Экономическое обеспечение муниципального управления
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Взаимоотношения органов местного самоуправления с хозяйствующими
Выводы
В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, движимое и недвижимое имущество, муниципальные предприятия и учреждения, имущественные права.
Муниципальная собственность служит для эффективного осуществления полномочий местного самоуправления, решения основных задач жизнеобеспечения населения. Использование муниципальной собственности должно обеспечивать возможность оказания услуг населению, в том числе функционирование муниципальных учреждений, оказывающих эти услуги, получение дополнительных доходов в местный бюджет и снижение расходов бюджета на решение вопросов местного значения.
Муниципальное образование отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом, за исключением имущества, закрепленного за муниципальными предприятиями учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В отношении муниципальной собственности наиболее распространенными являются три правовых режима: хозяйственное ведение, оперативное управление, режим муниципальной казны.
Принимая решение о создании муниципального предприятия или учреждения, органы местного самоуправления должны сопоставлять эффективность данного решения с другими вариантами.
Учет муниципального имущества включает в себя описание объекта учета с указанием его индивидуальных особенностей, позволяющих однозначно отличить его от других объектов.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества.
Распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления только в отношении участков, находящихся в муниципальной собственности.
БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО
УПРАВЛЕНИЯ
2.1 Финансово-экономическая основа местного самоуправления
Нормы международного права закрепляют принцип материально-финансовой автономии местного самоуправления. В, частности, ч. 1 ст. 9 Европейской Хартии местного самоуправления гласит, что «органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций».
Практика осуществления местного самоуправления в Российской Федерации и зарубежных странах показывает, что местное самоуправление будет реальным только в том случае, если муниципальные образования обладают необходимыми финансовыми и материальными ресурсами для принятия самостоятельных решений, удовлетворения потребностей жителей, достижения поставленных перед муниципалитетом целей. Этому служит финансово-экономическая, основа местного самоуправления.
Понятие финансово-экономической основы местного самоуправления следует рассматривать в материальном и формальном смысле.
В материальном смысле финансово-экономическая основа местного самоуправления представляет собой совокупность фактически существующих в муниципальном образовании финансовых средств, имущества различных форм собственности, объектов инфраструктуры, использование которых позволяет решать вопросу, местного значения и осуществлять переданные органам местного самоуправления государственные полномочия.
В этом случае необходимо поставить знак равенства между финансово-экономическими основами местного самоуправления и наличными финансово-экономическими ресурсами муниципального образования.
Однако для того, чтобы каждое муниципальное образование имело указанные ресурсы, нормами муниципального права закрепляются правовые гарантии экономической обеспеченности местного самоуправления.
Таким образом, в формальном смысле финансово-экономическая основа местного самоуправления - это совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципальных образований.
Федеральное законодательство предоставляет органам местного самоуправления определенные финансовые гарантии, необходимые для обеспечения потребностей населения. Важнейшей гарантией является гарантия финансовой самостоятельности, включающая наличие собственных источников доходов, самостоятельное формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов.
Представительный орган МСУ осуществляет рассмотрение проекта бюджета, утверждение бюджета и отчета о его исполнении. Перед принятием бюджета и утверждением отчета о его исполнении предусматривается обязательное проведение публичных слушаний, которые позволяют сделать бюджетный процесс прозрачным. Прозрачность бюджета предполагает публикацию проекта бюджета и отчет о его исполнении. Участие общественности в публичных слушаниях дает возможность высказывать свои предложения к проекту бюджета.
Основные характеристики бюджета:
- общий объем доходов бюджета;
- общий объем расходов бюджета;
- дефицит бюджета.
Доходы и расходы местных бюджетов формируются по статьям единой бюджетной классификации с использованием единой методологии и нормативной базы.
В соответствии с законодательством в доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Состав муниципального имущества все годы становления местного самоуправления не удовлетворял в полной мере интересам муниципалитетов. Более того, включение некоторых объектов в состав муниципальной собственности повлекло резкое ухудшение экономического положения большинства муниципальных образований.
