Организация есть группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Представление об организации развивалось в направлении от жесткого структурно-функционального подхода М. Вебера, школы человеческих отношений (Э. Мэйо) к школе социальных систем, основоположником которой можно считать биолога Людвига фон Берталанфи. За отправную точку исследования организации стали принимать уровень социальной системы, объединяющей отдель­ные элементы.

Ключевыми понятиями школы социальных систем являются представления об открытых и закрытых системах.

Система любого типа — это некое целое, состоящее из частей (подсистем), которые функционируют сообща взаимозависимый образом с целью осуществления общих задач.

Отрытая система — это система, которая влияет на свое окружение и испытывает влияние с его стороны, и взаимодействует с ним. Концепции, рассматривающие организацию в качестве открытой системы, акцентируют внимание на взаимосвязи различных компонентов и функций организации и признают взаимную зависимость между организацией и ее внешней средой, являющейся источником трудовой силы и сырья и реципиентом продукции и услуг организации. С системной точки зрения организация сумеет выжить и успеть, если ее различные функции и компоненты функционируют в согласии друг с другом и система как единое целое поддерживает интенсивную связь со своим окружением. (система взаимосвязей представлена схемой0

-Внутренняя среда организации-

(социальная структура, техническая структура, административная структура)

-Среда прямого воздействия-

-Конкурирующая среда-

-Общественная среда-

-Макросреда

А.Внутренняя среда организации.

Каждая организация имеет внутреннюю и внешнюю среды, в которых осуществляется деятельность. Внутренняя среда организации - это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Внутренняя среда организации формируется в соответствии, во-первых, с целями и задачами организации, во-вторых, с ресурсами организации. Внутренняя среда состоит из структур, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Эти структуры реализуют следующие цели и задачи:

- кадровая структура — взаимодействие менеджеров и рабо­чих, найм, обучение и продвижение кадров, оценка результатов труда и стимулирование, создание и поддержание отношений между работниками;

- организационная структура - коммуникационные процес­сы, организационные структуры, нормы, правила, процедуры распределения прав и ответственности, иерархия подчинения;

- производственная структура - изготовление продукта снабжение и ведение складского хозяйства, обслуживание технологического парка, осуществление исследований и разработок;

- маркетинговая структура внутренней среды – стратегия ценообразования, стратегия продвижения продукта на рынке выбор рынков сбыта и систем распределения;

- финансовая структура включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного взаимодействия.

Внутренняя среда, можно сказать, пронизана организационной культурой, которая может либо способствовать тому, что организа­ция выступает сильной, устойчиво выживающей в конкурентной борьбе структурой, либо ослаблять организацию, не давая ей ус­пешно развиваться даже при высоком уровне технического и фи­нансового потенциала.

Информацию об организационной культуре можно получить из различных публикаций, в которых организация сама себя представ­ляет. Как правило, в своих публикациях организации большое вни­мание уделяют фирменной философии, пропаганде своих ценнос­тей. Для организации с сильной организационной культурой харак­терно подчеркивание важности «человеческого фактора», а для ор­ганизации со слабой организационной культурой характерно стремление говорить в публикациях о формальных организацион­ных и количественных аспектах своей деятельности.

Наблюдения также позволяют сформировать представление об организационной культуре - как сотрудники трудятся на своих ра­бочих местах, как они взаимодействуют друг с другом, чему они от­дают предпочтение в разговорах.

Для оценки организационной культуры важно знать, какими критериями руководствуются в организации при продвижении ра­ботников по службе. Организации, в которых работники продвига­ются по службе быстро и по результатам индивидуальных достиже­ний, обладают слабой организационной культурой. Долгосрочный характер продвижения работников по службе в зависимости от их умения работать в коллективе служит признаком сильной организа­ционной культуры.

Если сотрудники хорошо осведомлены об истории организации, серьезно и с уважением относятся к правилам, ритуалам и органи­зационным символам, то с высокой степенью вероятности можно предположить, что организация обладает сильной организацион­ной культурой.

Чтобы выживать в долгосрочной перспективе, быть успешной» организация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Основное внимание следует уде-выяснению того, какие угрозы и какие возможности таит в внешняя среда.

В.Характеристики внешней среды. М. Мескон выделяет такие характеристики внешней среды, как сложность, подвижность, неопределенность Под сложностью внешней среды понимается вариативность факторов, на которые организация обязана реагировать.

Подвижность среды — скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Многие исследователи и руководители отмечают, что в современных условиях окружение организаций меняется с нарастающей скоростью, причем есть организации, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна.

Неопределенность внешней среды является функцией объема информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора, а также уверенностью в надежности этой информации. Если информации мало или есть некоторые сомнения относительно ее происхождения, то среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее обоснованной, высоконадежной.

