Выручка организации: понятие и способы учета
Вы́ручка (оборот, объём продаж) — полная сумма денежных средств, полученная предприятием или предпринимателем от реализации произведённой продукции, услуг, работ за определённый период. Выручка является одним из видов доходов компании. Выручка для предприятия - главный источник получения дохода и возмещения затрат.
Различают выручку:
· от реализации основной продукции предприятия, работ, услуг;
· от продажи недвижимого имущества организации;
· от продажи товарно-материальных ценностей;
· от реализации собственных акций, долей, паев;
· от финансовых операций, например с ценными бумагами;
· от иных внереализационных операций, пример – поступление арендных платежей, оплата за пользование авторскими и имущественными правами.
Полная сумма поступлений в денежном выражении называется валовой выручкой.
Определение объема выручки может производиться:
· кассовым методом – по мере оплаты, поступления денежных средств в кассу или на счет предприятия, при этом стоимость поступивших товаров (при бартерной сделке, например) также пересчитывается в сумму денежных средств на момент поступления;
· методом начислений – иначе, по отгрузке. Выручка учитывается в момент возникновения обязательств перед предприятием у покупателя продукции, услуг.
На содержание понятия выручки вышеперечисленные методы никак не влияют, но имеют значение в бухгалтерском учете и расчете налоговой базы.
Независимо от метода расчета, сумма выручки учитывается в книге учета выручки, либо в нескольких книгах, если того требует структура организации или форма налогообложения.
Самыми простыми формулами выручки можно назвать такие:
Выручка = стоимость единицы товара или услуги * количество реализованных единиц:
Или:
Выручка = себестоимость (для торговли – закупочная цена) + добавленная стоимость.
Планирование выручки: важность, способы
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) является главным источником доходов хозяйствующих субъектов.
Важность планирования и прогнозирования выручки: от этого зависит расчет финансовых результатов деятельности предприятия.
Следует составлять многовариантные планы объемов продаж, сориентированные на низший, наиболее вероятный и высший объем сбыта продукции по основным номенклатурным позициям.
Показатели вероятных объемов продаж окажутся средними между низшими и высшими прогнозами.
Факторы, лежащие в основе планирования поступлений выручки:
-емкость освоенного рынка продаж выпускаемой продукции и возможности его расширения;
-производственные мощности предприятия, позволяющие выпускать такой объем продукции, который востребован рынком Методы планирования выручки:
-метод прямого счета основан на гарантированном спросе. Весь объем произведенной продукции приходится на предварительно оформленный пакет заказов. Это наиболее достоверный метод планирования выручки, когда план выпуска и объем реализованной продукции заранее увязаны с потребительским спросом, известны ассортимент и структура выпуска, установлены соответствующие цены: В = Р*Ц, Р – объем сопоставимой реализованной продукции, Ц – цена единицы реализованной продукции.
-расчетный метод, где выручка от реализации определяется исходя из общего выпуска товарной продукции в планируемом периоде в отпускных ценах и общей суммы входных и выходных остатков. Поскольку не вся произведенная в данном периоде продукция (Т) в нем же и реализуется, то при планировании выручки от реализации (Р) учитываются также объемы переходящих ее остатков на начало (О1) и на конец (О2) планового года, то есть используется формула: Р = О1 + Т – О2
Факторы, непосредственно зависящие от деятельности предприятия: В сфере производства — объем производства, его структура, ассортимент выпускаемой продукции, ее качество и конкурентоспособность, ритмичность производства. В сфере обращения — уровень применяемых цен, ритмичность отгрузки, своевременное оформление платежных документов, соблюдение договорных условий, применяемые формы расчетов.
К числу факторов, не зависящих от деятельности предприятия, можно отнести нарушения договорных условий поставки предприятию материально-технических ресурсов, перебои в работе транспорта, несвоевременную оплату продукции вследствие неплатежеспособности покупателя.