В частности, проблемой общероссийского масштаба аналитики признают муниципализацию социальных объектов (передача школ, поликлиник и других социальных объектов в муниципальную собственность). Данный процесс стал одной из главных причин роста дотационных местных бюджетов.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131 (далее ФЗ № 131) конкретизирует состав экономической основы местного самоуправления и включает в нее находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
В связи с усложнением структуры муниципальных образований в законодательство и практику финансового планирования вошло понятие «консолидированный бюджет муниципального района», который включает бюджет муниципального района и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района без учета межбюджетных трансфертов между ними.
Суммарные доходы консолидированных местных бюджетов должны быть сбалансированы с суммарными расходными обязательствами.
Очень важно, что налоговые органы ведут учет налогоплательщиков по каждому муниципальному образованию и предоставляют финансовому органу местной администрации информацию о начислении и об уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в местный бюджет.
Полномочия органов государственной власти в отношении бюджетов муниципальных образований можно представить следующим образом.
1. Федеральные органы государственной власти решают следующие вопросы:
- разграничения расходных обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;
- определения порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из федерального бюджета;
- установления нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы РФ;
- установления общих принципов предоставления межбюджетных трансфертов, а также порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
- установления порядка ведения бюджетного учета, отчетности, форм бюджетной документации и др.
2. Органы государственной власти субъектов РФ решают следующие основные вопросы:
- определения порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта РФ;
- установления порядка и условий предоставления трансфертов из бюджета субъекта РФ;
- предоставления межбюджетных трансфертов из соответствующих бюджетов;
- временного осуществления отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления и др.
Вопросы:
1. О чем гласит ч. 1 ст. 9 Европейской Хартии местного самоуправления?
2. Когда местное самоуправление может быть реальным?
3. Что представляет собой в материальном смысле финансово-экономическая основа местного самоуправления?
4. Для чего закрепляются правовые гарантии экономической обеспеченности местного самоуправления?
5. Что представляет собой в формальном смысле финансово-экономическая основа местного самоуправления?
6. Что является важнейшей финансовой гарантией необходимой для обеспечения потребностей населения?
7. Что предполагает прозрачность бюджета?
8. Основные характеристики бюджета – это…?
9. Как формируются доходы и расходы местных бюджетов?
10. Какую проблему аналитики признают проблемой общероссийского масштаба?
11. Какой состав у экономической основы местного самоуправления?
12. Что из себя представляет «консолидированный бюджет муниципального района»?
13. Как должны соотноситься суммарные доходы консолидированных местных бюджетов с суммарными расходами?
14. Какие имеются полномочия у органов государственной власти в отношении бюджетов муниципальных образований?
15. Какие основные вопросы решают органы государственной власти субъектов РФ?
Структура местного бюджета
Наличие бюджета укрепляет экономическую самостоятельность органов местного самоуправления, способствует активизации хозяйственной деятельности и развитию инфраструктуры муниципального образования.
С точки зрения экономической теории, местный бюджет рассматривается как совокупность экономических отношений, способствующих территориальному перераспределению национального дохода страны, обеспечивающих создание финансовой базы местных органов власти. Местный бюджет позволяет планировать деятельность органов местного самоуправления по решению возложенных на них задач.
В качестве отличительных признаков местного бюджета как инструмента экономического регулирования в финансово-экономической системе муниципального образования выделяют:
• широкую сферу влияния, так как бюджетные отношения пронизывают все стороны территориального воспроизводственного процесса;
• высокую степень действенности, обусловленную перераспределительной природой данной экономической категории;
• гибкость, поскольку система бюджетных методов управления формируется не как заданная раз и навсегда, а как динамичная, постоянно развивающаяся в зависимости от целей и задач территориального развития.
Как правовая категория местный бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначен предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Иными словами, местный бюджет – это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением местного бюджета осуществляется с соблюдением особой процедуры. Структура местного бюджета включает доходную и расходную части.