Среда прямого воздействия. При рассмотрении влияния внешнего Кружения на организацию следует учитывать характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределенности, которые описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия.

К внешней среде прямого воздействия на организацию отно­сится:

поставщики — организации, поставляющие материалы, обо­рудование, капитал, рабочую силу. Зависимость между организа­цией и сетью поставщиков — один из наиболее ярких примеров прямого воздействия среды на операции и успешность деятель­ности организации;

потребители (клиенты). Для многих, согласно мнению П.Ф. Друкера, единственной подлинной целью бизнеса являет­ся создание группы потребителей. Под этим понимается следую­щее: выживание и существование организации зависят от ее спо­собностей находить потребителей своей продукции и удовлетво­рять их запросы. Некоммерческие, государственные, правительственные организации также имеют своих потребителей. Имен но потребители определяют для организации то, что относите к результатам ее деятельности, поскольку они решают, какие то­вары и услуги и их цена наиболее желательны, а какие нет;

партнеры по бизнесу - торговые посредники, распро­странители продукции и т.д.

Конкурирующая среда. Очень редко организация является единст­венной на рынке, чаще всего она окружена конкурентами. В их числе общие конкуренты (борьба за размещение денег вообще — на все нужды потребителя); конкуренты отрасли (конкуренция в сфере избранных клиентом потребностей); конкуренты организа­ции (соперничество в сфере торговой марки). Руководство любого предприятия четко понимает, что если не удовлетворять потреби­телей эффективнее конкурентов, то предприятию не выжить. Во многих ситуациях не потребители, а именно конкуренты определя­ют, какого рода результаты деятельности можно продать и по какой цене.

Важно понимать, отмечает М. Мескон, что потребители — не единственный объект соперничества организаций. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия рабо­ты, оплата труда и характер отношений руководителей с подчинен­ными.

Отношения с конкурентами могут приобретать совершенно не­ожиданный характер — от резкого противостояния до финансовой и другого рода поддержки.

Общественная среда является фактором большого значения. Уровень развития технологии, технологические нововведения вли­яют на эффективность, с которой можно изготавливать продукцию и продавать ее, на скорость устаревания продукта, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, и т.д. Многие со­временные технологические нововведения глубоко затронули об­щество и организации в целом, к ним относятся компьютерная, ла­зерная, микроволновая, полупроводниковая технология, робото­техника спутниковая связь, атомная энергетика, получение синтетических топлив и продуктов питания, генная инженерия и др. Исследователи отмечают, что скорость изменения технологий сохранится и в ближайшем будущем, так как в настоящее время в мире работает больше ученых, чем прежде.

На организацию влияют законы и государственные органы. Законодательство может характеризоваться не только сложностью и подвижностью, но и неопределенностью. Законы РФ регулируют деятельность отечественных организаций. Среди таких законов есть положения о защите окружающей среды, о безопасности и охране здоровья на рабочем месте, предоставлении отпусков, защите интересов потребителей, практике найма на работу, принципах равной оплаты за равный труд, финансовой защите и т.п.

Состояние экономикиопределяет стоимость всех ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги; возможности получения организацией капитала для своих кд. При этом то или иное конкретное изменение состояния экономики может оказывать положительное воздействие на одни организации и отрицательное воздействие на другие. Социокультурные факторы - это преобладающие жизненные ценности, установки, культурные традиции. Они в определенной степени влияют на продукцию или услуги, являющие- результатом деятельности организаций. Люди, как правило, готовы использовать те продукты и услуги, которые соответствуют этническим, социальным и культурным ценностям и приоритетам.

От социокультурных факторов зависят и способы ведения дел организациями. Организации должны быть в состоянии предугадывать изменение ожиданий общества и обслуживать их более эффективно, чем конкуренты. Это означает, что сама организация должна изменяться, сознательно трансформируясь в институт, приспособленный к социокультурной среде.

Политические факторы в определенной степени могут влиять на развитие организаций. Немаловажное значение для всех организаций имеет такой фактор, как политическая стабильность. Политика страны может формировать благоприятную или неблаго­приятную ситуацию в отношении инвесторов. Установление дипломатических отношений может открывать новые рынки.

Макросреда, или международное окружение. Любая организация представляет собой часть национальной и международной структуры. Одни компании в большей степени, другие - в меньшей связаны с международными условиями рынка, но все они в той или иной степени вынуждены принимать во внимание определенные условия макросреды. К этим условиям относятся законы потребления культура тех стран, куда или откуда вывозятся товары. Представ' ленные выше факторы внешней среды как прямого, так и косвен­ного воздействия в той или иной мере влияют на все организации но среда организаций, действующих на международном уровне, от­личается повышенной сложностью.

Эффективность существования открытой организации зависит от того, насколько налажены внутренние и внешние коммуникации между всеми ее элементами.

Наши рекомендации