Система контроллинга прибыли.
Контроллинг прибыли - целостная концепция экономического управления организацией, которая направлена на выявление всех шансов и рисков, связанных с получением прибыли в условиях рынка.
Главным объектом контроллинга является прибыль предприятия.
Таким образом, контроллинг прибыли - средство функционирования финансовой структуры управления прибылью. Применение финансовой стратегии по управлению прибылью позволит:
- обеспечить текущую платежеспособность;
- выявить финансовые резервы по центрам финансового управления;
- организовать учет, анализ, планирование, контроль и регулирование финансовых отношений внутри организации в целом.
Планирование прибыли - сложный и многогранный процесс, включающий анализ хозяйственных связей предприятия и финансовых показателей за период, предшествующий планируемому. Представляет собой подсистему управленческого учета:
- обеспечивающую концентрацию плановых и контрольных действий на наиболее приоритетных направлениях формирования, распределения и использования прибыли организации,
- своевременное выявление отклонений фактических результатов от предусмотренных
- и принятие оперативных управленческих решений по выполнению установленных заданий.
Для управления прибылью целесообразно использовать отдельные инструменты стратегического и оперативного контроллинга, в частности:
- PIMS-анализ, (анализ влияния выбранной стратегии на величины прибыльности и наличности )
- функционально-стоимостной анализ, (Из анализа становится ясно, где «спрятаны» излишние затраты.)
- операционный анализ (анализ взаимосвязи «Выручка-затраты-прибыль»),
ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ БИЗНЕСА ПРЕДПРИЯТИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ).
Для эффективного управления фирмой с ориентацией на перспективу необходимо располагать сведениями, которые позволили бы принимать решения по различным направлениям и сферам деятельности предприятия, в т.ч.: рынкам, продуктам, клиентам, подразделениям самого предприятия и т.д., ориентируясь на показатели рентабельности, ликвидности и ответственности.
Каждое предприятие образно можно рассматривать как центр ответственности: организационная единица или область деятельности, позволяющая систематизировать и накапливать информацию об издержках, планировать и оценивать итоги деятельности по отчётным периодам.
В рыночных условиях хозяйствования предприятием можно выделить три таких центра:
1. Профит-центр. Обычно осуществляет свою деятельность по реальным рыночным ценам с получением дохода с оборота из внешнего рынка. Практически полная свобода клиентов на рынке. Пример: подразделение основного производства, реализующее продукцию на внешнем рынке.
2. Сервис-центр. Работает на внутреннем рынке организации, результаты деятельности оцениваются на основе внутренних цен. Внутренние цены формируются на основе рыночных путём расчёта величины затрат, договоров и т.д. Клиенты-подразделения предприятия, как правило, ограничены в поиске услуг на стороне, однако в принципе это возможно. Пример: отдел компьютерных технологий, работающий по внутренним тарифам.
3. Центр затрат. Выполнение стандартных работ по фактически возникающим затратам. Характеризуется сильной интеграцией в производственного процесса, с заданным объёмом выполняемых работ, отсутствием необходимости поиска клиентов. Пример: отдел обработки производственной информации.
Построение структуры бизнеса предприятия на базе рассмотренных выше центров и эффективное управление ими возможны лишь при четкой формулировке задач и разделении сфер компетентности, что позволяет установить ответственных за результаты деятельности.
Полученная информация может быть использована для успешного планирования эффективности выпуска продукции и может привести к ускоренному продвижению на рынок новых товаров с целью получения дополнительной прибыли и повышения рентабельности.
ПЛАНИРОВАНИЕ И БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЛИНГА.
Планирование и бюджетирование в системе контроллинга относится к числу наиболее сложных и ответственных функций менеджмента.
Предусмотренные в плане мероприятия и бюджетные средства на их реализацию являются базой (основой) для достижения намеченных целей.
Планирование подразделяется на:
- стратегическое, в процессе которого вырабатываются цели, задачи и стратегии для предприятия в целом и его сфер бизнеса, формирует рамки для оперативного планирования;
- оперативное обеспечивает на базе стратегических целей соответствующие годовые (оперативные) планы, с тем, чтобы показать путь развития предприятия на короткий промежуток времени.
При этом осуществляется сравнение план-факт.
Бюджет организации представляет собой план в натуральных и денежных единицах. Может быть представлен также в качестве:
- экономического прогноза,
- средства координации различных показателей,
- средства контроля за всеми сторонами деятельности организации,
- средства потребления ресурсов,
- средства кредитования,
- средства делегирования в других областях деятельности организации.
При этом можно выделить пять основных принципов:
1. целесогласования (процесс бюджетирования начинается "снизу вверх").
2. приоритетности в отношении задачи координации бюджетирования (использование дефицитных средств в наиболее выгодном направлении).
3. причинности (каждая плановая единица может планировать и отвечать только за те величины, на которые она может оказывать влияние).
4. ответственности (передача каждому подразделению ответственности за исполнение его части бюджета вместе с полномочиями вмешиваться в случае необходимости).
5. постоянства целей (установленные базовые величины не должны быть принципиально изменены в течение продолжающегося контрольного периода).
Бюджетирование может иметь как положительные:
- оказание положительного влияния на мотивацию и настрой коллектива организации;
- позволяет координировать работу организации;
- служит инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов;
- анализ бюджета позволяет своевременно вносить соответствующие коррективы в производственные процессы, процессы распределения имеющихся ресурсов;
- помогает менеджерам понять роль своей ответственности за порученную работу;
так и отрицательные стороны:
- различные восприятия бюджета различными людьми;
- сложность и дороговизна системы бюджетирования;
- в процессе бюджетирования могут возникнуть и непредвиденные обстоятельства, в т.ч.: политические интриги, конфликты между менеджерами, стремление отдельных сотрудников занизить нагрузку и завысить потребность в ресурсах, распространение ложной информации о бюджете по неофициальным каналам.
Исходным пунктом для бюджетирования является план сбыта, из которого вытекают остальные планы (производства, запасов, персонала, инвестиций и т.д.) и виды бюджетов.
На практике план сбыта формируется как «сверху вниз» на базе стратегического планирования, так и «снизу вверх», с учётом отдельных клиентов или продуктов. Такой подход к планам сбыта повышает надёжность планирования.