Доходная часть местного бюджета
Доходы местного бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов местного самоуправления. Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. Бюджетный Кодекс доходы местных бюджетов подразделяет на налоговые и неналоговые, а также на законодательно закрепленные и полученные от субъекта РФ в порядке межбюджетного регулирования для выполнения отдельных государственных полномочий.
К собственным доходам бюджета относятся: налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами законодательством РФ неналоговые доходы и безвозмездные перечисления.
Регулирующие доходы бюджетов - это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее, чем на три года) по разным видам таких доходов.
Налоговые доходы бюджетов муниципальных образований составляют: собственные доходы от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством РФ; отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам Российской Федерацией и субъектом РФ.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Перечень местных налогов в настоящее время ограничен следующими видами: земельный налог и налог на имущество физических лиц.
Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются и формируются в соответствии со ст. 41-46 БК РФ, в том числе за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, – в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.
К другим собственным доходам местных бюджетов относятся:
• доходы от приватизации муниципального имущества;
• доходы от сдачи в аренду муниципального имущества;
• безвозмездные перечисления;
• штрафы, подлежащие перечислению в местный бюджет в соответствии с федеральными законами, и др.
Между тем, большинство муниципальных образований в Российской Федерации при формировании доходной части местного бюджета не имеют достаточных собственных и регулирующих доходов для покрытия расходов, возникающих в ходе осуществления местного самоуправления. Нормативы отчислений по налогам субъектов РФ пересматриваются ежегодно, что нарушает принцип их закрепления за местными бюджетами на постоянной основе. Сложившаяся практика справедливо критикуется за отсутствие стабильности бюджетной политики и проявления субъективизма региональных органов власти.
Для выполнения социальных обязательств муниципальными образованиями в качестве доходов местных бюджетов БК РФ предусматривает финансовую помощь из федерального и региональных бюджетов. Безвозмездные перечисления из вышестоящих бюджетов осуществляется в виде дотаций. субвенций и субсидий.
Дотация – это бюджетные средства, предоставляемые местному бюджету на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Недостаток дотаций - снижение ответственности получателей за эффективное использование предоставленных финансовых ресурсов.
Субвенция – это бюджетные средства, предоставляемые местному бюджету на безвозмездной и безвозвратной основах на финансирование целевых расходов, связанных с осуществлением отдельных государственных полномочий, для реализации федеральных и региональных законов или для компенсации потерь, вызванных решениями органов государственной власти в процессе исполнения бюджета.
Субсидия – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
В соответствии с федеральным законодательством в бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от местных налогов, устанавливаемых представительными органами власти поселений по следующим нормативам:
- земельный налог – 100%;
- налог на имущество физических лиц –100%;
- налоговые доходы от федеральных, региональных и местных налогов и сборов в соответствии с нормативами, установленными органами государственной власти субъекта РФ и представительными органами муниципальных районов;
- единыe для всех поселений, а также единые для всех муниципальных районов субъекта РФ нормативы отчислений от отдельных федеральных и региональных налогов и сборов устанавливаются законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год;
- могут быть также установлены дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц.
В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению:
- земельный налог, взимаемый на межселенных территориях по нормативу 100%;
- налог на имущество физических лиц, взимаемый на межселенных территориях по нормативу 100%;
- отчисления от федеральных налогов:
- на доходы физических лиц по нормативу 20%;
- единого налога на вмененный доход 90%;
- единого сельскохозяйственного налога по нормативу 90%;
- ряд государственных пошлин;
- доходы от федеральных и региональных налогов и сборов по нормативам, устанавливаемым ежегодно органами государственной власти субъектов РФ.
В бюджеты городских округов зачисляются доходы:
- от земельного налога - по нормативу 100%;
- налог на имущество физических лиц – по нормативу 100%;
- налоговые доходы от федеральных налогов:
- на доходы физических лиц по нормативу 30%;
- единого налога на вмененный доход – по нормативу 90%;
- единого сельскохозяйственного налога по нормативу 60%;
- государственная пошлина за ряд юридически значимых действий или выдачу документов;
- доходы от федеральных и региональных налогов и сборов по единым или дополнительным нормативам отчислений, устанавливаемым органами государственной власти субъектов РФ.
