Тема 2. Государственное регулирование и контроль ВЭД

Составитель: Давыденко М.В.

Тема 1. Внешнеэкономическая деятельность. Основные понятия

Понятие внешнеэкономической деятельности.

Субъекты внешнеэкономических отношений.

Виды внешнеэкономической деятельности. Внешнеторговая деятельность.

Источники правового регулирования внешнеэкономической деятельности: понятие и виды. Общие и специальные нормативные правовые акты.

Специальная литература по теме:

О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Закон Республики Беларусь, 25 ноября 2004 г., № 347-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016. – Дата доступа: 22.07.2016.

О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли: Закон Республики Беларусь, 25 ноября 2004 г., № 346-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 13.07.2016 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016. – Дата доступа: 22.07.2016.

О международных договорах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 23 июля 2008 г., № 421-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 08.01.2014 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016. – Дата доступа: 22.07.2016.

Экономические преобразования, которые происходят в Республике Беларусь, имеют целью постепенную интеграцию белорусских предприятий в систему международных экономических связей, с одной стороны, и привлечение иностранных предприятий к деятельности в Республике Беларусь - с другой.

Историческое развитие ряда стран подтверждает положительное влияние и выгодность расширения участия каждой из них в Международном разделении труда и в различных формах международных связей.

Под внешнеэкономическими связямипонимается деятельность управомоченных субъектов (как правило, государства в лице компетентных органов) по обеспечению эффективного проведения внешнеэкономической политики.

Целью внешнеэкономических связей не является непосредственно получение прибыли. Их смысл состоит в разработке единой внешнеэкономической политики страны, координации деятельности государственных органов и субъектов хозяйствования, обеспечении экспортных и импортных поставок для государственных нужд, а так же в исполнении межгосударственных обязательств и торговых соглашений. Юридическим оформлением внешнеэкономических связей выступают международные (межправительственные) соглашения торгово-экономического характера. Такого рода соглашения имеют публично-правовой характер.

Внешнеэкономическая деятельность(далее – ВЭД)в отличие от внешнеэкономических связей осуществляется на уровне производственных структур. ВЭД субъектов хозяйствования направлена на получение прибыли. Она является частью производственно-коммерческой деятельности предприятия и характеризуется самостоятельностью в выборе иностранного партнера, номенклатуры товара, в определении цены и стоимости контракта, объема и сроков поставки. В отдельных случаях субъектом ВЭД может выступать и государство (например, при заключении внешнеторгового договора подряда, купли-продажи, аренды и т.д.), однако такие действия государства являются разовыми, носят частноправовой характер, не затрагивают основ экономической политики страны и, следовательно, не могут квалифицироваться как внешнеэкономические связи.

Субъекты ВЭД – лица, обладающие правом на осуществление внешнеторговой деятельности.К ним относятся все резиденты и нерезиденты Республики Беларусь, а также Республика Беларусь, ее административно- территориальные единицы в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Беларусь, международным и иностранным правом (ст. 6 Закона Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г., № 347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (далее – Закон № 347-З)).

Правовой формой ВЭД выступают, как правило, внешнеэкономические сделки.

Внешнеэкономические связи государства и внешнеэкономическая деятельность предприятия осуществляется по следующим направлениям:

- внешняя торговля;

- производственная кооперация;

- инвестиционная деятельность;

- валютные и финансово-кредитные операции.

Под внешней торговлейпонимается деятельность по обмену товарами в вещественно-материальной форме, а также услугами и результатами интеллектуального труда с зарубежными контрагентами.

Производственная кооперация–это осуществление с иностранными предприятиями совместных проектов в научно-технической, производственной либо иной сфере.

Инвестиционная деятельностьосуществляется с целью привлечения в страну иностранных финансовых, материальных, интеллектуальных ресурсов и средств (импорт иностранных инвестиций) либо их вывоз за рубеж (экспорт инвестиций).

Источники правового регулирования ВЭД - акты компетентных органов, устанавливающие или санкционирующие нормы внешнеторговой деятельности.

