Организационная структура бухгалтерской службы
Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность специализированных функциональных служб и производственных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений. Элементами структуры могут быть как отдельные работники, так и службы, в которых заняты специалисты.
Бух. служба - структурная единица организации, выполняющая функции сбора, обработки и группировки информации в форме документов.
В настоящее время сложились 3 типа организации бух. службы: Линейная, Вертикальная, Комбинированная
При линейной структуре управления все работники бухгалтерии получают задания и отчитываются непосредственно перед главным бухгалтером.
При вертикальной структуре бух. службы создаются промежуточные звенья. Такая структура управления применяется на средних и крупных предприятиях.
При комбинированной структуре управления создаются специальные подразделения по участкам работы, которые выполняют замкнутый цикл работ.
Сущность и виды инвентаризации
Инвентаризация - уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путём сопоставления с данными бух. учета на определённую дату.
При полной инвентаризации проверяются все виды имущества и финансовых обязательств. При частичной инвентаризации проверяют один или несколько видов имущества. Плановые инвентаризации Все проводимые инвентаризации в организации делятся по ряду признаков:
1) при полной инвентаризации проверяются все виды имущ-ва организации,такие инвентаризации проводятся,как правило, в конце фин-ого года перед составлением годовой бух. отчетности.
2)при частичной интентаризации проверяют 1 или несколько видов имущ-ва.
3)плановые инвентаризации осуществляются в соответствии с установленным графиком(перед составлением годовой отчетности ), а вне плановые по необходимости (смена материально ответственного лица,хищения,стихийные бедствия и т.д.)
Кол-во инвентаризаций в году, время их проведения, перечень проверяемого имущ-ва устанавливается руководителем организации.
Проведение инвентаризации обязательно:
1) при передаче имущ-ва в аренду или продаже.
2) перед составление годовой бух. отчетности.
3) при смене материально ответственных лиц.
4) при хищениях, злоупотреблениях и порче ценностей.
5) в случае стихийных бедствий , пожара и т.д.
6) при ликвидации организации как юридич. лица.
Способы, сроки, порядок и техника проведения инвентаризации
Для проведения инвентаризации в организации создается постояннодействующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.
Персональный состав инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации приказом унифицированной формы ИНВ22. Документ подписывается руководителем организации и вручает представителю инвентаризационной комиссии.
Такой приказ регистрируют в журнале учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители работодателя, рабочие бух. службы и другие специалисты. Отсутствие хотя бы одного из членов инвентаризационной комиссии служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. До начала проверки фактического наличия имущества и обязательств инвентаризационной комиссии следует получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы. Представитель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы с указанием до инвентаризации на определенную дату. Материально - ответственные лица дают расписки о том, что все приходные и расходные документы сданы в бухгалтерию или переданы комиссии. Сведения о фактическом наличии имущества и обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации. Каждая опись и акт составляются в двух экземплярах.
Оформление результатов инвентаризации
Согласно п. 28 положения по ведению бух. учета выполнение при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данных бух. учета отражаются на счетах бух. учета в следующем порядке:
1.Излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты в коммерческих организациях.
2.Недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относится на издержки производства 1 обращения.
Сверх норм естественной убыли относятся на финансовые результаты.
Счет 94 используется для обобщения информации о суммах недостач и потерь от порчи ценностей, выявленных в процессе их заготовления, хранения и продажи.
При этом потери, возникшие в результате стихийных бедствий, относятся на финансовые результаты организации. По дебету счета 94 отражается:
1.По недостающим или полностью испорченным ТМЦ- фактическая себестоимость.
2.По недостающим или полностью испорченным основным средствам - остаточная стоимость.
3.По частично испорченным материальным ценностям - сумма определившихся потерь.
При этом на счетах затрат списывают недостающие или испорченные материальные ценности по из фактической себестоимости.
При взыскании с виновных лиц стоимости недостающих ценностей, разница между их стоимостью списывается в счет 98. По мере взыскания с виновного лица, причитающейся с него суммы указанная разница списывается с дебета 98, кредита 91