Анализ финансового состояния

ОАО "Кондитерское объединение "СладКо"

Коэффициенты ликвидности ОАО "СладКо"

Рассчитаем коэффициенты общей ликвидности за 2008-2010 гг.

1. Коэффициент общей ликвидности (2008г) = (Оборот. активы - Долгосроч. деб. задолж.) / Краткосроч. обязательства = 1 119 917 000/ 385 553 000 = 2,9.

2. Коэффициент общей ликвидности (2009г) = (Оборот. активы - Долгосроч. деб. задолж.) / Краткосроч. обязательства = 1 431 918 000/ 562 803 000 = 2,5.

3. Коэффициент общей ликвидности (2010г) = (Оборот. активы - Долгосроч. деб. задолж.) / Краткосроч. обязательства = 1 450 578 000/ 693 993 000 = 2,1.

Рассчитаем коэффициенты срочной ликвидности за 2008-2010 гг.

1. Коэффициент срочной ликвидности (2008г) = (Ден. средства + Краткосроч. фин. вложения + Деб. задолженность) / (Краткосроч. обязательства - Доходы буд. периодов) = (705 989 000 + 55 166 000) / (103 585 000 + 281 862 000) = 2,0.

2. Коэффициент срочной ликвидности (2009г) = (Ден. средства + Краткосроч. фин. вложения + Деб. задолженность) / (Краткосроч. обязательства - Доходы буд. периодов) = (899 023 000 + 36 331 000) / (130 000 000 + 432 697 000) = 1,7.

3. Коэффициент срочной ликвидности (2010г) = (Ден. средства + Краткосроч. фин. вложения + Деб. задолженность) / (Краткосроч. обязательства - Доходы буд. периодов) = (912 077 000 + 90 786 000) / (148 300 000 + 545 693 000) = 1,4.

Рассчитаем коэффициенты абсолютной ликвидности за 2008-2010 гг.

1. Коэффициент абсолютной ликвидности (2008г) = Ден. средства/ (Краткосроч. обязательства - Доходы буд. периодов) = 55 166 000/ (103 585 000 + 281 862 000) = 0,14.

2. Коэффициент абсолютной ликвидности (2009г) = Ден. средства/ (Краткосроч. обязательства - Доходы буд. периодов) = 36 331 000/ (130 000 000 + 432 697 000) = 0,06.

3. Коэффициент абсолютной ликвидности (2010г) = Ден. средства/ (Краткосроч. обязательства - Доходы буд. периодов) = 90 786 000/ (148 300 000 + 545 693 000) = 0,13.

Рассчитаем чистый оборотный капитал за 2008-2010 гг.

1. Чистый оборотный капитал (2008г) = Оборот. средства - Краткосроч. обязательства - Доходы буд. периодов = 1 119 917 000 - 385 553 000 - 106 000 = 734 258 000 руб.

2. Чистый оборотный капитал (2009г) = Оборот. средства - Краткосроч. обязательства - Доходы буд. периодов = 1 431 918 000 - 562 803 000 - 106 000 = 869 009 000 руб.

3. Чистый оборотный капитал (2010г) = Оборот. средства - Краткосроч. обязательства - Доходы буд. периодов = 1 450 578 000 - 693 993 000 = 756 585 000 руб.

Таблица 1- Сравнение коэффициентов ликвидности ОАО "СладКо" за 2008-2010 гг.

 
№п/п Коэффициент 2008г. 2009г. 2010г. Отклонения (2009 к 2008) Отклонения (2010 к 2009)  
 
Общая ликвидность 2,9 2,5 2,1 -0,4 -0,4  
Срочная ликвидность 2,0 1,7 1,4 -0,3 -0,3  
Абсолютная ликвидность 0,14 0,06 0,13 -0,08 +0,07  
Чистый оборотный капитал 734258 000 869009 000 756585 000 +134 751 000 -112 424 000  
               

Коэффициент общей ликвидности дает общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов предприятия приходится на один рубль текущих обязательств. Согласно международным стандартам значение коэффициента общей ликвидности должно находиться в диапазоне 1-2. Превышение обротных активов считается нежелательным, поскольку это свидетельствует о нерациональном вложении своих средств и неэффективном их использовании, о нерациональной структуре капитала. За три года ОАО "СладКо" снизило значение коэффициента с 2,9 до 2,1, что свидетельствует о построении более рациональной структуры капитала. [10]

Исследовав таблицу№1 видно, что коэффициент срочной ликвидности отражает способность компании погашать свои текущие обязательства в случае возникновения сложностей с реализацией продукции. В соответствие со стандартами значение коэффициента срочной ликвидности должно превышать 1. Все 3 года ОАО "СладКо" поддерживает значение коэффициента на необходимом уровне, однако есть вероятность его дальнейшего снижения, что негативно отразится на финансовом положении организации. На протяжении 3 лет наблюдается снижение данного коэффициента, что является негативной тенденцией, которая указывает на необходимость налаживания работы с кредиторами, тем значение показателей больше 1, т.е. ликвидность компании оценивается как хорошая.

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть краткосрочной задолженности организация может погасить в ближайшее время за счет денежных средств. Рекомендуемое значение 0,2-0,25.

Несмотря на значительное увеличение с 0,06 до 0,13 необходимый уровень достигнут не был. Из расчетов видно, что на 31.12.09 Кал=0,06 - неудовлетворительная платежеспособность, а на 31.12.10 Кал=0,13 - платежеспособность оценивается как нормальная.

Динамика изменения чистого оборотного капитала носит скачкообразный характер. Недостаток ЧОК может привести организацию к банкротству, т.к. свидетельствует о неспособности своевременно погасить свои краткосрочные обязательства.

