Вопрос 2 Структура региональной политики

В государственной региональной политике можно выделить ряд взаимосвязанных элементов: экономическую, социальную, научно-техническую, экологическую, демографическую, гуманитарную и национальную политику.

На основе общих принципов государственной региональной политики формируется региональная экономическая политика. В региональном управлении экономическая политика занимает ведущее положение. Решение социальных, экологических, научно-технических, демографических и других проблем региона возможно в необходимом объеме только при наличии соответствующих финансовых, кредитных и материальных ресурсов.

Региональная экономическая политика включает:

- бюджетную и налоговую политику;

- планирование, прогнозирование в регионе;

- создание и реализацию целевых программ;

- использование природных ресурсов региона;

- размещение производительных сил;

- управление структурой производства;

- политику развития региональных комплексов;

- контрольно-аналитическую деятельность;

- информационное обеспечение.

Целью региональной социальной политики государства является повышение благосостояния и удовлетворение потребностей жизнедеятельности всего населения. Социальная политика государства и региона имеет общую экономическую и правовую основу, призванную обеспечить реализацию прав и интересов граждан России. Цели современной региональной политики в социальной сфере - обеспечение достаточного уровня благосостояния в каждом регионе, создание приблизительно одинаковых жизненных возможностей для всех граждан.

Государственная региональная научно-техническая политика выражает отношение государства к научно-техническим проблемам, которые являются составляющей частью региональной политики. К основным задачам региональной научно-технической политики относятся:

- изучение, анализ состояния научно-технического комплекса региона, выявление местной специфики и проблем;

- определение приоритетов развития научно-технического комплекса;

- сохранение, восстановление и развитие научно-технического комплекса в соответствии с установленными приоритетами;

- определение основных направлений инвестиционной деятельности;

- создание благоприятных условий для инноваций;

- развитие наукоемкой продукции, повышение экспортного потенциала, конкурентоспособности производителей продукции;

- минимизация негативных последствии научно - технического прогресса.

Основная цель региональной экологической политики состоит в создании безопасных условий жизни человека и восстановлении природной среды. К числу конкретных целей региональной экологической политики относятся:

- гарантирование экологической безопасности ядерных объектов, радиационной защиты населения и окружающей среды;

- сведение к минимуму вредного влияния техногенных аварий и катастроф;

- улучшение экологического состояния бассейна рек;

- улучшение экологического состояния в городах и промышленных центрах;

- экологизация технологий в промышленности, энергетике, строительстве, сельском хозяйстве, транспорте и др.

Демографическая политика, являясь составляющей частью региональной политики государства, разрабатывается в тесной взаимосвязи с экономической, социальной и экологической политикой. При этом учитывается специфика демографической ситуации в каждом регионе и конкретизуются направления ее реализации. Основные цели демографической политики связаны с решением таких проблем, как формирование пропорциональной возрастно-половой структуры населения, проведение социальных мероприятий, стимулирующих рождаемость, улучшение экологической ситуации, повышение безопасности работы и т.п.

Приоритетная цель региональной гуманитарной политики — духовное развитие общества, улучшение его морального состояния и здоровья. Гуманитарная политика должна быть направлена на формирование свободолюбивой, инициативной личности, воспитание национального, патриотического долга, возрождение национального, культурного фундамента общества.

Национальная политика в России должна быть направ­лена на осуществление конституционных, общественных, политических, экономических и социальных прав и свобод всех народов России. Важной задачей национальной политики явля­ется возрождение культурных и национальных традиций рус­ского народа, который является государство образующим этносом страны. Необходимо создание благоприятных условий для заселения русскими иммигрантами из республик бывшего СССР регионов России с неблагоприятной демографической обстановкой. Кроме того, необходима разработка и принятие законов, позволяющих ограничить миграцию в страну представителей национальностей, создающих социально-экономи­ческое напряжение в стране.

