Управление денежными средствами.

Управление ДС целесообразно начинать с анализа движения ДС (источник информации – ф№4 «отчет о движении денежных средств»). В отчете отражается информация о денежных потоках организации за отчетный период. Данная информация отражается в отчете:

- по видам деятельности (операционная, финансовая, инвестиционная)

- по направлениям расходования и источникам поступления ДС.

Информация в отчете «О движении ДС» отражается о фактически полученных доходах и расходах в отчетном периоде.

Информация, отраженная в Ф№4 являются базой для

1. Определения размера притока и оттока ДС

2. Определения причин и сфер возникновения по факту за отчетный период

3. Анализ выполнения тех или иных источников финансирования основной (операционной), финансовой и инвестиционной деятельности п/п на эффективность использования ДС.

Для составления отчета и расчета ДС м.б.использованы 2 метода:

1) Прямой метод. Д и Р организации отражаются по фактическим Д и Р за отчетный период

2) Кассовый метод.Для него используется информация из баланса и ф№2. Для управления и прогнозирования ДС м.б.использован бюджет ДС.

Т.к. «Отчет о движении ДС» являются основным документом операционного цикла п/п, то для прогнозирования движения ДС используются данные запланового отчета о прибылях и убытках и прогнозного баланса.

Источники информации о движении ДС:

- данные б/у (финансового и управленческого) о фактическом движении ДС

- бюджет продаж за наличный расчет

- бюджет продаж в кредит

- прогноз фин-ых результатов (бюджет Д и Р на прогнозный период)

- «Отчет о движении ДС» за прошедший период

- бюджет сырья, материалов, затрат на оплату труда.

Прогнозирование и планирование денежных доходов и расходов необходимо производить с учетом фактического времени (сроков), оплаты расходов и получения доходов. При управлении ДС (текущими и прогнозируемыми) необходимо определять минимальную потребность в денежных активах для осуществления текущей деятельности. Получаемых доходов должно хватать максимально для погашения максимальных расходов в текущем периоде. Планирование денежных потоков, помимо основных показателей, используемых для этого планирования, должно производиться с учетом:

- анализа альтернативных издержек

- исходя из плановых показателей деятельности п/п (по видам деятельности, по обособленным подразделениям и в ином разрезе информации)

- минимальная величина денежных активов для финансирования текущей деятельности:

1) ДА min = ПРда / Ода

ПРда – предполагаемый объем денежного оборота по текущим операциям в прогнозном периоде (план поступления и расходования ДС)

Ода – оборачиваемость ден.активов в прогнозном периоде, скорректирована по сравнению с фактической при осуществлении мероприятий по ускорению оборачиваемости ДС.

2) ДА min = ДАк * (ПРда - ФРда) / Ода

ДАк – величина денежных активов текущего преиода

ФРда – величина фактического платежного оборота в текущем (отчетном) периоде

Модели прогнозирования остатка ДС на конец отчетного периода.

Модель Баумоля.

Существует 2 исходных условия: минимальный остаток денежных активов принимается равным 0. Тогда величина ДА на конец периода:

ДАopt max остаток = 2*Рк*Орда / СПкфв

Рк – средняя сумма финансовых издержек за период

ОРда – общий расход ДА в прогнозном или плановом периоде

СПкфв – ставка процента по краткосрочным фин.вложениям в будущем периоде.

Из данной модели средний остаток денежных средств будет равен половине оптимального остатка.

Модель Миллера - Орра

По этой модели исходным условием является предположение о том, что оптимальный остаток д.б.больше 0:

ДАopt остаток = 3*Рк*ОТ²да / 4*СПкфв

ОТда – сумма максимального отклонения ДА от среднего их значения в отчетном периоде.

