Чистая монополия: понятие и характерные черты. Монополия и эффективность.

Монополия – исключительное право пр-ва, торговли и др. видов дея-сти, принад-жащие 1 лицу, определенной группе лиц или гос-ву. Если такое право принадлежит фирме, то это означает, что она обладает монопол. властью. Монопол. власть дает фирме возм-сть влиять на цену товара. Степень монопол. власти зависит от многих обстоятельств, но, гл. обр., от доли фирмы в общем объеме отраслевого предложения и от наличия товаров-заменителей.

Чистая монополия – это такой тип рын. стр-ры, когда фирма является еди-ым прои-лем к-либо продукции, не имеющей аналогов.

понятия «чистая монополия» и «монопольная власть»: это не одно и то же.

монополия – это фирма – единствен. поставщик уникального продукта.

Черты чистой монополии:

· понятия «фирма» и «отрасль» совпадают;

· покупатели не имеют во-сти выбора;

· чистый монополист, контролируя весь объем выпуска товаров, в состоянии управлять ценой, изменять ее в любом направлении;

· кривая спроса на продукцию монополиста имеет класс-кий вид и совпадает с кривой рын. спроса;

· чистая монополия закрыта от входа в отрасль других фирм, т.е. ограждена от конк-ции высокими входными барьерами.

Монополия и эф-ть:

распространение монополии снижает экон-кую эф-ность;

1)объем про-ва, макс-щий прибыль монополиста, ниже, а цена - выше, чем в условиях с\к. Это приводит к тому, что ре-сы общ-ва испол-ся не в полном объеме, и при этом часть продукции, необх. обществу, не производится. Т.е.макс. производственная эф-ность не достигается.

2)являясь 1продавцом на рынке, монополист не стремится к снижению произ-ных издержек. У него не сущ. стимула использовать наиболее прогрессивную тех-ию. Обновление про-ва, снижение издержек, гибкость не являются для него вопросами выживания. По тем же причинам монополист слабо заинтересован в научно-исслед-ских разработках и использовании новых достижений НТР.

3)барьеры для вступления нов. фирм в монопол-ные отрасли, а также огромные силы и средства, которые монополисты тратят на сохр. и укрепление собственной рын. власти, оказывают сдерживающее воздействие на эк. эф-ность. Мелким фирмам с новыми идеями трудно пробиться на монополизированные рынки.

Поэтому во всех странах с рын. экономикой действуют антимонопольные законо-тва, контролирующие и ограничивающие монопольную власть.

4) "+" Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения эко-их ресурсов создают возм-ти для ускорения тех-го прогресса. Однако эти воз-ти реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно – выс. прибылей.
2) "-" Недоиспользуются рес-сы для про-ва товаров, т. е. возникают избыточные произ-ные мощности; потребители не получают товар по наименьш. цене, т. е. недпроиз-ится продукция, необходимая потребителю; приспособление продукта к потреби-кому спросу требует дифференциации продукта и его совершенствования; приспособление потреби-ого спроса к продукту вызывает совершенствование рекламы.

Показатели монопольной власти. Практическое значение показателей.

Монопольная власть – это способность фирмы возде-вать на цену своего товара, изменяя продаваемое на рынке количество этого товара.(является величиной обратн. эласт-сти спроса на продук-ю фирмы 1/Е)

Показатели монопольной власти:

1)Индекс Лернера:

Чистая монополия: понятие и характерные черты. Монополия и эффективность. - student2.ru

· Рассматри. Высокие прибыли как фактор монополии.

· Характ-т факт, а не возмо-сть моноп. Поведения.

· Чем ближе к 1, тем большей властью обладает фирма, 0-при С\к.

Ин.Херфиндаля-Хиршана

Чистая монополия: понятие и характерные черты. Монополия и эффективность. - student2.ru

· Рассматр. Долю удельного веса фирм в общем объеме прои-ва отрасли.

· Необходимо учитывать долю иностран. Компаний.

· При чистой монополии=10000

· Показат. Безо-сти рынка: одна компания- <31% 2-<44% 3-<54%

3)индекс Pотшильда

R= Чистая монополия: понятие и характерные черты. Монополия и эффективность. - student2.ru ,

где R- индекс Ротшильда

tg a-тангенс угла наклона кривой индекса спроса

tg b- тангенс угла наклона кривой сов. Спроса

· Ecли фиpмa нe oблaдaeт pын.влacтью, тo ee индивид. cпpoc нe oтличaeтcя oт coвoкyпнoгo pын. cпpoca, тoгдa индeкc Poтшильдa paвeн 1.

· Чeм бoльшe pын. влacть фиpмы, тeм бoльшe paзницa тaнгeнcoв, тeм бoльшe индивид. cпpoc oтклoняeтcя oт pын., a тaк кaк индивид. cпpoc вceгдa бoлee элacтичeн, тo чиcлитeль индeкca пpиближaeтcя к нyлю, и, cлeдoвaтeльнo, знaчeниe индeкca тaкжe бyдeт пpиближaтьcя к нyлю.

Наши рекомендации