В связи со сложностью самого понятия внешнеэкономической деятельности к источникам правового регулирования внешнеторговой деятельности относятся различные по своей природе нормативные правовые акты:международные договоры; международные обычаи; решения международных организаций; внутреннее законодательство и судебная практика различных государств.

Важным источником правового регулирования являются и международные обычаи. Это обусловлено особенностью внешнеэкономических сделок и недостаточной приспособленностью к их регулированию норм внутреннего и международного права. В этой области унификацией занимается большое число международных организаций, в частности Международная торговая палата в Париже.

К источникам правового регулирования внешнеэкономической деятельности относятся и решения международных организаций, как правительственных, так и неправительственных. В частности, такое значение имеют решения Международного валютного фонда по освоению выделенных кредитов, Международного союза автомобильных перевозчиков для осуществления перевозок автомобильным транспортом.

Одним из важнейших источников является и внутреннее законодательство Республики Беларусь. Нормы правового регулирование внешнеторговой деятельности содержатся в Конституции, гражданском, банковском, хозяйственном процессуальном, гражданском процессуальном и некоторых других кодексах.

Источниками правового регулирования внешнеэкономической деятельности являются и подзаконные акты. В частности, Постановление Совета Министров, регулирующее лицензирование и квотирование внешнеэкономической деятельности, и другие вопросы, а также инструкции Национального банка.

Судебная практика как источник- это деятельность судов по применению законодательства при рассмотрении гражданских и хозяйственных дел.

Как во внутреннем законодательстве Республики Беларусь, так и в международных договорах используются два метода правового регулирования внешнеторговой деятельности: прямой и коллизионный.

Таможенные пошлины

В соответствии со статьей 4 ТК ТС таможенная пошлина – это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Статьей 71 ТК ТС определены следующие виды ставок таможенных пошлин:

1) адвалорные- установленные в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

примеры адвалорных ставок: 15%; 5% и т.п.;

2) специфические - установленные в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик);

примеры специфических ставок: 2 евро за 1 л; 250 долларов США за 1000 кг;

3) комбинированные - сочетающие виды, указанные в подпунктах 1) и 2) указанной статьи.

примеры комбинированных ставок: 10%, но не менее 2,5 евро за 1 кг; 15% плюс 1,4 евро за 1пару.

Ввозные таможенные пошлины

«Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза» (ЕТТ ЕАЭС) – это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым (ввезенным) на таможенную территорию Союза из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

Единый таможенный тариф ЕАЭС утвержден Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза».

В соответствии с положениями статьи 77 ТК ТС, для целей исчисления ввозных таможенных пошлин в ЕАЭС применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом ЕАЭС, если иное не предусмотрено ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов ЕАЭС.

Для оперативного регулирования ввоза товаров на таможенную территорию Союза при необходимости могут устанавливаться сезонные таможенные пошлины, срок действия которых не может превышать 6 месяцев в году и которые применяются вместо ввозных таможенных пошлин, предусмотренных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза.

Вывозные таможенные пошлины

В соответствии с положениями Договора о ЕАЭС, для целей исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза, если иное не установлено международными договорами в рамках Союза и (или) двусторонними международными договорами между государствами-членами.

В Республике Беларусь вывозными таможенными пошлинами облагаются следующие категории товаров:

· нефть сырая и отдельные категории товаров, выработанных из нефти;

· кожевенное сырье;

· лесоматериалы;

· калийные удобрения;

· семена рапса.

Указанное соглашение не распространяется на уплату (взыскание), возврат вывозных таможенных пошлин в отношении нефти сырой, добытой на территории Республики Беларусь и вывозимой с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории ЕАЭС.

В целях выполнения указанного соглашения Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 716 «О ставках вывозных таможенных пошлин» определен перечень товаров, в отношении которых применяются вывозные таможенные пошлины, а Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2010 № 1932 «Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин в отношении нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» установлены ставки.

В отношении иных категорий товаров ставки вывозных таможенных пошлин установлены:

Указом Президента Республики Беларусь от 01.02.2011 № 40 «Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин на кожевенное сырье»;

Указом Президента Республики Беларусь от 09.10.2010 № 522 «Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин на лесоматериалы»;

Указом Президента Республики Беларусь от 17.12.2015 № 490 «О ставке вывозной таможенной пошлины на калийные удобрения»;

Указом Президента Республики Беларусь от 21.05.2010 № 272 «Об установлении ставки вывозной таможенной пошлины на семена рапса».