По этой модели средняя величина ДА в периоде будет определятся по формуле:

ДА =(вел.мах-го остатка + вел.min-го остатка) / 2

Обеспечение ускорения движения ДА возможно за счет следующих основных резервов:

1. ускорение инкассации ДС, при котором сокращается остаток ДС в кассе

2. сокращение расчетов наличными (они увеличивают остаток ДС в кассе и сокращают срок пользования ДА на период прохождения платежного документа)

3. сокращение расчетов аккредитивами и чеками (т.к.это требует резервирования ДС на спец.счетах в банках и отвлекает на период резервирования из оборота)

4. соблюдение кассовой дисциплины, т.е.правильного и своевременного учета прихода и расхода ДС по кассе

5. сокращение выдачи подотчетных сумм сотрудникам (выдача только в пределах нормы); сокращение прочих расходов с персоналом организации (выдача ссуд, займов и т.д.)

Возможности рентабельного использования временно свободных денежных средств:

1. Согласование с банком условий хранения ден. средств на р/с, предусматриваемыхначисление процента на остаток денежных средств.

2. Использование временно свободных денежных средств для вложения в краткосрочные финансовые инструменты (открытие депозитных счетов, покупка банковского векселя на срок 3-5 мес.)

22.11.2005 Политика управления текущими активами и пассивами.

Политика управления бывает:

· Агрессивная

· Консервативная

· Умеренная

При агрессивной политике управления наблюдается быстрое наращивание ∑ оборотных активов:

1. Как правило, в организации наблюдается нехватка оборотных средств (например, ДС);

2. Наблюдается большая сумма запасов;

3. Большая сумма ДЗ.

Для данного вида политики характерно одновременное увеличение всех частей ОА, но возможно, в разных динамиках. Следствием проведения агрессивной политики будет увеличение суммы ОА и увеличение доли текущих активов в общей сумме активов; возможно увеличение оборачиваемости оборотных средств.

При консервативной политике:

1. Сдерживание роста текущих активов;

2. Сравнительно небольшая доля текущих активов в общей сумме активов организации;

3. Быстрая оборачиваемость оборотных средств.

При такой политике управления активами рентабельность использования текущих активов достаточно высокая, минимизируется технический риск неплатежеспособности.

Умеренная политика – такая политика, при которой увеличение суммы активов в период оборачиваемости ОА и риск неплатежеспособности находятся на некотором среднем уровне.

При осуществлении данной политики не происходит резкого увеличения суммы текущих активов (ДС и запасов) или скачкообразной динамики; текущих свободных ДС хватает на погашение текущих обязательств (на оплату текущих счетов), а при нехватке ДС на оплату срочных счетов не произойдет резкого увеличения КЗ и временная неплатежеспособность не вызовет больших проблем для организации.

Политика управления текущими пассивами – это политика финансирования оборотных активов:

· Агрессивная;

· Консервативная;

· Умеренная.

Агрессивная политика характеризуется тем, что формирование текущих пассивов происходит за счет краткосрочных заемных средств (Т.о. финансируется либо вся сумма ОА, либо их большая часть). Финансирование внеоборотных активов производится за счет либо СК, либо долгосрочных заемных средств.

При такой политике достигается максимальная рентабельность СК и увеличивается эффект фин. рычага.

Консервативная политика. Финансирование всей суммы текущих активов либо большей их части происходит за счет собственных средств либо долгосрочных заемных средств.

При такой политике краткосрочные заемные средства отсутствуют либо имеют незначительный удельный вес в общей сумме пассивов.

Недостатком данного вида политики является снижение рентабельности СК.

Умеренная политика. При данной политике в балансе присутствуют и долгосрочные и краткосрочные источники финансирования; их сумма находится в определенной пропорции; сохраняется рентабельность СК и обеспечивается текущая платежеспособность.

При умеренной политике финансирование текущих активов происходит за счет краткосрочных заемных средств и собственных средств, а финансирование внеоборотных активов происходит за счет капитала и резервов и в меньшей степени за счет собственных средств.

Комплексная политика управления текущим активами и пассивами.

Пассивная Активная Консервативная Умеренная Агрессивная
Агрессивная не сочетается сочетается совместимы
Умеренная сочетается сочетается совместимы
Консервативная Сочетается (комплексная конс. политика) сочетается не совместимы

23.11.2005

Заемные средства и последствия, связанные с их привлечением для организации.

Источники заемных средств Преимущества Недостатки
1. Эмиссия акций (увел. УК с привлечением новых собственников). 1.Привлечение значительной суммы ДС. 2.Относительная дешевизна привлекаемых средств. 3.Невозвратность заемных средств. 1..Возможность потери контроля над компанией либо потеря независимости основным собственником управления организации.
2.Долгосрочные заемные средства. 1.Большой срок возврата. 2.срвнительно низкий % по кредиту. 1.Возможность только для финансирования внеоборотных активов.
3.Краткосрочные заемные средства. 1.Позволяет резко увеличить сумму оборотных активов. 2.Увеличивается рентабельность собственных средств. 1.Высокая цена данных средств. 2.Короткий срок возврата. 3.Возникает риск невозврата кредита из-за внешних факторов.
4.Целевое финансирование. 1.Либо низкая стоимость либо бесплатные заемные средства. 2.Возможность невозврата заемных средств 1.Целевое использование (на конкретные цели).
5.Кредиторская задолженность 1.Низкая стоимость либо бесплатные заемные средства. 1.Ограниченность в использовании суммы данных средств. 2.Возможная потеря контрагента из-за постоянных неплатежей. 3.Возможность возникновения судебных исков в связи с неуплатой.
6.Использование задолженности в бюджет и внебюджетные фонды (Кт)   1.Ограниченность привлекаемой суммы. 2.Возникновение санкций со стороны бюджета и налоговых органов за просрочку платежей, возможен арест счетов. 3.Возможность объявления организации банкротом и по требованию налоговых органов.
7. Прибыль организации 1.Независимость организации от кредитных организаций, инвесторов (внешних источников финансирования). 3.Относительная дешевизна данных источников. 1.Возможность альтернативного использования для вложения во внешние инструменты.

Тема: Финансовое планирование и бюджетирование в организации.

Планирование является одним из основных методов управления деятельностью организации.

Система внутрифирменного планирования разрабатывается организацией самостоятельно исходя из сроков планирования и задач, которые д/б решены в связи с исполнением данного плана.

В зависимости от сроков планирования планы м/б долгосрочные, текущими и оперативными.

В зависимости от целей планирования м/б:

· План будущего финансового года;

· План реализации инвестиционного проекта;

· Планирование нового вида деятельности или деятельности вновь создающейся организации.

Система планирования организации должна включать в себя этапы планирования :

1.Постановка целей планирования.

2.Определение задач, необходимых для достижения целей и планирования.

3.Составление финансового плана и расчеты показателей, которые необходимо получить после реализации плана всех поставленных задач.

4.Разработка и рассмотрение мероприятий для решения поставленных при планировании задач.

5.Разарботка системы контроля исполнения плана.

6.Контроль за исполнением текущих задач и корректировка плана в связи с изменением обстоятельств.

7.Контроль фактической реализации плана от первоначального плана.

Воплощение планирования как системы управления организацией находит отражение в бизнес-плане.

Примерная структура бизнес-плана:

1)Характеристика предприятия, структуры его управления и организации, описание основных видов деятельности и основные характеристики предприятия.

2)Цели и задачи составления бизнес-плана.

3)Обзор внешней среды, в которой функционирует предприятие.

4)Анализ конкурентной среды.

5)Анализ рынка сбыта продукции.

6)описание нового вида продукции.

7)Описание технических и технологических характеристик организации для реализации плана.

8)Расчет затрат организации на реализацию данного проекта и расчет потребности во внешнем финансировании. Это м/б дополнено расчетом денежных потоков организации.

9)План расходов организации.

10)План доходов организации.

11)План прибыли организации.

12)Анализ прогнозирования (изменения) финансовых показателей после реализации проекта.

13)Составление планового баланса и отчета о прибылях и убытках, который д/б после осуществления запланированных мероприятий.

Структура бизнес-плана может изменяться исходя из целей и задач, поставленных при планировании.

При планировании любого вида бизнеса необходимо исходить из 2-х основных условий:

1) Планирование доходной части д/б в сумме минимально возможных доходов

2) Планирование расходов должно производиться с учетом максимальной стоимости ресурсов и услуг с учетом суммы по некоторым статьям.

Содержание разделов бизнес-плана:

1.Вводная часть:

- обязательные реквизиты (название организации, ее юр.адрес, организационно-правовая форма, ее учредители)

- ссылка на секретность

- цель и суть проекта

- системность проекта

- потребность в финансировании (если таковая имеется)

2. Анализ отрасли (региона):

1)- положение дел в регионе (состояние промышленности, с/х, экономики)

- возможности покупательской способности потребителей

- иные хар-ки, отражающие специфику региона

2) – анализ положений дел в стране

- анализ существующего положения и перспектив развития

- направление и задачи деятельности региона

3. Сущность предлагаемого проекта

- предлагаемые в проекте т/р/у

- применяемые технологии

- патентные права

- возможно необходимые лицензии

4. Анализ рынка реализации

- потенциальные потребности продукции

- конкуренты

- анализ конкурентной продукции (ее качество и цена)

- возможности роста рынка (конкуренты, цены, качество, определенная ниша)

- оценка доли на рынке (существующая и потенциальная)

5. План маркетинга :

- разработка ценовой политики

- разработка кредитной политики

- каналы сбыта

- план рекламы

- возможность изменения параметров продукции для более успешной реализации

6. Производственный план:

- производственная мощность

- сырье и материалы, в т.ч.их источники поставки

- производственный процесс (его описание)

- субподрядчики

7. Финансовый план:

- план доходов

- план расходов

- план денежных поступлений и выплат на рассчитываемый период

- плановый баланс организации (план прибыли и убытков в организации)

8. План с/с:

9. Описание слабых и сильных сторон п/п

Также м/б иные пункты расчета, т.е.бизнес план м/б расширен.

Фин. прогнозирование.

ФП – процесс определения будущих действий по формированию и использованию фин. ресурсов орг-ии.

Цель: обеспечение воспроизводственного процесса соот-щими фин. ресурсам необходимого объема и структуры с учетом возможных изменений условий функ-ния п/п.

Задачи:

1. определение объекта прогнозирования;

2. разработка прогнозных планов по видам и участкам деят-ти;

3. Прогноз и расчет необх. ресурсов;

4. прогнозирование и расчет размера внеш. и внутрен. фин-ния; выявление резервов для получения фин-ния;

5. расчет прогноза доходов и расходов.

Основной целью (задачей) прогн-ия яв-ся выявление необходим. внеш. и внутрен. фин-ия на п/п для достяжения цели деят-ти.

Этапы прогнозирования:

  1. составление прогноза продаж статистич. и др. методами.
  2. Составление прогноза перемен. затрат.
  3. прогнозирование объема инвестиций в оборот. и внеоборот. активы, необходим для достяжения прогноз-ного объема реал-ии.
  4. Расчет потребности во внеш. фин-ии для прогнозир-ия мероприятий, поиск соответствующих источников фин-ия с учетом принципов формирования рацион. стр-ры А и П орг-ии.

Методы прог-ния:

  1. метод % от продаж;
  2. Метод формул;

(1)за основу берется стр-ра А и П орг-ии, сущ-щся на момент прог-ия.

Прогнозир. изменения затрат в общей сумме и на ед-цу прогноз-ся в том же % соотношении, в к-ром измен-ся выручка орг-ии.

Соотв-но будет изменяться величина изменяемых А и П в прогнозном балансе:

-ст-ть ОС;

-Дт зад-ть;

- ден. ср-ва.

При возможном недогрузепроизв. мощностей и в соотв-ии с прогнозом предсматривается матер-ый и моральный износ ОПФ.

– долгосрочные инвестиции и постоян. П в прогноз. периоде не изменяются.

– нераспределен. П с учетом выручки, нормы прибыли, с учетом пол-ки распределения м/ду собственниками или с учетои дивидендной пол-ки.

ЧП прогнозир = В прогноз * R чистая произвед. продукции

R чистая произвед. продукции = ЧП/выручка реал-ии.

(2) П = ПА + Аф * Тв – Пф * Тв – ЧРРП *Впр * ((1 - Дф)/ ЧПф)

П – потребность во внеш. фин-ии;

ПА – прирост А (изменение суммы А);

Аф – сумма изменяемых активов баланса;

Тв – темп изменения выручки;

Пф – фактич сумма изменямых П;

ЧРРП – чистая R реализ продукции;

Впр – прогнозная выручка;

Дф – фактич. дивиденды;

ЧПф – фактич. сумма чистой прибыли.

В данной формуле П тем больше, чем больше имеющихся активов, Тв, Дф, и тем меньше, чем больше ЧРРП.

Дивидендная пол-ка орг-ии.

ДП - -это выплата части прибыли собственникам или акционерам орг-ии (т.к. получение прибыли яв-ся основной целью орг-ии, а полцучение дохода на вложенные капитал яв-ся основной задачей собственников орг-ии).

Факторы, влияющие на ДП:

1. организ-правовая форма п/п;

2. возраст и масштабы бизнеса;

3. отношения с собственниками;

4. потребность в фондах;

5. темпы роста орг-ии;

6. стабильность доходов;

7. R;

8. Доступность внеш. фин-ия и условий кредит. соглашений;

9. долговые обязательства.

Цели:

1. удовлетворение потребности собственников или акционеров на собственный капитал;

2. направление средств на развитие организации.

Теории (виды) ДП:

1. Теория пассивной роли дивидендов (Миллера - Модельяне)

Изменение пок-ля выплаты дивидендов при неизмененных инвестиц-х возможностях орг-ии не влияют на благосостояние акционеров.

Соотношение доли прибыли направляемой на собственное развитие (либо оставляемой нераспределенной) так же не влияет на собственность орг-ии.

Собственник, получающий доход выше ожидаемого, предпочитает не получение дохода ден. средствами, а акциями.

2. Теория активной роли дивидендов (Гордона)

Дивиденды играют активную роль ав пол-ке распределения прибыли, предпочтениях собственников ли акционеров в получение дохода на вложен капитал, формиров-ие рыночной ст-ти орг-ии.

Предпочтительнее выплачивать дивиденды сегодня, чем получение большего дохода в будущем.

Доход, получаемый собственником «сейчас» (в текущем периоде) очищен от риска неполучения дохода; ст-ть денег сегодня больше ст-ти денег в будущем.

«–» чаще на практике получен доход сразу же инвестируются в покупке новых акций либо на увеличение УК.

В связи с этим положение теории о том, что сегоднящний доход очищен от риска, не действует.

3. Теория налоговых предпочтений.

Эф-ть дивид. пол-ки опр-ся минимум налогового бремени с доходов собственника. Эта теория свид-ет о том, что доходы собственника подлежат налогообложению. Деньги в наст. времени и в будущем различны, налоги будут ниже, чем в настоящем => предпочтительнее минимизировать текущую выплату доход и текущее налогообложение доходов, и капитализация (реинвестирование)текущей прибыли для увелич. будущего дохода собственника и минимиз. налоговых выплат.

Эта теория предпочтительна для крупных собственников, для которых важны будущие доходы. Не учитывает интересов мелких собственников (акционеров), для к-рых выгоднее получение текущего дохода.

4. Сигнальная теория.

Стаб-ть и размер выплачиваемых дивидендов яв-ся базисным элементом для оценки сегодняшними и потенциальными инвесторами реальной текущей ст-ти орг-ии.

