Организационная структура бухгалтерской службы в организации

В соответствии со ст. 6 Закона «О бухгалтерском учете» руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

1. Учредить бухгалтерскую службу – как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером.

2. Ввести в штат должность бухгалтера.

3. Передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту.

4. Вести бухгалтерский учет лично.

Количество работников бухгалтерии и число рабочих мест определяются масштабом организации, количеством одновременно осуществляемых видов предпринимательской деятельности и объемом бухгалтерской информации по каждому направлению.

В организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность по выпуску продукции или занимающейся торговой деятельностью, бухгалтерской службой должны выполняться операции:

1. Кассовые.

2. Расчеты с работниками по оплате труда.

3. Материально-производственных запасов.

4. Расчеты с поставщиками и подрядчиками.

5. Расчеты с покупателями и заказчиками.

6. Расчеты с бюджетом по налогам и сборам.

7. Учет производственных затрат и издержек обращения (в торговых организациях).

Если объем работ на участке является значительным, вместо 1-го рабочего места создается группа, в которой заняты от 2 и более работников.

Если организация осуществляет валютные операции, целесообразно организовать отдельное рабочее место, бухгалтер, который будет заниматься исключительно этими операциями. При этом следует иметь в виду, что для проведения операций с наличной валютой обособленная касса создаваться не может – все операции с наличными деньгами должны производиться в одной кассе.

В некоторых крупных организациях (например, в торговых холдингах) в штат бухгалтерии вводится должность бухгалтера-ревизора, который подчиняется непосредственно главному бухгалтеру.

Группа для формирования отчетности (включая статистическую и налоговую), как правило, не создается, так как практически не может работать постоянно, а только в периоды подготовки годовой и промежуточной отчетности. В крупных организациях практикуется разработка и утверждение внутреннего распорядительного документа, в котором определяются объем работ по подготовке отчетных данных, сроки выполнения работ и ответственный за выполнение по каждому рабочему месту или группе бухгалтерских работников.

При необходимости в штат бухгалтерии может вводится должность заместителя главного бухгалтера, через которого осуществляется взаимодействие главного бухгалтера с работниками и группами.

Функции, выполняемые бухгалтерскими службами, прямо вытекают из задач бухгалтерского учета,определяемых законом «О бухгалтерском учете». Они состоят из:

1. Ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.

2. Организация документооборота и обмена данными бухгалтерского учета и отчетности с целью обеспечения информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ.

3. Оперативный и систематический анализ данных бухгалтерского учета и отчетности с целью выявления внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Кроме того, в обязанности бухгалтерских служб входит:

1. Контроль за правильным и экономным расходованием денежных средств, материальных и трудовых ресурсов.

2. Обеспечение сохранности денежных средств в процессе их получения, хранения и использования.

3. Контроль за сохранностью материальных ценностей в местах хранения и эксплуатации.

4. Формирование рациональной схемы документооборота со структурными подразделениями организации, выделенными на обособленный баланс.

5. Начисление и выплата в установленные сроки оплаты труда работникам, проведение расчетов с работниками по иным основаниям.

6. Своевременное проведение расчетов, возникающих в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

7. Своевременное проведение расчетов с налоговыми органами.

8. Участие в проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств, своевременное и правильное определение результатов инвентаризации и отражение их в учете.

9. Проведение инструктажа материально-ответственных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении.

10. Широкое применение современных средств автоматизации при выполнении учетно-вычислительных работ.

11. Составление и представление в установленном порядке и в предусмотренные сроки бухгалтерской и налоговой отчетности.

12. Ведение массива нормативных и других документов по вопросам учета и отчетности, относящихся к компетенции бухгалтерских служб.

13. Хранение документов в соответствии с правилами организации государственного архивного дела.

Наши рекомендации