Информационное обеспечение финансового менеджмента
Информационное обеспечение - совокупность информационных ресурсов и способов их организации, необходимых для реализации аналитических процедур, обеспечивающих финансовую сторону деятельности предприятия.
Информационная база:
1. сведения регулятивно-правового характера - документы носят обязательный исполнительный характер
a. ГК РФ
b. НК РФ
c. ФЗ "о бухучете"
d. ФЗ "о рынке ценных бумаг"
e. постановления и распоряжения Правительства РФ
2. финансовые сведения нормативно-справочного характера
a. нормативные документы гос. органов (Минфина, ЦБ) - содержат требования, рекомендации участникам рынка и количественные нормативы в области финансов (сообщения Минфина о различных процентных ставках, о составе отчетности и принципах ее предоставления)
b. нормативные документы международных организаций и различных финансовых институтов - МСФО, которые не обязательны для исполнения, однако им вынуждены следовать все компании, ведущие операции на международном рынке товаров и услуг
3. бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам
a. бухгалтерский баланс
b. отчет о прибылях и убытках
c. пояснения к бухгалтерскому балансу, отчету о прибылях и убытках
d. отчетность об использовании бюджетных ассигнований
e. итоговая часть аудиторского заключения
4. данные управленческого учета и отчетности - законодательно не регламентирована. Состав и формы определяются предприятием самостоятельно в соответствии с характером его деятельности и потребностями управления
a. отчет "О движении основных средств"
b. "О движении денежных средств"
c. "О движении собственного капитала"
d. "О продаже акций и выплате дивидендов"
e. "Расчеты по налогам"
5. несистемные данные - сведения общеэкономической направленности, официальная статистика, публикации в СМИ
14. Внешние и внутренние пользователи финансовой отчетности
ВНУТРЕННИЕ
Состав внутренних пользователей:
1. руководство компании
2. менеджеры соответствующих уровней и работники - по данным отчетности определяют потребности в финансовых ресурсах, оценивают правильность принятых инвестиционных решений и эффективность структуры капитала, определяют основные направления
политики дивидендов, составляют прогнозные формы отчетности и осуществляют предварительные расчеты финансовых показателей, оценивают возможности слияния с другой фирмой или ее приобретения, структурой реорганизации компании;
3. все структурные подразделения (филиалы и т.д.)
Задачи внутренних пользователей:
1. Своевременное определение факторов, обусловивших успех или неудачу в прошедший период
2. Выявление резервов увеличения стоимости компании
3. Обработка информации для текущего планирования и стратегических прогнозов
4. Разработка системы мотивирования и стимулирования сотрудников
ВНЕШНИЕ
Состав внешних пользователей:
1. акционеры компании, учредители, вкладчики - определение увеличение или уменьшение доли собственных средств и оценить эффективность использования ресурсов руководством компании;
2. кредиторы - оценивают целесообразность предоставления или продления кредита, определения условий кредитования
3. законодательные органы
4. юристы - для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при определении прибыли и выплате дивидендов, также для определения условий пенсионного обеспечения
5. СМИ - для подготовки обзоров, оценки тенденций развития и анализа деятельности отдельных компаний и отраслей, расчета общих показателей финансовой деятельности;
6. профсоюзы - для определения своих требований в отношении з/п и условий трудовых соглашений, а также для оценки тенденций развития отрасли
7. поставщики и покупатели, определяющие деловые связи с данным клиентом;
8. государство - в лице органов, которые проверяют правильность составления документов, расчета налогов, определяют налоговую политику
Задачи внешних пользователей:
1. Получение информации контролирующими органами и партнерами в стандартной, удобной и понятной форме
2. Интерпретация информации для принятия решений о целесообразности инвестирования, кредитования, слияний и /или поглощений, других способах вложения капитала
15. Финансовая отчетность в системе финансового менеджмента
Финансовая отчетность - система обобщенных показателей, которые характеризуют итоги финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Данные финансовой отчетности служат основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия.
Финансовая (бухгалтерская) отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам
Состав финансовой отчетности:
1. Промежуточная финансовая отчетность:
a. форму № 1 «Бухгалтерский баланс»;
b. форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
2. Годовая бухгалтерская отчетность:
a. бухгалтерский баланс — форма № 1;
b. отчет о прибылях и убытках - форма № 2;
c. отчет об изменениях капитала — форма № 3;
d. отчет о движении денежных средств — форма № 4;
e. приложение к бухгалтерскому балансу — форма № 5;
f. специализированные формы, устанавливаемые министерствами и ведомствами РФ
g. итоговую часть аудиторского заключения.
Принципы составления финансовой отчетности:
1. Принцип автономности - каждое предприятие представляет собой самостоятельную хозяйственную единицу. Оно независимо по отношению к другим предприятиям, к учредителю или собственникам. Банковские счета предприятия и его учредителей, а так же их ответственность по обязательствам, должны быть разделены.
2. Принцип непрерывности - финансовая отчетность составляется исходя из предложения, что предприятие не имеет ни намерения, ни необходимости ликвидировать или существенно сократить свою деятельность.
3. Принцип соизмеримости (денежной оценки) - объект бухгалтерского учета должен иметь денежное выражение, т.к. обобщать, анализировать, сопоставлять результаты отдельных операций можно только с помощью общего измерителя.
4. Принцип периодичности - для подведения итогов, проведения анализа и сопоставления результатов, хозяйственная деятельность должна быть искусственно поделена на периоды.
5. Принцип себестоимости - оценка активов исходя из расходов на их производство и приобретение, т.е. по их фактической себестоимости.
6. Принцип начисления - результаты операций и других событий следует отражать в учетных регистрах и финансовых отчетах тогда, когда они имели место, а не тогда, когда предприятие получает доход или расход.
7. Принцип соответствия - обеспечивает определения финансового результата отчетного периода, сопоставляя доходы отчетного периода с расходами, которые были осуществлены для получения этих доходов.
8. Принцип осмотрительности - соблюдение определенной осторожности при оценке таким образом, чтобы активы или доход не были завышены, а обязательства или расходы – занижены.
9. Принцип последовательности - избрав единожды учетную политику, бухгалтер будет ее применять из года в год. Изменение учетной политики должно иметь веские основания.
10. Принцип полного освещения - финансовая отчетность должна содержать всю информацию о фактических и потенциальных последствиях операций и событий, которая может повлиять на принимаемые на ее основе решения.