Налоги

Налоги – это налог на добавленную стоимость и акциз (акцизы), взимаемые таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС.

В Республике Беларусь ставки налогов определены Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее – НК).

Для целей исчисления налогов в случае, если будет установлено (подтверждено) в порядке, определенном международным договором государств - членов ЕАЭС, что товары, помещенные под процедуру таможенного транзита, находятся на территории другого государства - члена ЕАЭС, применяются ставки, установленные законодательством этого государства - члена ЕАЭС.

Акцизы

В соответствии со статьей 111 НК (Особенная часть) подакцизными товарами признаются:

1. спирт;

2. алкогольная продукция;

3. непищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта из всех видов сырья, иных спиртосодержащих продуктов;

4. пиво, пивной коктейль.

5. слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,2 процента и менее 7 процентов (слабоалкогольные натуральные напитки, иные слабоалкогольные напитки), вина с объемной долей этилового спирта от 1,2 процента до 7 процентов.

6. табачные изделия;

7. автомобильные бензины;

8. дизельное и дизельное топливо с метиловыми эфирами жирных кислот;

9. судовое топливо;

10. газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива;

11. масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

12. сидры;

13. пищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта.

Поскольку вопросы отнесения товаров к категории подакцизных в ряде случаев вызывают сложности, НК определены органы, которые в пределах своей компетенции по обращению заинтересованных рассматривают вопросы отнесения отдельных товаров к подакцизным и (или) к товарам, не признаваемым подакцизными, и выдают соответствующие заключения. Такими органами являются:

· Министерство здравоохранения Республики Беларусь;

· Белорусский государственный концерн по нефти и химии;

· Белорусский государственный концерн пищевой промышленности.

В соответствии со статьей 112 НК (Особенная часть), в Республике Беларусь действуют единые ставки акцизов как для подакцизных товаров, произведенных на территории Республики Беларусь, так и для подакцизных товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь и (или) реализуемых на территории Республики Беларусь.

Ставки акцизов могут устанавливаться:

· в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки);

· в процентах от стоимости подакцизных товаров или таможенной стоимости подакцизных товаров, увеличенной на подлежащие уплате суммы таможенных пошлин (процентные (адвалорные) ставки).

Ставки акцизов по подакцизным товарам устанавливаются согласно приложению 1 к НК.

Таможенные сборы

В соответствии со статьей 72 ТК ТС, таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных ТК ТС и (или) законодательством государств - членов ЕАЭС.

Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств - членов ЕАЭС.

Размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор.

В Республике Беларусь виды таможенных сборов установлены Законом № 129-З («О таможенном регулировании в Республике Беларусь»).

Установлено, что таможенными органами взимаются таможенные сборы:

· за совершение таможенных операций;

· за таможенное сопровождение товаров, осуществляемое должностными лицами таможенных органов;

· за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному декларированию;

· за принятие таможенными органами предварительного решения;

Ставки таможенных сборов установлены Указом Президента Республике Беларусь от 13.07.2006 № 443 «О таможенных сборах»:

Вид таможенного сбора Ставка, в эквиваленте Евро
за совершение таможенных операций (кроме товаров для личного пользования)   20 или 50 (в зависимости от кода ТН ВЭД ТС)
за совершение таможенных операций в отношении товаров для личного пользования 50 (транспортн.ср-ва) 5 (иные товары)
за таможенноесопровождение товаров, осуществляемое должностными лицами таможенных органов   5 или 20 или 40 за каждый полный и неполный час
выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному декларированию
за выдачу предварительного решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС  
за выдачу предварительного решения относительно страны происхождения товаров за одно наименование товара или один сертификат происхождения формы «А» или «СТ-1»  
за включение в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей 11 370  

Исчисление таможенных пошлин, налогов: определение базы (налоговой базы), применение ставок. Исчисление таможенных сборов.

Исчисление таможенных пошлин, налогов: определение базы (налоговой базы), применение ставок.

