Владение, пользование, распоряжение и управление муниципальным имуществом

Экономическое обеспечение является существенной составной частью местного самоуправления. В Европейской Хартии о местном самоуправлении записано, что органы местного самоуправления имеют право «на обладание средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций», при этом финансовые средства «должны быть соразмерны предоставленным им конституцией или законом полномочиям». Требование соразмерности объема материальных и финансовых средств объему полномочий является ключевым условием эффективного осуществления органами местного самоуправления своих функций.

Гражданским кодексом РФ (ГК РФ) установлено, что имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. В состав муниципальной собственности входят: 1) средства местного бюджета, 2) движимое и недвижимое имущество, 3) муниципальные предприятия и учреждения, 4) имущественные права.

Содержание права собственностисоставляют принадлежащие собственнику правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

Правомочие владения – юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника над имуществом. Правовым основанием владения могут быть: договор купли-продажи, решение о передаче объекта в муниципальную собственность в процессе разграничения объектов государственной собственности, свидетельство о праве собственности на землю и т.д. Практика показывает, что в органах МСУ зачастую отсутствуют документы, подтверждающие основания возникновения права муниципальной собственности на имущество.

Правомочие пользования – юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств в ходе ее личного или производственного потребления. Именно муниципальное образование получает выгоду в том или ином виде от использования муниципальной собственности.

Правомочие распоряжения – юридически обеспеченная возможность определить судьбу вещи путем совершения юридических актов в отношении этой вещи (продать, сдавать в аренду, залог, дарить).

Права и обязанности органов и должностных лиц МСУ по решению вопросов местного значения; «владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности», порядком МО и решениями представительного органа МСУ

Муниципальная собственность служит для эффективного осуществления полномочий местного самоуправления, решения основных задач жизнеобеспечения населения. Использование муниципальной собственности должно обеспечивать возможность оказания услуг населению, в том числе функционирование муниципальных учреждений, оказывающих эти услуги, получение дополнительных доходов в местный бюджет и снижение расходов бюджета на решение вопросов местного значения.

К исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления ФЗ № 131 относит определение порядка:

– управления и распоряжения муниципальным имуществом;

– принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений.

Данные вопросы должны регулироваться соответствующими положениями, утверждаемыми решениями представительных органов МСУ.

Муниципальное образование отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом, за исключением имущества, закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Имущественные права– это обеспеченные ценными бумагами, либо иными допустимыми законом способами права их обладателя на получение определенных имущественных благ. Имущественные права отличаются от имущества тем, что представляют не саму вещь, а лишь определенное право на вещь или доход от ее использования.

ФЗ № 131 конкретизирует состав муниципального имущества, которое может находиться в собственности поселений, муниципальных районов и городских округов. Общий подход состоит в том, что в муниципальной собственности должно находиться только имущество, необходимое для выполнения полномочий органов местного самоуправления как публичной власти.Имущество, предназначенное для коммерческого использования, должно быть перепрофилировано или передано другим собственникам.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с законом они вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления, отчуждать, совершать с ним иные сделки.

Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.

В собственности муниципальных образований может находиться а) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, б) осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, а также в) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений. В ФЗ-№ 131 приводится перечень имущества, которое может находиться в собственности поселений, муниципальных районов и городских округов, а также устанавливаются нормы, определяющие порядок владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом.

Разграничение муниципальной собственности решается путем определения состава имущества, которое может находиться в муниципальной собственности, и механизмом передачи государственной собственности в муниципальную.

В соответствии с ФЗ № 131 расширяются полномочия муниципальных поселений. Теперь, после разграничения муниципальной собственности и наделения их имуществом, они смогут самостоятельно распоряжаться своей собственностью: отчуждать её, создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. При этом доход от использования и приватизации муниципального имущества поступает в соответствующий местный бюджет.

Особо надо остановиться на муниципальном жилищном фонде как объекте муниципальной собственности. До настоящего времени в большинстве муниципальных образований жилые дома с приватизированными квартирами считаются объектами муниципальной собственности. Это не соответствует действующему законодательству. В соответствии со ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дому, несущие конструкции дома, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами квартиры. Таким образом, дом с приватизированными квартирами не может считаться объектом муниципальной собственности. В таком доме у муниципального образования в собственности находится только доля этого имущества, пропорциональная площади муниципальных квартир в этом доме.

В отношении муниципальной собственности наиболее распространенными являются три правовых режима (ст. 215 ГК РФ): 1) хозяйственное ведение, 2) оперативное управление, 3) режим муниципальной казны.

Субъектами права хозяйственного ведения являются только муниципальные унитарные предприятия (МУП). Учредитель МУП – муниципальное образование, которое наделяет муниципальное унитарное предприятие необходимым имуществом. МУП владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определенных в соответствии с ГК РФ. Возможность и порядок отчуждения имущества, находящегося в хозяйственном ведении самим унитарным предприятием, регулируется законодательством и уставом предприятия и имеет ряд ограничений.

Прекращение права хозяйственного ведения в соответствии с нормами ГК РФ возможно в случаях правомерного изъятия имущества по решению собственника при ликвидации предприятия и уменьшении уставного фонда.

Содержание права оперативного управления значительно уже содержания права хозяйственного ведения. На праве оперативного управления могут создаваться казенные предприятия – коммерческие организации, основной целью которых является извлечение прибыли, и учреждения – некоммерческие организации, созданные собственником имущества для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемые этим собственником. Учреждение не может распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником и приобретенным за счет средств, выделенных собственником по смете. Вмешательство в деятельность муниципальных учреждений и казенных предприятий со стороны органов МСУ не допускается, кроме исполнения функций учредителя.

Третий правовой режим – нахождение имущества в муниципальной казне. Имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет, наряду со средствами местного бюджета, муниципальную казну муниципального образования. Собственник может любым не запрещенным законом способом распоряжаться имуществом, включенным в состав муниципальной казны. Управление имуществом казны могут осуществлять не только органы МСУ, но и доверительный управляющий, или специально созданное для осуществления управленческих функций учреждение.

ВОПРОСЫ:

1. Что является муниципальной собственностью?

2. Что входит в состав муниципальной собственности?

3. Что составляет «содержание права собственности»?

4. Что такое «правомочие владения»?

5. Что может быть правовым основанием владения?

6. Что такое «правомочие пользования»?

7. Что такое «правомочие распоряжения»?

8. Для чего служит муниципальная собственность?

9. Какой закон определяет исключительную компетенцию представительного органа местного самоуправления и что он определяет?

10. Что такое «Имущественные права»?

11. Какой общий подход к определению «имущество» по закону?

12. Что могут делать с имуществом органы местного самоуправления от имени муниципального образования?

13. Куда поступает доход от использования и приватизации муниципального имущества?

14. Что является субъектамиправа хозяйственного ведения?

15. Когда возможно прекращение права хозяйственного ведения?

16. Какое содержание у права оперативного управления?

17. Какое содержание нахождения имущества в муниципальной казне?

Наши рекомендации