Особенности организации контроллинга в коммерческом банке.

По сравнению с промышленными предприятиями банковский контроллинг имеет ряд специфических черт. В первую очередь это связано с тем, что для обеспечения надежности и устойчивости банковской системы сформировано специальное законодательство и создан пруденциальный надзор. В результате на деятельность банков накладывается ряд ограничений. Кроме того, некоторые особенности присущи структуре доходов и расходов банка:

- в структуре доходов наибольший вес составляют процентные доходы,

- а в структуре расходов высока доля постоянных издержек из-за стремления банков к универсализации и расширению палитры услуг.

Специфичность банковского контроллинга также проявляется в наличии дуализма в предоставляемых банками услугах в виде разграничения стоимостного и физического аспектов услуг:

- стоимостного - в результате приема, создания и передачи денежных средств в финансовой сфере, что отражается на состоянии счетов вкладов и депозитов баланса и является причиной возникновения стоимостных издержек и выручки;

- физического - в виде результата труда человека, в том числе с использованием вычислительной техники.

Применительно к банкам можно выделить три основные задачи контроллинга.

1. Построение и поддержание инфраструктуры, ориентированной на управление банком путем управления доходностью. Здесь контроллингу придаются системообразующие функции, поскольку организационная структура банка, системы планирования и контроля, а также система управленческой информации должны соответствовать принятой концепции, в частности - ориентации на доходность.

2. Реализация специфических банковских функций контроллинга, чтобы путем последовательного, пошагового выполнения этапов анализа, планирования и контроля гарантировать замкнутость цикла контроллинга.

3. Выполнение отдельных функций банковского менеджмета: портфельного, структуры баланса, бюджета в соответствии с принципами ориентированного на доходность управления банком.

У контроллинга нет полномочий принятия решений, но он информационно и координационно поддерживает отдельные сферы менеджмента.

В функцию контроллинга в банке входит координирование не только оперативных планов, но и стратегических намерений. Отсюда происходит формальное разделение задач контроллинга на стратегические и оперативные.

Стратегический контроллинг предназначен для поиска и выявления настоящих и будущих источников успеха всего банка.

Оперативный контроллинг нацелен в первую очередь на структуры рентабельности и риска в краткосрочной перспективе. Он в значительной степени ориентирован на конкретные цифры и детальную информацию.

Контроллинг в банке включает в себя решение задач финансового анализа, контроля и оптимизации использования финансовых средств и источников, среди которых:

- финансовый контроллинг, в том числе контроль нормативов и индексов, финансовых потоков, прибыльности и себестоимости, рыночных тенденций и конкуренции;

- контроль исполнения, включая контроль качества и рентабельности, предоставления услуг подразделениями и филиалами;

- оперативное управление денежными потоками и временно свободными средствами;

- управление проектами, в том числе инвестиционными;

- мониторинг, анализ и прогноз внешней среды, включая моделирование влияния изменения внешней конъюнктуры, динамики рыночных тенденций, поведения партнеров и конкурентов, развития новых продуктов, услуг, инструментов.

Для непосредственного принятия управленческих решений наиболее важными являются задачи финансового моделирования и управления финансовыми потоками.

В силу того, что контроллинг представляет собой систему управления, ориентированную на доходность, основой и одним из главных инструментов банковского контроллинга является интегрированная система калькуляции издержек и оценки результатов деятельности банка. Причем калькуляция издержек и оценка результатов должны производиться в трех плоскостях деятельности банка:

- по видам продуктов и услуг;

- по клиентам и их группам;

- по сферам ответственности в самом банке.

Контроллинг, как подход к управлению банком, может быть определен как производственный подход. Это обусловлено тем, что, во-первых, данная концепция управления изначально разрабатывалась и применялась на предприятиях, а во-вторых, в ней предполагается, что трансформация банковских пассивов и собственного капитала в доходные активы есть своего рода производственный процесс с конечными результатами банковского производства. Такой подход к управлению банком предполагает наличие специфической терминологии, присущей банковскому производству, которая требует дальнейшей разработки и уточнения. В частности, для определения прибыльности банковских продуктов и услуг необходимо четко определить издержки, связанные с производством и продажей банковских продуктов и услуг.



Наши рекомендации