В соответствии с положениями главы 10 ТК ТС объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.

Таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиками таможенных пошлин, налогов самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов ЕАЭС.

При взыскании таможенных сборов, пошлин, налогов исчисление подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, налогов производится таможенным органом государства - члена ЕАЭС, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.

Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов ЕАЭС.

Исчисление налогов.

В соответствии с положениями главы 10 ТК ТС сумма налогов, подлежащих уплате и (или) взысканию, определяется в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру, либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу, если иное не установлено статьей 76 ТК ТС.

Правовые аспекты исчисления, уплаты налогов в Республике Беларусь определены НК.

В соответствии с положениями статей 104 и 121 НК (Особенная часть) сумма налога на добавленную стоимость, и акцизов, взимаемых таможенными органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, подлежащая уплате в бюджет, определяется как произведение налоговой базы и налоговой ставки (ставки акцизов).

В соответствии с пунктом 1 статьи 99 НК (Особенная часть), налоговая база налога на добавленную стоимость, взимаемого таможенными органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь (за исключением товаров, указанных в пункте 3 указанной статьи), определяется как сумма:

· их таможенной стоимости;

· подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, если иное не установлено частью второй указанного пункта;

· подлежащих уплате сумм акцизов (по подакцизным товарам), если иное не установлено частью второй указанного пункта.

При помещении товаров под таможенные процедуры, иные,чем таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления, условно исчисленные суммы таможенных пошлин, акцизов, которые подлежали бы уплате при помещении ввозимых товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, включаются в налоговую базу для исчисления налога на добавленную стоимость, взимаемого таможенными органами.

В соответствии со статьей 117 НК (Особенная часть), при ввозе подакцизных товаров на территорию Республики Беларусь, взимание акцизов по которым осуществляется таможенными органами, налоговая базапо акцизамв зависимости от установленных в отношении подакцизных товаров ставок акцизов определяется:

· как объем подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов;

· как таможенная стоимость подакцизных товаров, увеличенная на подлежащие уплате суммы таможенных пошлин, - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов.

Составитель: Давыденко М.В.

Тема 1. Внешнеэкономическая деятельность. Основные понятия

Понятие внешнеэкономической деятельности.

Субъекты внешнеэкономических отношений.

Виды внешнеэкономической деятельности. Внешнеторговая деятельность.

Источники правового регулирования внешнеэкономической деятельности: понятие и виды. Общие и специальные нормативные правовые акты.

Специальная литература по теме:

О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Закон Республики Беларусь, 25 ноября 2004 г., № 347-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016. – Дата доступа: 22.07.2016.

О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли: Закон Республики Беларусь, 25 ноября 2004 г., № 346-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 13.07.2016 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016. – Дата доступа: 22.07.2016.

О международных договорах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 23 июля 2008 г., № 421-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 08.01.2014 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016. – Дата доступа: 22.07.2016.

Экономические преобразования, которые происходят в Республике Беларусь, имеют целью постепенную интеграцию белорусских предприятий в систему международных экономических связей, с одной стороны, и привлечение иностранных предприятий к деятельности в Республике Беларусь - с другой.

Историческое развитие ряда стран подтверждает положительное влияние и выгодность расширения участия каждой из них в Международном разделении труда и в различных формах международных связей.

Под внешнеэкономическими связямипонимается деятельность управомоченных субъектов (как правило, государства в лице компетентных органов) по обеспечению эффективного проведения внешнеэкономической политики.

Целью внешнеэкономических связей не является непосредственно получение прибыли. Их смысл состоит в разработке единой внешнеэкономической политики страны, координации деятельности государственных органов и субъектов хозяйствования, обеспечении экспортных и импортных поставок для государственных нужд, а так же в исполнении межгосударственных обязательств и торговых соглашений. Юридическим оформлением внешнеэкономических связей выступают международные (межправительственные) соглашения торгово-экономического характера. Такого рода соглашения имеют публично-правовой характер.