Вопрос 3 Формирование и реализация региональной политики

Конституция Российской Федерации определяет полномочия Российской Федерации, пределы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации, но не содержит в явном виде перечня полномочий регионов. Конкретизация полномочий регионов содержится в ряде других законодательных актов, в том числе в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Органы власти регионов в соответствии с предоставленными им полномочиями имеют право принимать собственные нормативные акты, но они не должны противоречить нормативным актам федерального уровня. Органы власти регионов по сложившейся практике несут ответственность за общее состояние экономики и социальной сферы на соот­ветствующих территориях, но в первую очередь - за деятельность подведомственных им бюджетных организаций.

Федеральное законодательство предусматривает возложение на органы власти субъектов Федерации среди прочих полномочий в сфере социально-экономической политики:

- обеспечение деятельности органов государственного управления;

- организацию функционирования объектов инфраструктуры региона (использование земель, содержание автодорог, организация транспорта и др.);

- поддержку сельского хозяйства и производства продуктов питания;

- организацию общего и специального образования, функционирования объектов культуры;

- организацию социального обслуживания и социальной помощи населению (медицинская помощь, обслуживание инвалидов и других лиц, нуждающихся в помощи);

- организацию правового обеспечения (адвокатской помощи, нотариата, мировых судей);

- предупреждение техногенных и природных катастроф, пожаров;

- установление региональных налогов, формирование и исполнение бюджетов субъектов Федерации;

- организацию деятельности средств массовой информации, архивных фондов и др.

Основным средством реализации региональной политики является бюджет субъекта Федерации. Он представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для реализации полномочий, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации. Бюджетным кодексом Российской Федерации для всех регионов страны устанавливаются единые нормативы отчислений от федеральных налогов в региональные бюджеты. Проекты региональных бюджетов разрабатываются органами исполнительной власти (правительствами, администрациями) субъектов Федерации и утверждаются органами представительной власти (думами, законодательными собраниями и др.) субъектов Федерации.

Для стимулирования развития экономической деятельности органы власти субъектов Федерации могут использовать сле­дующие механизмы:

- предоставление налоговых льгот;

- предоставление гарантий возврата кредитов, получаемых хозяйствующими субъектами в коммерческих банках;

- установление порядка пользования земельными участками или приобретения в собственность земельных участков;

- долевое участие в финансировании за счет бюджетных средств реализации отдельных инвестиционных проектов с последующим оформлением собственности региона.

В сфере налоговой политики субъекты Федерации и органы местного самоуправления имеют право устанавливать региональные и местные налоги. Региональные налоги предусмотрены НК РФ, вводятся в действие органами власти субъектов Федерации и обязательны к уплате на территории соответствующего региона. Законодательство субъекта Федерации при этом определяет конкретные ставки налогов в пределах, указанных в Налоговом кодексе страны, а также порядок и сроки их уплаты, налоговые льготы и порядок их применения. Региональные налоги включают налог на имущество организаций, транспортный налог и налог на игорный бизнес.

Одним из инструментов воздействия органов власти на социально-экономическое развитие территории является реализация региональных программ. Состав программ зависит от особенностей соответствующего субъекта Федерации, социально-экономических - и политических факторов, стиля работы высшего должностного лица субъекта Федерации (президента, губернатора, главы администрации), взаимодействия с крупными хозяйствующими субъектами. Региональные программы могут быть отраслевыми, комплексными, межотраслевыми, направленными на решение проблем определенной части региона, решение отдельных проблем.

Из программ экономической направленности, можно выделить следующие:

- основные направления развития имущественных отношений;

- развитие промышленности;

- развитие жилищно-коммунального хозяйства;

- развитие агропромышленного комплекса;

- развитие малого и среднего предпринимательства;

- градостроительная и жилищная политика в регионе;

- содействие занятости населения.

Органы власти регионов могут выделять приоритетные ви­ды экономической деятельности, которым оказывается перво­очередная поддержка. К ним могут относиться проекты создания высокотехнологичных производств, переработка местного сырья, развитие экспортных производств, переработка отходов, виды деятельности с высокой трудоемкостью для увеличения занятости населения. В некоторых случаях для получения бюджетной поддержки необходимо включение проекта в специальную региональную инвестиционную программу, а его исполнители получают статус держателя инвестиционного проекта.

Наши рекомендации