Чтобы определить минимально необходимое значение показателя чистого оборотного капитала для компании, нужно за основу расчетов взять правило: за счет собственных средств должны быть профинансированы наименее ликвидные активы. Чаще всего к ним относятся запасы сырья и незавершенное производство. Отсюда достаточное значение чистого оборотного капитала будет определяться так:

Достаточный чистый оборотный капитал = Сырье и материалы + Незавершенное производство. [11]

Достаточный чистый оборотный капитал (2008) = 265 733 000 + 15 678 000 = 281 411 000 руб.

Достаточный чистый оборотный капитал (2009) = 343 918 000 +15 748 000 = 259 666 000 руб.

Достаточный чистый оборотный капитал (2010) = 295 576 000 + 30 076 000 = 325 652 000 руб.

Сравнение фактической величины с рассчитанным по этой формуле значением позволяет сделать вывод о том, что в компании наблюдается излишек собственных средств для финансирования оборотного капитала, говорит о неэффективном использовании ресурсов. Например, о нерациональном распределении прибыли от основной деятельности, о привлечении кредита сверх реальных потребностей для операционной и инвестиционной деятельности и пр.

Коэффициенты рентабельности ОАО "Кондитерское объединение "СладКо"

Рассчитаем коэффициенты рентабельности активов за 2008-2010 гг.

1. Коэффициент рентабельности активов (2008г) = Чистая прибыль/Среднегод. стоимость активов = - 52 835 000/ ( (1 689 388 000 + 1 643 457 000) /2) = - 0,03 или - 3%.

2. Коэффициент рентабельности активов (2009г) = Чистая прибыль/Среднегод. стоимость активов = 136 470 000/ ( (1 641 631 000 + 1 955 881 000) /2) = 0,08 или 8%.

3. Коэффициент рентабельности активов (2010г) = Чистая прибыль/Среднегод. стоимость активов = - 127 715 000/ ( (1 955 881 000 + 2 028 117 000) /2) = - 0,06 или - 6%.

Рассчитаем коэффициенты рентабельности реализации за 2008-2010 гг.

1. Коэффициент рентабельности реализации (2008г) = Прибыль от продаж/Выручка от реализации = 210 499 000/4 276 114 000 = 0,05 или 5%.

2. Коэффициент рентабельности реализации (2009г) = Прибыль от продаж/Выручка от реализации = 344 604 000/4 205 907 000 = 0,08 или 8%.

3. Коэффициент рентабельности реализации (2010г) = Прибыль от продаж/Выручка от реализации = 100 210 000/4 366 443 000 = 0,02 или 2%.

Рассчитаем коэффициенты рентабельности собственного капитала за 2008 - 2010 гг.

1. Коэффициент рентабельности собственного капитала (2008г) = = Чистая прибыль/ (Капитал и резервы + Доходы буд. периодов - Собственные акции, выкупленные у акционеров) = 52 835 000/ (1 251 483 000 + 106 000) = - 0,04 или - 4%.

2. Коэффициент рентабельности собственного капитала (2009г) = = Чистая прибыль/ (Капитал и резервы + Доходы буд. периодов - Собственные акции, выкупленные у акционеров) = 136 470 000/ (1 387 197 000 + 106 000) = 0,09 или 9%.

3. Коэффициент рентабельности собственного капитала (2010г) = = Чистая прибыль/ (Капитал и резервы + Доходы буд. периодов - Собственные акции, выкупленные у акционеров) = - 127 715 000/ 1 259 482 000 = - 0,10 или - 10%.

Таблица №2- Сравнение коэффициентов рентабельности ОАО "СладКо" за 2008-2010 гг.

   
№п/п Коэффициент 2008г. 2009г. 2010г. Отклонения (2009 к 2008) Отклонения (2010 к 2009)  
 
Рентабельность активов -0,03 0,08 -0,06 +0,11 -0,14  
Рентабельность реализации 0,05 0,08 0,02 +0,03 -0,06  
Рентабельность собственного капитала -0,04 0,09 -0,10 -0,013 -0, 19  
               

Показатель рентабельности активов является основным производственным показателем, отражает эффективность использования инвестированного капитала.[12]

Проанализировав таблицу №2 видно, что коэффициент рентабельности можно сделать вывод, что - 0,03 рублей прибыли приходится на рубль авансированного капитала (по данным на 2008 г.), 0,08 рублей - на 2009 г., - 0,06 рублей - на 2010г. Показатель рентабельности активов в динамике показывает негативную тенденцию, что свидетельствует о невысокой эффективности использования имущества. Необходимы срочные меры по восстановлению прибыльной деятельности, в противном случае перед предприятием возникнет угроза банкротства.

Показатель рентабельности реализации характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

Рентабельность продаж выросла на 0,03 с 2008г. по 2009г. Это значит, что предприятие получило 0,08 копеек прибыли с одного рубля продаж. Чем больше показатель, тем лучше для предприятия. С 2009г. по 2010г. наблюдается снижение этого показателя на 0,06 копеек, что является негативной тенденцией для предприятия. Такая динамика коэффициента может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен или усиления контроля за использованием материально-производственных запасов.

Показатель рентабельности собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая денежная единица, вложенная собственниками компании. [13]

Динамика изменения рентабельности собственного капитала имеет скачкообразный характер: увеличение на 0,013 по отношению 2008г. к 2009г. и резкое уменьшение на 0,19 по отношению 2009г. к 2010г., при этом коэффициент отрицательный. Это связано с тем, что у предприятия наблюдается чистый убыток. Такая отрицательная динамика рентабельности собственного капитала очень опасна для деятельности предприятия.

Наши рекомендации