует о невысокой эффективности использования имущества. Необходимы срочные меры по восстановлению прибыльной деятельности, в противном случае перед предприятием возникнет угроза банкротства.
Показатель рентабельности реализации характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.
Рентабельность продаж выросла на 0,03 с 2008г. по 2009г. Это значит, что предприятие получило 0,08 копеек прибыли с одного рубля продаж. Чем больше показатель, тем лучше для предприятия. С 2009г. по 2010г. наблюдается снижение этого показателя на 0,06 копеек, что является негативной тенденцией для предприятия. Такая динамика коэффициента может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен или усиления контроля за использованием материально-производственных запасов.
Показатель рентабельности собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая денежная единица, вложенная собственниками компании. [13]
Динамика изменения рентабельности собственного капитала имеет скачкообразный характер: увеличение на 0,013 по отношению 2008г. к 2009г. и резкое уменьшение на 0,19 по отношению 2009г. к 2010г., при этом коэффициент отрицательный. Это связано с тем, что у предприятия наблюдается чистый убыток. Такая отрицательная динамика рентабельности собственного капитала очень опасна для деятельности предприятия.