Внешнеэкономическая деятельность(далее – ВЭД)в отличие от внешнеэкономических связей осуществляется на уровне производственных структур. ВЭД субъектов хозяйствования направлена на получение прибыли. Она является частью производственно-коммерческой деятельности предприятия и характеризуется самостоятельностью в выборе иностранного партнера, номенклатуры товара, в определении цены и стоимости контракта, объема и сроков поставки. В отдельных случаях субъектом ВЭД может выступать и государство (например, при заключении внешнеторгового договора подряда, купли-продажи, аренды и т.д.), однако такие действия государства являются разовыми, носят частноправовой характер, не затрагивают основ экономической политики страны и, следовательно, не могут квалифицироваться как внешнеэкономические связи.

Субъекты ВЭД – лица, обладающие правом на осуществление внешнеторговой деятельности.К ним относятся все резиденты и нерезиденты Республики Беларусь, а также Республика Беларусь, ее административно- территориальные единицы в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Беларусь, международным и иностранным правом (ст. 6 Закона Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г., № 347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (далее – Закон № 347-З)).

Правовой формой ВЭД выступают, как правило, внешнеэкономические сделки.

Внешнеэкономические связи государства и внешнеэкономическая деятельность предприятия осуществляется по следующим направлениям:

- внешняя торговля;

- производственная кооперация;

- инвестиционная деятельность;

- валютные и финансово-кредитные операции.

Под внешней торговлейпонимается деятельность по обмену товарами в вещественно-материальной форме, а также услугами и результатами интеллектуального труда с зарубежными контрагентами.

Производственная кооперация–это осуществление с иностранными предприятиями совместных проектов в научно-технической, производственной либо иной сфере.

Инвестиционная деятельностьосуществляется с целью привлечения в страну иностранных финансовых, материальных, интеллектуальных ресурсов и средств (импорт иностранных инвестиций) либо их вывоз за рубеж (экспорт инвестиций).

Источники правового регулирования ВЭД - акты компетентных органов, устанавливающие или санкционирующие нормы внешнеторговой деятельности.

В связи со сложностью самого понятия внешнеэкономической деятельности к источникам правового регулирования внешнеторговой деятельности относятся различные по своей природе нормативные правовые акты:международные договоры; международные обычаи; решения международных организаций; внутреннее законодательство и судебная практика различных государств.

Важным источником правового регулирования являются и международные обычаи. Это обусловлено особенностью внешнеэкономических сделок и недостаточной приспособленностью к их регулированию норм внутреннего и международного права. В этой области унификацией занимается большое число международных организаций, в частности Международная торговая палата в Париже.

К источникам правового регулирования внешнеэкономической деятельности относятся и решения международных организаций, как правительственных, так и неправительственных. В частности, такое значение имеют решения Международного валютного фонда по освоению выделенных кредитов, Международного союза автомобильных перевозчиков для осуществления перевозок автомобильным транспортом.

Одним из важнейших источников является и внутреннее законодательство Республики Беларусь. Нормы правового регулирование внешнеторговой деятельности содержатся в Конституции, гражданском, банковском, хозяйственном процессуальном, гражданском процессуальном и некоторых других кодексах.

Источниками правового регулирования внешнеэкономической деятельности являются и подзаконные акты. В частности, Постановление Совета Министров, регулирующее лицензирование и квотирование внешнеэкономической деятельности, и другие вопросы, а также инструкции Национального банка.

Судебная практика как источник- это деятельность судов по применению законодательства при рассмотрении гражданских и хозяйственных дел.

Как во внутреннем законодательстве Республики Беларусь, так и в международных договорах используются два метода правового регулирования внешнеторговой деятельности: прямой и коллизионный.

Тема 2. Государственное регулирование и контроль ВЭД

Система государственно-правовых мер регулирования ВЭД. Органы, осуществляющие регулирование ВЭД.

Методы регулирования ВЭД (административный, экономический).

Административный (нетарифный) метод регулирования ВЭД.

Экономический (тарифный) метод регулирования ВЭД.

Таможенные платежи, налоги, индикативные цены.

Система органов, осуществляющих контроль ВЭД, порядок и способы осуществления контроля.

Специальная литература по теме:

О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Закон Республики Беларусь, 25 ноября 2004 г., № 347-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016. – Дата доступа: 22.07.2016.

