Управление денежными средствами на предприятии
Политика управления денежными средствами состоит в оптимизации общего остатка денежных средств и обеспечении постоянной платежеспособности предприятия. Политика управления денежными активами предусматривает:
1) определение минимально необходимой потребности в денежных активах для осуществления текущей хозяйственной деятельности;
2) дифференциация минимально необходимой потребности в денежных активах по основным видам текущих хозяйственных операций;
3) выявление диапазона колебаний остатка денежных активов по отдельным этапам предстоящего периода;
4) корректировка потока платежей с целью уменьшения максимальной и средне потребности в денежных активах;
5) обеспечение ускорения оборота денежных активов;
6) обеспечение рентабельного использования временно свободного остатка денежных средств;
7) минимизация потерь используемых денежных активов при инфляции.
Для обеспечения постоянно платежеспособности предприятия рекомендуется величину денежный средств, находящихся на р/с предприятия, поддерживать в пределах 1/5 части величины оборотных средств предприятия (правило пятого пальца), но это тормозит развитие предприятия.
Для управления денежными средствами разработана специальные экономические модели:
а) Модель Миллера-Орра.Эта модель может быть реализована при проведении следующих операций:
1) выбирается альтернативный источник обеспечения ликвидности предприятия (или высоколиквидные ценные бумаги в период относительной стабильности, или иностранная валюта, особенно, в период высоко инфляции);
2) определяется минимальная потребность в денежных средствах lmin по фактическим данным предприятия;
3) рассчитываем диапазон d от минимальной до максимальной величины с помощью следующей модели (купля-продажа краткосрочных финансовых активов регламентируется величиной lopt).
Рk- средняя сумма расходов по обслуживанию одной операции с краткосрочными финансовыми вложениями;
- среднеквадратическое отклонение колебаний денежных активов от средней величины в отчетном периоде;
СПКФв- ставка процента по краткосрочным финансовых вложений, используемых в качестве дополнительных источников ликвидности предприятия.
- характеристика статистической зависимости (статистически показатель, который характеризует степень вероятности).
б) Модель Баумоля (для оптимизации денежных средств на счете):
1) минимальный остаток денежных активов принимается нулевым;
2) определяется оптимальная и она же максимальная величина остатка денежных средств на счете, которая определяется по формуле;
Ода – общая потребность в денежных активах в предстоящем периоде.
3) рассчитывается средний остаток денежных средств, который планируется как половина максимального их остатка и расчеты производятся на среднюю величину (купля-продажа краткосрочных финансовых активов регламентируется средней величиной).
Выбор источника финансирования краткосрочных финансовых вложений зависит от величины денежных средств на р/с предприятия.
2. Управление дебиторской задолженностью.Политика управления дебиторской задолженностью должна быть направлена на ее сокращение и отсутствие возникновения просроченной дебиторской задолженности (лучшая дебиторская задолженность – предоплата). По величине и продолжительности идеальным условием работы предприятия является наличие соответствия дебиторской и кредиторской задолженности. Коэффициенты оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности должны быть близки между собой, причем для самого предприятия увеличение темпов роста оборачиваемости дебиторской задолженности по сравнению с кредиторской является положительным фактором. При разработке политики управления дебиторской задолженности рассматривается следующее:
1) Средний размер финансовых активов, отвлеченных в дебиторскую задолженность, их удельный вес в общей сумме оборотных активов предприятия (который в динамике должен снижаться);
2) Средний период возврата дебиторской задолженности (или инкассация долга) в днях.
3) Состав дебиторской задолженности по отдельным ее видам:
- дебиторская задолженность по коммерческому кредиту (задолженность оптовых покупателей);
- дебиторская задолженность по авансовым платежам за товары (задолженность поставщиков по полученным авансам в случае предоплаты);
- дебиторская задолженность по потребительскому кредиту;
4) Состав дебиторской задолженности по предусмотренным срокам ее погашения.
5) «Возраст» дебиторской задолженности, т.е. оценка фактического состояния просроченной дебиторской задолженности при ее наличии.
Политика управления дебиторской задолженностью заключается в минимизации размера и сроков возврата долга. Для этого разрабатывается специальное положение, которое предусматривает:
1) Принципы осуществления расчетов с контрагентами (кому и на каких условиях предоставляются коммерческие и потребительские кредиты, и что может служить обеспечением этого кредита);
2) Определяем состав и проводим оценку предстоящих дебиторов по товарам и операциям.:
а) по коммерческому кредиту оценка осуществляется по 5 критериям:
- репутация партнера;
- объем хозяйственных операций и их стабильность;
- платежеспособность партнера;
- результативность его хозяйственной деятельности;
- конъюнктурная стадия развития производства у партнера (подъем, стабильность, спад).
б) по потребительскому кредиту определяется перечень групп товаров, по которому предоставляется кредит.
3) Лимитирование размера предоставляемого кредита: кредитный лимит дифференцируется по группам, а внутри группы по отдельным контрагентам.
4) Формирование условий обеспечения взысканий дебиторской задолженности (кредит дается под гарантии и под обеспечение).
55. Управление запасами.
Основной задачей при управлении запасами является оптимизация общего размера и структуры запасов с точки зрения наиболее эффективного осуществления производственно-коммерческого цикла.
Содержание политики управления запасами:
Определение необходимого объема финансовых средств, вложенных в формирование запасов. При этом запасы необходимо предварительно сгруппировать по следующим видам:
а) производственные запасы сырья и материалов
б) запасы готовой продукции, предназначено для бесперебойной реализации потребителям.
По каждому из этих видов выделяются:
запасы по текущему хранению (постоянно обновляемая часть запасов);
запасы сезонного хранения (если они есть), что обусловлено сезонным характером производства;
запасы целевого назначения.
Разделение запасов на эти виды характеризует специфику предприятия.
Принципиальной формулой, по которой определяется необходимый объем финансовых средств для формирования запасов является:
ФСз=СР×Нз-КЗ
ФСз- объем финансовых средств в запасе.
СР – среднедневной объем расхода запасов в рублях.
Нз – норматив хранения запасов в днях (если есть). При отсутствии этого показателя используется показатель средней продолжительности оборота запасов в днях.
КЗ – средняя сумма кредиторской задолженности по расчетам за приобретение товарно-материальных ценностей, КЗ включается в формулу в том случае, если оно соответствует только производственным запасам, а по запасам готово продукции КЗ включается в формулу только при установившейся практике предоплаты за нее.
Минимизация текущих затрат по обслуживанию запасов представляет собой оптимизационную задачу по определению оптимального размера партии поставляемого сырья и материалов:
чем выше размер партии поставки, тем ниже относительный размер текущих затрат по размещению заказа доставки товаров и их приемке (ТЗ1 – текущие затраты по поставке запасов);
вторая часть затрат ТЗ2 – текущие затраты по обслуживанию запасов (хранение и обслуживание). Чем больше будет партия, тем больше эти затраты на ее хранение.
Оптимальный размер партии поставки может быть минимизирован использованием модели Уилсона, которая позволяет определять оптимальный размер партии поставки.
ОРпп – оптимальный размер партии поставки
Зг - необходимый объем закупки товаров в год