Расходная часть местного бюджета
Расходы местного бюджета – это затраты, возникающие в результате выполнения органами МСУ своих функций. Расходы бюджетов включают следующие группы:
- расходы, связанные с решением вопросов местного значения;
- расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий;
- расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга.
Расходная часть местного бюджета формируется, исходя из единых стандартов минимальной бюджетной обеспеченности - минимально допустимой стоимости муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств местного бюджета. Таким образом, размеры расходов местного бюджета не могут быть меньше указанных стандартов.
Расходная часть местного бюджета делится на бюджет текущих расходов и бюджет развития. Основные статьи текущих расходов местных бюджетов составляют:
- финансирование муниципального хозяйства;
- финансирование социально-культурной сферы;
- расходы на управление;
- расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам и ссудам;
- ассигнования на страхование муниципальных служащих, муниципального имущества и другие страховые платежи;
- прочие и непредвиденные расходы.
Конкретный состав расходов зависит от перечня вопросов местного значения каждого типа муниципального образования - поселения, городского округа, муниципального района, внутригородской территории городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
В бюджете текущих расходов могут выделяться так называемые «защищенные» статьи, сокращение расходов по которым недопустимо ни при каких обстоятельствах. К защищенным обычно относятся расходы:
- на заработную плату,
- на оплату коммунальных и транспортных услуг бюджетных организаций,
- на питание в бюджетных учреждениях (больницы, детские учреждения и др.),
- на медикаменты,
- на выплату пособий и компенсаций и др.
Средства бюджета развития расходуются на капитальное строительство, капитальный ремонт и иные инновационные мероприятия. В условиях острого дефицита бюджетных средств большинство муниципальных образований оказывается не в состоянии сформировать бюджет развития. Но и в экономически благополучных странах прямые бюджетные расходы на цели развития обычно невелики, и основная доля средств формируется за счет займов. При формировании бюджета развития важно оценивать возможную отдачу от вложений. В этом смысле полезно разграничивать бюджет развития на следующие направления:
- расходы на цели социального характера, не имеющие прямой окупаемости;
- расходы на мероприятия, результатом которых будет расширение налогооблагаемой базы и увеличение доходов бюджета;
- расходы на ресурсосберегающие и иные мероприятия, результатом осуществления которых будет сокращение расходной части бюджета. На второе и третье направления получить заемные средства легче.
В расходной части муниципального бюджета предусматривается создание резервных фондов. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году. Порядок расходования средств резервных фондов устанавливается правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы МСУ при определении расходов местных бюджетов самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда лиц, работающих на постоянной основе в органах местного самоуправления, работников муниципальных предприятий и учреждений (за исключением дотационных муниципальных образований), устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов на решение вопросов местного значения.
Местный бюджет должен быть сбалансирован. Принцип сбалансированности бюджета означает: текущие расходы не могут превышать как плановый, так и отчетный объем доходов бюджета; дефицит не может превышать 10% доходов местного бюджета без учета финансовой помощи. В случае принятия бюджета с дефицитом, необходимо утвердить источники финансирования дефицита бюджета.
Способы обеспечения сбалансированности местного бюджета:
- наращивание налоговой базы;
- управление местными налогами;
- согласование муниципальной политики с региональными приоритетами;
- оптимизация расходов;
- привлечение населения к решению вопросов местного значения.
ФЗ № 131 усилил контроль со стороны населения за формированием и исполнением местного бюджета. В частности, проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Кроме того, органы МСУ в обязательном порядке должны проводить публичные слушания по проекту местного бюджета и отчету о его исполнении.
При регулировании расходов местных бюджетов ФЗ № 131 исходит из общего принципа самостоятельности муниципального образования, но обязывает соблюдать установленные Бюджетным Кодексом формы расходования бюджетных средств, устанавливает отдельные ограничения относительно финансирования оплаты труда муниципальных служащих, депутатов представительного органа, содержит запрет на финансирование из местного бюджета полномочий федеральных и региональных органов государственной власти.
