Распределение и использование прибыли организации

Чистая прибыль предприятия – это та ее часть, которая остается после уплаты налоговых платежей и отчислений (налог на прибыль; местные налоги и сборы). Ее распределение и использование регулируется Уставом предприятия, решением собрания акционеров и другими документами внутреннего пользования.

Использование чистой прибыли сводится к ее делению на две части:

-используемую на увеличение имущества (накопление)

-выплачиваемую работникам и собственникам (потребление)

Прибыль, направляемая на увеличение имущества, не уходит из хозяйственного оборота, а наоборот приумножает богатство предприятия. Она может быть использована:

· на капитальные вложения в расширение, обновление, модернизацию основных фондов;

· погашение кредитов банков, полученных и использованных на капитальные вложения и уплату процентов по ним;

· пополнение оборотных средств;

· инвестиции в ценные бумаги, совместную деятельность;

· приобретение новых технологий и другие инновации;

· жилищное строительство;

· резервирование части чистой прибыли.

Потребляемая прибыль полностью уходит из хозяйственного оборота, но может также приносить финансовую выгоду при обоснованном и рациональном использовании. Она направляется:

-на выплату работникам вознаграждений по итогам работы за год,

оказание материальной помощи;

-выдачу ссуд работникам, в том числе на строительство жилья;

-на финансирование объектов социальной сферы, находящихся на

балансе предприятия;

-выплату дивидендов акционерам предприятия и др.

Рентабельность как показатель качества хозяйствования

Для оценки эффективности деятельности предприятия наряду с показателем прибыли используется показатель рентабельности.

Рентабельность – показатель эффективности деятельности предприятия, выражающий относительную величину прибыли и характеризующий степень отдачи средств, используемых в производстве.

Показатели рентабельности(основные):

Рентабельность продукции (Рп) отражает соотношение прибыли от ее реализации (Пр) и текущих затрат на производство и реализацию продукции, выступающих в форме полной себестоимости (С).

Рпр:Сх100

Рентабельность продаж (Рр) определяет процентное соотношение прибыли от реализации (Пр) и выручки от реализации продукции (работ, услуг) без косвенных налогов (В): Рр = Пр : В х

Рентабельность производства (Рп) определяется по всему его объему, отражает отдачу авансированных в него средств и исчисляется как процентное отношение прибыли (П) к сумме основного (Оф) и оборотного (Ос) капитала: Рп = П х 100 : (Оф + Ос)

Вопросам рентабельности нужно уделять серьезное внимание, чтобы устоять в конкурентной борьбе и обеспечить нормальные условия хозяйствования.

Факторы, влияющие на динамику прибыли и рентабельности:

-внутренние факторы, зависящие от деятельности предприятия:

объем производства и реализации продукции; себестоимость продукции; установленная отпускная цена; структура ассортимента выпускаемой продукции (работ, услуг); качественная структура выпускаемой продукции (работ, услуг);

-внешние факторы, не зависящие от деятельности предприятия:

конъюнктура рынка; непредсказуемая налоговая, ценовая, валютная, таможенная политика государства в условиях экономического кризиса и т.п.

Задачей управления прибылью и рентабельностью является максимально полное использование действия факторов, зависящих от деятельности предприятия и максимально полное нивелирование действия факторов, привнесенных внешней бизнес-средой, рыночной конъюнктурой.

Планирование прибыли организации

Важность планирования прибылиобусловлена тем фактом, что прибыль является главным финансовым ресурсом предприятия, за счет которого осуществляются затраты по расширению производства, материальному стимулированию персонала.

Методы планирования прибыли:

-метод прямого детального счета состоит в том, что на планируемый период прибыль от реализации исчисляется по каждому изделию или группам однородных изделий как разница между объемом их реализации в отпускных ценах (без косвенных налогов) и полной себестоимостью, а затем результаты суммируются в целом по предприятию;

-аналитический метод планирования прибыли основан на том, что расчет ведется по каждому фактору, влияющему на ее размер, в отдельности, а затем подводится общий результат.

Наиболее простой вариацией аналитического метода планирования прибыли от выпуска товарной продукции (П) является ее расчет на планируемый год на основе показателя затрат на рубль товарной продукции по формуле: П = Т х (1 - З) : 100,

где Т – товарная продукция в отпускных ценах за вычетом косвенных налогов;

З – затраты на 1 рубль товарной продукции.

Второй вариацией аналитического метода является метод, основанный на показателе базовой рентабельности( это отношение прибыли от выпуска товарной продукции за прошлый год, скорректированной на изменения отпускных цен, которые произойдут в плановом году, к ее полной себестоимости).

Источником образования прибыли предприятий является общий доход, который представляет собой сумму денежных средств, получаемых предприятием от всех видов его деятельности. Прибыль, прежде всего, зависит от объема реализованной продукции, ее конкурентоспособности, маркетинговой, инновационной и инвестиционной деятельности.

Получив прибыль, предприятие в первоочередном порядке обязано перечислить из нее в государственный бюджет предусмотренные Законом налоговые платежи, в состав которых входят: налог на прибыль; местные налоги и сборы. Процесс распределения прибыли завершается формированием чистой прибыли.

Чистая прибыль предприятия – это та ее часть, которая остается после уплаты налоговых платежей и отчислений.

Использование чистой прибыли сводится к ее делению на две части:

-используемую на увеличение имущества (накопление)

-выплачиваемую работникам и собственникам (потребление).


Наши рекомендации