Факторная система анализа прибыли от продаж по виду деятельности
V |
- |
*
fi …
*
…
Д |
П |
V, fi, … b
Е |
ci c
DП(а) = DД(а)
DП(с) = – (DЕ(с))
DП(b) = DД(b) – (±DЕ(b))
DП = DД ± DЕ
применяется в анализе
экономия ® + DЕ = Е0 – Е1 оба уравнения верны
перерасход ® + DЕ = Е1 – Е0
· |
· |
E |
V |
Езав |
сзав |
сн.з. |
сн.з.
Епост
0 ΔV 1
Рис. Влияние изменения объема производства на расходы
По факторный анализ расходов можно выполнить по алгоритму, использованному в курсовой работе.
Показатели прибыльности и рентабельности
Коэффициенты прибыльности и рентабельности могут быть объединены в следующие группы:
1) показатели прибыльности продаж, исчисляемые как отношение соответствующих видов прибыли к объему реализованной продукции;
2) показатели рентабельности активов, исчисляемые как отношение соответствующих видов прибыли к той или иной группе активов;
3) показатели рентабельности финансовых источников капитала, определяемые как отношение соответствующих видов прибыли к той или иной группе обязательств.
К первой группе относятся следующие показатели.
1. Коэффициент валовой прибыли, или, по немецкой терминологии, коэффициент покрытия. Это отношение разности между объемом продаж товаров и услуг и их стоимостью, равной прямым переменным издержкам, к объему продаж:
(Продажи - Стоимость продукции)/Продажи.
Этот коэффициент показывает долю валовой прибыли, валовой маржи, валового покрытия в объеме продаж и является одним из наиболее важных для менеджеров предприятия. Он позволяет определить величину, которая остается после вычета из себестоимости реализованной продукции переменных издержек на покрытие других видов издержек - операционных, т.е. постоянных издержек, налогов, процентов за кредит, и получение прибыли. Напомним, что деление расходов на переменные и постоянные лежит в основе определения запаса финансовой устойчивости предприятия и его фондорентабельности.
2. Коэффициент операционной прибыли (операционной маржи) - это отношение операционной прибыли, т.е. прибыли от основной деятельности, к объему продаж:
Операционная прибыль / Продажи.
Этот коэффициент показывает величину операционных расходов, приходящуюся на одну денежную единицу продаж.
3. Рентабельность продаж - отношение чистой прибыли к продажам:
Чистая прибыль / Сумма продаж.
Коэффициент показывает величину чистого дохода> полученного предприятием на рубль реализованной продукции.
Вторая группа показателей характеризует рентабельность активов (общих, текущих и долгосрочных) по отношению к различным видам прибыли. Наиболее часто для оценки рентабельности активов используют данные о чистой прибыли.
1. Рентабельность активов - отношение чистой прибыли к активам: