Современные подходы к установлению инновационного потенциала фирмы
Инновационный потенциал – это мера готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели (мера готовности реализовать проект или программу стратегических изменений).
Потенциал организации – главный критерий целесообразности ее существования. Через развитие потенциала идет развитие организации и ее подразделений, а также всех элементов производственно-хозяйственной системы. Развитие орг-и рассматривается как реакция на изменения внешней среды и потому носит стратегический характер.
Потенциал организации имеет две составляющие:
- готовность орг-и к стабильной производственной деятельности;
- готовность к инновациям.
От состояния инновационного потенциала зависит выбор инновационной стратегии, поэтому его оценка – необходимая операция процесса разработки стратегии.
Практики показала, что существует необходимость в 2 схемах анализа внутренней среды и оценки ИП, детального и диагностического.
Детальный анализ проводится редко, в основном на стадии обоснования инновационного проекта. При большой трудоемкости он дает системную и полезную информацию.
Схема оценки ИП при детальном анализе:
1) описание проблемы развития фирмы;
2) постановка задачи для решения проблемы;
3) описание системной модели деятельности фирмы (раскрывается внутренняя и внешняя среда, группы факторов влияния на инновационную деятельность);
4) оценка ресурсного потенциала относительно поставленной инновационной задачи;
5) оценка организационного потенциала (включая жесткие и мягкие элементы);
6) оценка способности достигать заданные результаты деят-ти;
7) установка интегральной (суммарной) оценки потенциала фирмы, ее готовности решить поставленную задачу, формулирование общих выводов по анализу;
8) определение основных направлений проекта подготовки фирмы для достижения требуемого потенциала, составление задания на разработку проекта.
Ограниченность в сроках, отсутствие специалистов, способных проводить системный анализ, отсутствие или недоступность информации о фирме (при анализе ИП конкурентов) заставляют использовать диагностические подходы оценки ИП.
Диагностический подход реализуется в диагностике и анализе состояния фирмы по ограниченному и доступному кругу параметров (как для внутренних, так и для внешних аналитиков).
Проведение диагностического анализа требует определенных навыков и информационной базы.
Схема диагностического анализа ИП фирмы:
1) ведение каталога управляющих воздействий на фирму;
2) ведение каталога диагностических параметров, характеризующих внешние проявления фирмы;
3) ведение каталога структурных параметров, характеризующих внутреннее состояние фирмы;
4) установление взаимосвязи структурных и диагностических параметров системы фирмы;
5) наблюдение диагностических параметров и обработка статистических данных;
6) оценка структурных параметров;
7) оценка состояния частных параметров фирмы и определение интегральной оценки ее потенциала.
Диагностический анализ инновационного потенциала по методу SWOT-анализа:
Инновационная среда складывается из инновационного потенциала, дающего оценку состояния внутренней среды. Анализ внутренней среды фирмы осуществляется с целью:
- выявления в ее потенциале силы (S);
- выявления в ее потенциале слабостей (W);
- установление возможностей (O), предоставляемых фирме ее внешней средой;
- выявление угроз (Т) для фирмы со стороны внешней среды.
После составления списка сильных и слабых сторон потенциала фирмы, а также возможностей и угроз со стороны внешней среды устанавливают связи между ними.
Осмысление возможных ситуаций осуществляется по матрице SWOT-анализа:
- поле SO – «сила-возможности». Фиксируются те сильные стороны потенциала фирмы, которые обеспечивают ей использование представившихся возможностей. Если в целом по некоторой открывающейся возможности ее позиции очень сильны, то это может принять соответствующую стратегию использования возможности.
- поле ST – «сила-угрозы». Фиксируются те стороны потенциала фирмы, которые не дают шанса использовать представившиеся возможности. Могут рассматриваться стратегии развития потенциала.
- поле WT – «слабости-угрозы». Это наихудшее сочетание для фирмы. Тем важнее обратить на него внимание. Снижение угроз возможно лишь разработкой стратегии развития своего потенциала.
- поле WO – «слабости-возможности». Руководству фирмы следует определить целесообразность использования возможностей при наличии таких слабых сторон состояния фирмы или целесообразность поиска стратегии развития потенциала.