Кроме того, стаб-ть выплачиваемых дивидендов «сигнализирует» о стаб-ти бизнеса и его развития.

  1. Теория клиентуры (теория предпочтения акционеров)

Орг-ии выгоднее осущ-ть такую дивидендную пол-ку, к-рая отвечает требованиям или ожиданиям большинства акционеров (собственников), т.е. если большинство акционерола предпочитают получение текущего дохода, то политика орг-ии д.б. ориентироваа на исп-ие прибыли на выплату дивидендов и наоборот.

На основании вышеназванных теорий были разработаны 5 типов ДП для применения на практике и 3 подхода формирования.

Типы:

  1. остаточный принцип выплаты дивидендов.

Предполагается, что фонд выплаты дивидендов в орг-ии формир-ся только после того, когда за счет прибыли удовлетворены остальные потребности орг-ии в текущем периоде (на инвестиуион.проекты, на пополнение текущих оборотов. ср-в).

Выгоднее использовать прибыль на текущие цели , в т.ч. инвестиционн. проекты тогда, когда доходность по этим проектам больше, чем средневзвешенная ст-ть капитала, т.к. инвестирование проекта принесет больший доход и высокий темп роста капитала, в т.ч. капитал собственника.

«+»высокий темп развития орг-ии;

«–» а) нестабильность выплаты дохода;

б) непредсказуемость формирования доли прибыли, предназначен. для распределения м/ду собственниками.

Такая пол-ка предпочтительна на наначальн. этапах развития орг-ии, когда необх-мо наращивать капитал для будущих доходов.

  1. Политика стабильного размера выплаты дивидендов.

Орг-ия постоянно уплачивает один % дохода на вложенный капитал с корректировкой на темп инф-ии (при высоких темпах)

«+»1) стабильность получения дохода;

2) стабильность ожиданий собственника;

3) уверенность собственника в будущих доходах;

4) привлекательность для потенциальных собственников и инвесторов.

«–» 1) слабая связь доли выплачиваемых дивидендов и фин. рез-та;

2) непредсказуемость планирования инвестицион. проектов с использованием прибыли п/п.

3) невозможность быстрых темпов развития орг-ии в связи с недостатком инвестициооных ресурсов.

В данной пол-ке инвестицион. деят-ть практически отсутствует и размер стабильных дивидендов на минимальном уровне, чтобы минимальную долю прибыли для внутрен. потребления п/п.

3. Политика минимального распределения дохода с надбавкой в определенные периоды (политика экстра-дивидендов)

Выплата стабильного размера дивидендов, но в благоприятные периоды развития п/п выплачиваются % превышающиеся стабильные доходы.

«+» 1) стабильность получения дохода;

2) возможность инвестиционной деят-ти орг-ии в связи с планированием прибыли, оставляемой орг-ей для развития;

3) доп. стимулирование (поощрение) собственников без снижения инвестиционной активности п/п.

4. Политика постоянного роста размера дивидендов.

Предусматривает постоянный рост дохода на каждую вложенную акцию.

«+» 1) поддержание достаточно высокой ст-ти акций на рынке;

2) постоянные возрастающие доходы;

3) обеспечение высокой инвестиционной привлекательности орг-ии;

«–» 1) высокая доля прибыли используется для выплаты собственникам;

2) постоянное уменьбшение (малая доля) размера прибыли, остающейся в орг-ии;

3) отсутствие инвестиционной привлекательности;

4) слабая связь фин. рез-та орг-ии и дохода собственника.

5. Политика пропорционального распределения дохода.

Доход собсвенника пропорционален полученной прибыли орг-ии.

«+» 1) сохраняется доход собственника при получении прибыли;

2) Возможность сохранения доли прибыли для внутреннего потребления п/п;

«–» нестабильность размера дохода из-за непредсказуемости дохода орг-ии.

Наши рекомендации