Органам МСУ вменена обязанность вести реестр расходных обязательств, под которым понимается свод (перечень) нормативных правовых актов и заключенных органами местного самоуправления договоров и соглашений, предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств местного бюджета.
Составление любого бюджета начинается с планирования расходов, поскольку в них отражается цель деятельности органа власти. Поскольку расходная часть отражает цели деятельности органа местного самоуправления, то и классификация видов расходов прежде всего исходит из того, на какие цели будут направлены бюджетные средства.
В соответствии с единой классификацией доходов и расходов РФ, расходы местного бюджета группируют по экономическому, функциональному и ведомственному признакам.
Экономическая классификация предполагает разделение расходов на текущие и капитальные (оплата труда, товары и услуги, субсидии, строительство и др.). Данная классификация позволяет достаточно четко дифференцировать бюджетные приоритеты.
Необходимость долгосрочного планирования привела к тому, что в ходе подготовки финансового плана требуется взглянуть на предполагаемые расходы с точки зрения приоритетов развития. Для этого существует комплексная классификация, получившая название функциональной классификации.
Ее основная особенность состоит в том, что за основной признак, по которому происходит разграничение средств, принимаются предметы ведения или функции органов местного самоуправления, которые этим органам передали граждане и законодательство. В данном случае происходит своеобразная оценка стоимости каждой из функций. Функциональная классификация может применяться при различного рода аналитических работах (бюджетный анализ, определение пропорциональности в финансировании и др.).
Ведомственная классификация расходов местных бюджетов является группировкой расходов местных бюджетов, отражающей распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из местных бюджетов.
Муниципальные образования крайне разнообразны, и спектр расходов местных бюджетов также крайне широк. В связи с этим особое искусство требуется от муниципалов при определении приоритетности тех или иных расходов местных бюджетов.
Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:
1) ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
2) средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по муниципальным контрактам;
3) трансфертов населению;
4) ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных на уровень МСУ;
5) ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
6) субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
7) межбюджетных трансфертов;
8) кредитов и займов и др.
Расходы местных бюджетов осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Изменения, вносимые в Бюджетный кодекс Российской Федерации, предполагают новый порядок разграничения расходных обязательств. Введены три новых бюджетных термина:
− расходные обязательства – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти (органам местного самоуправления) средства соответствующего бюджета (государственного внебюджетного фонда, территориального государственного внебюджетного фонда);
− бюджетные обязательства – расходные обязательства, исполнение которых предусмотрено законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год;
− реестр расходных обязательств - свод (перечень) нормативных правовых актов и заключенных органами местного самоуправления договоров и соглашений, предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств местного бюджета.
ФЗ № 131 регламентирует установление законами субъектов Российской Федерации предельных нормативов, определяющих размер заработной платы муниципальных служащих в муниципальных образованиях, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых является основанием для предоставления дотаций в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципального образования.
Вопросы:
1. Для чего необходимо наличие бюджета для органов местного самоуправления?
2. Как рассматривается местный бюджет с точки зрения экономической теории?
3. Что выделяют в качестве отличительных признаков местного бюджета как инструмента экономического регулирования в финансово-экономической системе муниципального образования?
4. Что представляет собой местный бюджет как правовая категория?
5. Какое определение существует для местного бюджета?
6. Что представляют собой доходы местного бюджета?
7. Как формируются доходы местных бюджетов?
8. Как Бюджетный Кодекс подразделяет доходы местных бюджетов?
9. Что относят к собственным доходам бюджета?
10. Из чего состоят налоговые доходы бюджета?
11. Какие налоги и сборы признаются местными?
12. Каков порядок учета и формирования неналоговых доходов бюджета?
13. Что относят к другим собственным доходам местного бюджета?
14. Что предусматривает БК РФ в качестве доходов местных бюджетов для выполнения социальных обязательств муниципальными образованиями?
15. Что такое дотация?
16. Что такое субвенция?
17. Что такое субсидия?
