Чистая монополия: понятие и распространение. Антимонопольное регулирование как условие развития рыночных отношений.
Монополия – наличие единственного производителя и продавца на рынке конкретного товара или услуги. В реальной действительности практически не возможно найти ситуацию, когда на рынке действовал бы один-единственный производитель товаров, не имеющих субститутов.
Чистая монополия(так же, как и совершенная конкуренция) представляет собой достаточно редкое явление и предполагает выполнение следующих условий:
- монополист является единственным производителем данного товара;
- продукция носит уникальный характер в том смысле, что не имеет близких заменителей;
- проникновение в отрасль для других фирм закрыто целым рядом обстоятельств, в результате чего монополист удерживает рынок в своей полной власти и полностью контролирует объем выпуска производства;
- степень влияния монополиста на рыночную цену очень высокая, но не безграничная, ибо он не может назначить любую сколь угодно высокую цену (любая компания, в том числе и монополистическая, сталкивается с проблемой ограниченности рыночного спроса и сокращения объема продаж прямо пропорционально росту цен).
В использовании термина монополия, а тем более «чистая монополия» всегда присутствует известная доля условности. Совершенная конкуренция и чистая монополия - это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела. В условиях чистой монополии мы встречаемся с единственным продавцом товара, не имеющих близких субститутов (т.е. товаров заменителей). Монополист-продавец вступает в рыночные отношения только с покупателями его продукции. Характер этих взаимоотношений таков: если монополист снижает цену, у него будут покупать товары больше. Для того чтобы понять рыночное поведение фирмы-монополиста, нужно еще раз сравнить некоторые важнейшие признаки совершенной и несовершенной конкуренции. При совершенной конкуренции фирма не в состоянии повлиять на рыночную цену. Цена на продаваемый товар диктуется рынком, сформирована «за спиной» производителя товаров, предстает как объективный, независимый от воли и сознания рыночный феномен. В этих условиях фирма может увеличивать свои прибыли не путем манипулирования ценами, а поиском такого объема производства, при котором разница между валовым доходом и валовыми издержками была бы максимальной. Главное – монополист сознательно ищет и устанавливает такой уровень цены, при котором прибыль была бы максимальной. При этом функция спроса является заданной, т.е. предполагает, что монополист не в силах ее изменить. Если монополист захватит весь рынок, то кривая спроса на его продукцию – это отраслевая кривая спроса. Следовательно, для того, чтобы продать дополнительное количество продукции, необходимо снизить цену. Монополия означает определенную степень власти над ценой. А эта власть может базироваться на нескольких предпосылках: концентрация рынка, тайные и явные соглашения о разделе рынков и уровне цен и др.
Эластичность спроса является важным фактором, ограничивающим монопольную власть фирмы на рынке. Если мы имеем дело с чистой монополией, эластичность спроса становится единственным рыночным фактором, сдерживающим монопольный произвол. Именно поэтому деятельность всех отраслей монополии регулируются государством. Однако чистая монополия встречается достаточно редко, как правило, либо монопольная власть делится между несколькими крупными фирмами, либо на рынке действует множество небольших фирм, каждая из которых производит отличающуюся от других продукцию. Антимонопольное законодательство призвано не допустить развертывания разрушительной для эффективности экономики экономически ограниченной деловой практики. Действия направлены на ограничение конкуренции на рынке. Антимонопольные органы могут руководствоваться двумя принципами:
во-первых, жестко следовать закону, во-вторых, принципом разумности. Принцип разумности, означает неразумное ограничение торговли (соглашения, слияние, разрушение ценностей). Антимонопольное законодательство направлено не против крупных корпораций. Оно направлено против ограничения деловой практики, подрывающей эффективную конкуренцию. В России действует антимонопольный закон – перечень действий компании, которые ведут к монополизму той или иной форме и считаются незаконными. Незаконными считается монополизация рынка явным образом, сговор о ценах.
Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США. Три основных законодательных актов США: Закон Шермана - этим законом запрещается тайная монополистическая торговля, единоличный контроль в той или иной отрасли, сговор о ценах. Закон Клейтона - запрещал ограниченную деловую практику в области сбыта, ценовую дискриминацию, определенные виды слияний, переплетающиеся директораты и др. Закон Робинсона-Пэтмэна - запрет на ограниченную деловую практику в области торговли: «ножницы цен».