О Совете Министров Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 23 июля 2008 г., № 424-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 г.// Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016. – Дата доступа: 22.07.2016.

О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций: Указ Президента Республики Беларусь, 27 марта 2008 г., № 178: в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 23.11.2015 г.// Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016. – Дата доступа: 22.07.2016.

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.

Целями государственного регулирования ВЭД являются стимулирование национальной экономики, защита экономических интересов государства и субъектов хозяйствования, удовлетворение потребительского спроса на товары иностранного производства, а также реализация внешней, в том числе внешнеэкономической, политики белорусского государства.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь осуществляется с учетом следующих основных принципов:

- реализации внешнеторговой политики как составной части единой внешней политики Республики Беларусь;

- обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь;

- единства таможенной территории;

- приоритета экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

- невмешательства в частные дела при осуществлении внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты нравственности, прав и свобод других лиц;

- обеспечения выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по международным договорам, и реализации прав, возникающих из международных договоров Республики Беларусь;

- выбора мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для ее участников, чем это необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, преследуемых Республикой Беларусь;

- обоснованности и объективности применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

- гарантирования права на судебную защиту прав, свобод и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

- гласности в применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь и иными уполномоченными государственными органами Республики Беларусь в соответствии с Законом № 347-З, иными актами законодательства Республики Беларусь и нормами международного права, действующими для Республики Беларусь ( ч.1 ст.8 Закона № 347-З).

К иным уполномоченным государственным органом Республики Беларусь относятся: Комитет государственного контроля, Национальный банк, Государственный таможенный комитет, Министерство иностранных дел, Министерство антимонопольного регулирования и торговли и иные определяемые Советом Министров Республики Беларусь республиканские органы государственного управления, объединения, подчиненные Правительству Республики Беларусь, облисполкомы и Минский горисполком.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь осуществляется посредством следующих методов:

- таможенно-тарифного регулирования;

- нетарифного регулирования;

- запретов и ограничений внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности;

- мер экономического и административного характера, содействующих развитию внешнеторговой деятельности (сбор, обработка, хранение и распространение внешнеторговой информации; конкретные государственные мероприятия по развитию внешней торговли; создание объединений, содействующих внешнеторговой деятельности).

Таможенно-тарифное регулирование – это метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем установления, введения, изменения и прекращения действия таможенных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь.

Основным элементом механизма тарифного регулирования служит таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, которые систематизированы в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Таможенная пошлина определяется как обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию или вывозе товаров с этой территории, который является неотъемлемым условием этого ввоза или вывоза.

Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли выполняет, с одной стороны, протекционистскую функцию, под которой понимается защита национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции, а с другой стороны — фискальную функцию, т.е. обеспечивает поступление средств в государственный бюджет.

Важное значение для системы таможенно-тарифного регулирования имеет политика применения тарифных квот, которая осуществляется посредством использования переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товаров: при импорте в пределах определенного количества он облагается по базовой, внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема — по более: высокой, сверхквотной, ставке тарифа.

Под нетарифными методами понимается совокупность средств внешнеторговой политики, которые не входят в группу таможенно-тарифных мер регулирования, а реализуются в рамках административного управления.

Нетарифные меры иногда называются нетарифными ограничениями, поскольку являются мерами скрытого протекционизма и включают многочисленные мероприятия, ограничивающие использование иностранных; товаров на внутреннем рынке страны.

Количественные ограничения импорта и экспорта непосредственно регламентируют количество товара, ввозимого в страну, и ввозимого за ее пределы. Из всех видов нетарифных барьеров они получили наибольшее распространение. На практике сложилось два основных направления применения количественных ограничений: контингентирование и лицензирование.

Контингентирование (квотирование) – это ограничение государством ввоза (вывоза) товаров в определенном количестве или сумме за установленный период посредством импортных или экспортных квот (контингентов).

По срокам действия квоты бывают постоянные, т. е. действующие в течение всего периода, на который они введены, и сезонные, устанавливаемые в зависимости от периода года.

Контингентирование реализуется через, систему лицензирования.

<

Наши рекомендации