Методика анализа расходов коммерческой организации

Определение расходов как экономической категории в составе информации, формируемой в бухгалтерском учете, дано в ПБУ10/99 «Расходы организации».

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников.

Значение анализа расходов коммерческой организации заключается в формировании экономически обоснованной оценки их динамики и соблюдения сметы, а также в выявлении внутренних резервов относительного сокращения расходов за счет устранения непроизводительных расходов и потерь.

Задачи расходов коммерческой организации:

1) общий анализ, в рамках которого выявляется и оценивается изменение расходов в целом и в разрезе элементов (статей) затрат в динамике и по сравнению со сметными данными;

2) факторный анализ, в ходе которого осуществляется изучение влияния субъективных и объективных факторов на выявленное ранее изменение суммы расходов;

3) анализ отдельных элементов (статей) расходов, предполагающий углубленное изучение наиболее значимых из них;

4) анализ взаимосвязи динамики выручки от продаж, затрат и прибыли.

Информационная база анализа расходов коммерческой организации:

1) показатели сметы расходов на продажу в разрезе элементов с (татей), которые включаются в состав финансового плана;

2) показатели форм бухгалтерской (финансовой) отчетности:

3) показатели форм статистической отчетности:

– формы № 5-з «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)»,

– формы П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников»

4) данные синтетического и аналитического учета по счетам 20, 26, 44, 02, 05, 10, 60, 70, 76, 94 и др., которые используются при поэлементном (постатейном) анализе расходов;

5) первичные документы (ведомости начисления заработной платы, счета-фактуры, товаротранспортные накладные и т. п.);

6) результаты ранее проводимых аудиторских проверок и личные наблюдения.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.
Расходы по обычным видам деятельности включают в себя:

- себестоимость реализованной продукции, произведенной организацией;

- покупная стоимость реализованных товаров для перепродажи;

- себестоимость оказанных услуг и работ;

- коммерческие расходы;

- управленческие расходы.

Организации, осуществляющие промышленную и иную производственную деятельность, по строке «Коммерческие расходы» отражают, в частности, следующие расходы:

· на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции;

· по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства;

· комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям;

· по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством;

· на рекламу;

· на представительские расходы;

· другие аналогичные по назначению расходы.

Организации, осуществляющие торговую деятельность, по строке «Коммерческие расходы» отражают, в частности, следующие расходы (издержки обращения):

· на перевозку товаров;

· на оплату труда;

· на аренду;

· на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря;

· по хранению и подработке товаров;

· на рекламу;

· на представительские расходы;

· другие аналогичные по назначению расходы.

В состав управленческих могут быть включены следующие расходы:

· административно-управленческие расходы;

· на содержание общехоз.персонала, не связанного с производственным процессом;

· амортизационные отчисления и расходы на ремонт ОС управленческого и общехозяйственного назначения;

· арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;

· расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг;

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

· материальные затраты;

· затраты на оплату труда;

· отчисления на социальные нужды;

· амортизация;

· прочие затраты.

При изучении состава и структуры расходов от основной дея-ти в разрезе различных признаков рассчитывают удельный вес и средний уровень каждой составляющей РОД, а также сумму относительной экономии (перерасхода) методом абсолютных разниц по следующей формуле: ∆Уз*ВР1:100%.

Значение с «-» означает сумму относительной экономии затрат, а «+» - перерасход.

Затем при изучении влиянияобъема выручки от продажина изменение РОД учитывают их классификацию на условно-переменные и условно-постоянные.

Абсолютная величина переменных расходов изменяется пропорционально изменению товарооборота, тогда как уровень переменных расходов в процентах к ВР от продажи не изменяется.

Сумма постоянных расходов не зависит от изменения товарооборота, однако их уровень с увеличением объема выручки от продажи снижается, а с уменьшением – растет.

Оценка влияния выручки от продаж на изменение РОД в разрезе условно-переменных и условно-постоянных статей осуществляется методом цепных подстановок с использованием следующих расчетных формул:

ΔЗпер (ВР) = З / пер – Зпер0 = ВР1 × Методика анализа расходов коммерческой организации - student2.ru 0 : 100 % – З0пер

Δ Методика анализа расходов коммерческой организации - student2.ru (ВР) = З / пост – Зпост0 = Зпост0 : ВР1 ×100 % – Методика анализа расходов коммерческой организации - student2.ru 0

Далее изучаются составляющие тех статей РОД, по которым на предыдущих этапах анализа был установлен факт относительного перерасхода

На последнем этапе проводится анализ взаимосвязи выручки от продаж, РОД и прибыли

Состав расходов по прочей дея-тияв-ся расходы, связанные со сдачей им-ва в аренду; расходы, связанные с участием в УК других ор-ций; расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием ОС и иных активов; %ы, уплачиваемые ор-цией за предоставление в пользование ДС (кредитов и займов); расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными ор-циями (например, открытие счетов); отчисления в оценочные резервы; штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договора; отрицательные курсовые разницы; сумма ДЗ, по к-ой истек срок исковой давности и др.

При изучении РПД проводится анализ их состава и структуры при помощи относительной величины структуры – удельный вес.

Наши рекомендации