Организация – это группа людей, объединенная для достижения определенных целей.
Для организации характерно:
- кол-во членов не менее 2-х чел
- наличие хотя бы одной общей цели, разделенной всеми членами организации
- совместная деятельность
Внешняя среда организации – это совокупность переменных, которые находятся за пределами организации и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны ее менеджмента
Прямое воздействие – это все организация и люди, которые связаны с данной организацией в силу выполняемых ею целей и задач (партнеры, поставщики, покупатели)
Косвенное воздействие – это факторы и условия, которые, не оказывая прямого воздействия на текущую деятельность организации, предопределяют важнейшие решения, принимаемые ее менеджером. Главная роль принадлежит экономическим, правовым, экологическим, техническим и др. факторам и переменным.
Свойства внешней среды:
- взаимосвязанность факторов внешней среды – это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.
- сложность внешней среды - число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора
- подвижность внешней среды – это скорость с которой происходят изменения в окружении организации
- неопределенность внешней среды - является функцией количества информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации.
Организации должны быть в состоянии эффективно реагировать и приспосабливаться к изменениям внешнего окружения, чтобы обеспечить выживание и достижение поставленных целей.
Анализ факторов внешней среды – представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших для организации факторов (элементов) деловой среды, а также факторов макроокружения, на которые организация не может оказывать непосредственного влияния. Основными целями анализа факторов внешней среды организации являются предвидение потенциальных угроз со стороны внешней среды и выявление новых возможностей для организации, которые она открывает.
Угрозы и возможности могут появляться со стороны элементов ближнего окружения компании:
- клиентов;
- поставщиков и других партнеров по бизнесу;
- конкурентов;
- финансово-кредитных учреждений;
- контролирующих организаций;
- общественности и внешних заинтересованных лиц.
Для получения более полного представления о складывающихся тенденциях развития внешней среды анализу необходимо также подвергнуть основные факторы макросреды организации:
- политические;
- экономические;
- социальные;
- технологические
Внутренняя среда
Внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразований.
Основные переменные это:
1. Цель – это описание результатов деятельности организации в будущем.
2. Структура – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.
3. Задача – это предписанная работа, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.
4. Технология – это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях.
Задачи и технологии тесно связаны между собой. Выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала на входе, в форму получаемую на выходе
Анализ внутренней среды организации можно производить по ее функциональным подсистемам:
1) организационная культура;
2) производство;
3) персонал;
4) финансы;
5) маркетинг;
5) менеджмент;
6) нововведения.
Изучение внутренней среды организации должно быть направлено на раскрытие возможностей и угроз, которые складываются внутри организации, т.е. изучение сильных и слабых сторон организации.
Для интегральной оценки изменений во внутренней внешней среде, которые следует учесть при разработке стратегии, наиболее часто применяется метод SWOT-анализа.
SWOT-анализ – это оперативный диагностический анализ фирмы и ее среды. Он помогает оценить изменения во внешней и внутренней среде, которые необходимо учесть при разработке стратегии, и позволяет установить связи между возможностями и угрозами со стороны окружающей среды и потенциалом организации.