Чистая конкуренция: понятие и распространение. Определение объема производства, максимизирующего прибыль

Чистая конкуренция – это модель рынка, которая имеет лишь аналитическое и некоторое практическое значение. Чистая конкуренция на практике довольно редка.

Характерные черты чистой конкуренции:

1. очень большое число независимых действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке.

2. стандартизированная или однородная продукция, т.е. конкуренция на базе различий в качестве продукции, рекламе или сбыте.

3. незначительный контроль над ценой продукции. В условиях чистой конкуренции каждая фирма производит на столько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение и, следовательно, цену продукта.

4. Свободное вступление и выход из отрасли.

Какой объем производства должен быть достигнут, чтобы обеспечить фирме маскимальную прибыль при ограничениях в принятии решений, наложенных динамикой издержек фирмы и спросом на продукцию? Отвечая на этот вопрос, прежде всего, следует провести различия в рассматриваемых временных интервалах.

Краткосрочным назовем период, недостаточный для вхождения новых производителей в отрасль или выхода из нее.

Долгосрочный период, напротив, является достаточным для вступления новых фирм в отрасль, если представляется возможность получения более высокой прибыли, и выхода из отрасли, если фирма начинает нести убытки.

В краткосрочном периоде конкурентная фирма располагает неизменным оборудованием и пытается максимизировать свои прибыли и минимизировать свои убытки, приспосабливая свой объем производства посредствам изменений в величине переменных ресурсов, которые она использует. Экономическая прибыль, к которой фирма стремится, определяется как разность между валовым доходом и валовыми издержками. Существуют два подхода к определению уровня производства, при котором конкретная фирма будет получать максимальные прибыли и минимальные убытки. Первый включает сравнение валового дохода и валовых издержек, соответствующих каждому из возможных объемов. Фирма выберет вариант, когда разница между валовым доходом и валовыми издержками будет минимальной, иными словами, будет, достигнут максимальный объем прибыли.

Однако на практике, когда фирма уже занимается производством, перед ней встает вопрос: что ей даст производство еще одной дополнительной единицы продукции? В какой пропорции расширение производства увеличит доход и издержки? Фирма будет сравнивать предельный доход и предельные издержки. До тех пор, пока расширение производства будет обеспечивать более быстрый рост дохода по сравнению с ростом издержек, фирма будет наращивать производство. Когда же дополнительная продукция будет больше добавлять к издержкам, чем к доходу, фирма прекратит увеличивать объем выпуска. Переломной точкой станет момент, когда будет достигнуто равенство предельного дохода и предельных издержек. То количество продукции, при котором обеспечивается это равенство, и будет выбрано фирмой. Объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам, называется точкой оптимального выпуска.

Используя либо первый подход, либо второй, фирма выберет объем производства, который обеспечит ей максимальную прибыль.

В долгосрочном периоде, когда могут меняться все виды затрат, решение фирмы об объеме выпуска продукции будет приниматься иначе, поскольку можно изменять все производственные факторы, в том числе и размеры предприятия. Если при существующей рыночной цене несколько фирм терпят убытки и прекращают производство, предложение на рынке сокращается. Результатом сокращения предложения (при постоянном спросе) является повышение цены. Возросшая цена позволит фирмам, оставшимся в отрасли, получать экономическую прибыль. В условиях совершенной конкуренции, когда нет ограничений для доступа на рынок, появятся новые фирмы, привлеченные возросшей прибыльностью дела. В результате предложение возрастет, а цена снизится; при совершенной конкуренции такие колебания носят постоянный характер. Равновесие на рынке будет достигнуть, когда у фирм не будет стимулов как для входа в отрасль, так и для выхода из нее. Это достигается при условии, если рыночная цена установится на уровне минимума средних валовых издержек и экономическая прибыль, таким образом, исчезнет.

Наши рекомендации