18. Какие налоговые доходы от местных налогов зачисляются в бюджеты поселений в соответствии с федеральным законодательством?
19. Что подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов?
20. Что подлежит зачислению в бюджеты городских округов?
21. Что такое – расходы местного бюджета?
22. Какие группы расходов включаются в расходы местного бюджета?
23. Исходя из чего формируется расходная часть местного бюджета?
24. Как подразделяют расходы местного бюджета?
25. Что составляют основные статьи текущих расходов местных бюджетов?
26. От чего зависит конкретный состав расходов местного бюджета?
27. Что представляют собой «защищенные» статьи бюджета и что к ним относят?
28. На что расходуются средства бюджета развития?
29. Как полезно разграничивать бюджет развития?
30. Как формируются и расходуются средства резервных фондов?
31. Что органы МСУ определяют самостоятельно при определении расходов местных бюджетов?
32. Какие можно назвать способы обеспечения сбалансированности местного бюджета?
33. Что подлежат официальному опубликованию (обнародованию) и для чего это необходимо?
34. Относительно чего БК РФ устанавливает отдельные ограничения при финансировании из местного бюджета?
35. Что понимается под реестром расходных обязательств?
36. Как группируют расходы местного бюджета в соответствии с единой классификацией доходов и расходов РФ?
37. Что предполагает Экономическая классификация?
38. Для чего существует комплексная классификация расходов, получившая название функциональной классификации?
39. По какому основному признаку происходит разграничение средств на расходы?
40. Когда может применяться Функциональная классификация?
41. Чем является Ведомственная классификация расходов местных бюджетов?
42. В каких формах осуществляется предоставление бюджетных средств?
43. Новые бюджетные термины внесенные в БК РФ?
44. Что собой представляют собой расходные обязательства?
45. Что собой представляют собой бюджетные обязательства?
46. Что собой представляет собой реестр расходных обязательств?
47. Какие предельные нормативы регламентирует ФЗ № 131?
2.3. Бюджетный процесс в муниципальном образовании
Составление и исполнение бюджетов являются функциями местной администрации МО. Рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов - функциями соответствующих представительных органов МСУ.
К участникам бюджетного процесса в муниципальном образовании (МО) относятся:
- глава муниципального образования;
- представительный орган МСУ;
- местная администрация;
- главные распорядители бюджетных средств;
- распорядители бюджетных средств;
- получатели бюджетных средств - муниципальные предприятия и учреждения;
- уполномоченные кредитные организации.
Главные распорядители бюджетных средств:
- определяют задания по предоставлению муниципальных услуг для распорядителей и получателей бюджетных средств;
- утверждают сметы доходов и расходов муниципальных учреждений;
- составляют бюджетную роспись, распределяют лимиты бюджетных обязательств по распорядителям и получателям бюджетных средств;
- осуществляют контроль за целевым использованием бюджетных средств, своевременностью их возврата, предоставлением отчетности, выполнения задания по предоставлению муниципальных услуг;
- составляют сводную смету доходов и расходов, отчет о выполнении задания по предоставлению муниципальных услуг и др. Распорядители бюджетных средств:
- определяют задания по предоставлению муниципальных услуг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;
- составляют бюджетную роспись, распределяют лимиты бюджетных обязательств по получателям бюджетных средств;
- утверждают сметы доходов и расходов подведомственных муниципальных учреждений;
- осуществляют контроль за целевым использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств и др.
Муниципальные учреждения ведут деятельность в соответствии со сметой доходов и расходов. На основе прогнозируемых объемов предоставления муниципальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат, с учетом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода, муниципальное учреждение составляет бюджетную заявку на очередной финансовый год, которая утверждается главным распорядителем или распорядителем бюджетных средств.
Бюджетные права органов местного самоуправления связаны с их бюджетными полномочиями. Бюджетные полномочия местного самоуправления - это установленные законодательством Российской Федерации права и обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.
Органы МСУ в соответствии с федеральным законодательством осуществляют следующие бюджетные полномочия:
- установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля над его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;
- составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля над его испо