Рентабельность затрат – отношение прибыли от продаж к расходам по обычным видам деятельности
Рз = стр.2200 / (стр.2120 + стр.2210 + стр.2220)Чем выше, тем лучше
Задание 3. Провести оценку экономической эффективности инвестиционного проекта
Денежные потоки в инвестиционном проекте (млн руб.)
Номер строки | Показатель | Номер шага расчета (т) | ||||||||
Операционная деятельность | ||||||||||
Выручка | ||||||||||
Производственные затраты | -52 | -63 | -63 | -63 | -69 | -69 | -69 | |||
Сальдо потока от операционной деятельности | ||||||||||
Инвестиционная деятельность | ||||||||||
Притоки | ||||||||||
Капиталовложения | -100 | -70 | -60 | -90 | ||||||
Сальдо потока от инвестиционной деятельности | ||||||||||
Сальдо суммарного потока | ||||||||||
Коэффициент дисконтирования | ||||||||||
Дисконтированное сальдо суммарного потока | ||||||||||
Дисконтированные инвестиции | ||||||||||
Дисконтированное сальдо накопленного потока |
Принять норму дисконта 10 %.
Заполнить строки 3, 6-11. Рассчитать ЧДД, Дисконтированный срок окупаемости, Индекс дисконтированной доходности.
4.3. Оценочные средства для промежуточной аттестации.
Формируемые компетенции
Код компетенции | Наименование компетенции | Код этапа освоение компетенции | Наименование этапа освоения компетенции |
ПК-3 | способность использовать современные методы управления корпоративными финансами для решения стратегических задач | ПК-3.2 | ПК-3.2 Способность использовать современные методы управления корпоративными финансами для решения стратегических задач |
ПК-6 | способность использовать современные методы управления корпоративными финансами для решения стратегических задач | ПК-6.2 | ПК-6.2 Способность использовать современные методы управления корпоративными финансами для решения стратегических задач |
Типовые оценочные средства
Типовой билет итоговой письменной работы:
1. Перечислить задачи управления корпоративными финансами
2. Права и обязанности акционеров
3. Рассчитать коэффициент финансовой рентабельности фирмы за отчетный год, если собственный капитал на начало года равен 200 млн руб., на конец года равен 150 млн руб., а чистая прибыль за год равна 70 млн руб..
Шкала оценивания
Применяется балльно-рейтинговая система обучения, текущий и итоговый контроль осуществляется в соответствии с технологической картой дисциплины. Требования к качеству выполнению контрольных работ и иных мероприятий аналогичны требованиям, предъявляемым к работам бакалавров заочной формы обучения.
Удовлетворительная оценка выставляется по итогам экзамена в случае, если студент набрал не менее 12 баллов за выполненную итоговую работу и в сумме по результатам семестра (с учетом выполненной итоговой работы) имеет от 50 до 65 баллов.
Если студент получает за итоговую письменную работу менее 12 баллов, он получает итоговую оценку «неудовлетворительно» независимо от количества набранных баллов в семестре.
Оценка «хорошо» (за экзамен) выставляется, если студент набрал в сумме за работу в течение семестра и за итоговую работу не менее 66 баллов.
Оценка «отлично» выставляется при сумме набранных баллов 81 и более.
4.4. Методические материалы
Промежуточную аттестацию в форме экзамена преподаватель проводит в письменной форме по билетам. Время подготовки ответа составляет 30 минут. Каждый студент сдаёт листы с ответами на вопросы и задание преподавателю. Результат проверки ответов преподаватель вносит в зачетную книжку и экзаменационную ведомость.
Вопросы для подготовки к экзамену
Тема 1. Теоретические концепции управления корпоративными финансами | 1. Концепция идеальных рынков капитала 2. Концепция приоритета экономических интересов собственников 3. Концепция стоимости капитала 4. Концепция структуры капитала 5. Теория дивидендной политики 6. Концепция стоимости денег во времени и взаимосвязи уровня риска и доходности 7. Модель оценки опционов 8. Гипотеза эффективности рынка 9. Концепция агентских отношений и арбитражная теория ценообразования 10. Концепция асимметрической информации |
Тема 2. Цель, задачи и функции управления корпоративными финансами | 11. Какова цель управления корпоративными финансами с точки зрения теории финансового менеджмента 12. Перечислить задачи управления корпоративными финансами 13. Почему необходимо оптимизировать денежный оборот корпорации? 14. Дать характеристику субъектов финансового менеджмента 15. Перечислить функции финансового менеджмента как управляющей системы 16. Перечислить функции финансового менеджмента как специальной области управления |
Тема 3. Информационное обеспечение финансового менеджмента | 17. Пользователи финансовой информации 18. Система финансовых показателей информационного обеспечения финансового менеджмента, формируемая из внешних источников 19. Система финансовых показателей информационного обеспечения финансового менеджмента, формируемая из внутренних источников |
Тема 4. Ценные бумаги корпораций | 20. Понятие и виды акций 21. Права и обязанности акционеров. 22. Понятие и виды облигаций. 23. Ожидаемая доходность продавца и покупателя фьючерса. 24. Ожидаемая доходность продавца и покупателя опциона на покупку ценных бумаг и опциона на продажу ценных бумаг. |
Тема 5. Система и методы финансового анализа | 25. Формы анализа финансового состояния и финансовых результатов деятельности корпорации 26. Коэффициенты ликвидности 27. Коэффициенты финансовой устойчивости 28. Коэффициенты деловой активности 29. Коэффициенты рентабельности |
Тема 6. Система и методы финансового планирования | 30. Функции и задачи финансового планирования. 31. План доходов и расходов (Бюджет) 32. План поступления и расходования денежных средств. 33. Балансовый план. 34. Финансовое планирование в управлении проектами |
Тема 7. Оценка экономической эффективности инвестиционных проектов | 35. Принципы оценки экономической эффективности инвестиционных проектов. 36. Показатели оценки экономической эффективности инвестиционных проектов |
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
Методические указания при подготовке к практическим занятиям для всех форм обучения
Студентам предлагаются следующие формы самостоятельной работы: изучение учебной литературы из списка основной и дополнительной литературы в части повторения терминологии и основных категорий; работа с нормативными правовыми актами, согласно предложенного списка; изучение дополнительной научной литературы при подготовки к типовым контрольным работам.
Самостоятельная работа студентов является необходимым компонентом получения высшего образования всеми формами обучения.
Проведение семинарских занятий преследует цели: изучение основных структурных разделов дисциплины; создание практических навыков при решении задач в рамках каждого из изучаемых разделов; развитие у студентов стремления и способности к самостоятельному исследованию поступаемой информации, её критической оценки.
При изучении каждой темы и при подготовке к семинару магистранту рекомендуется:
· ознакомиться с конспектом лекции курса и, в случае необходимости, доработать его самостоятельно;
· ознакомиться с литературой по теме семинара, имеющейся в библиотеке университета;
· использовать рекомендованную литературу и прочитать соответствующую теме занятия главу учебника.
Для выполнения этих заданий студенту-магистранту надлежит иметь тетрадь, содержащую специальные разделы: практикум; конспекты научной литературы; выдержки нормативных правовых актов. Во время практических занятий желательно фиксировать все новое, дополнять свои рабочие записи.
Во время занятий студентам следует активно участвовать в дискуссиях, обсуждении сообщений, проблемных и познавательных ситуаций четко и доступно сформулировать свою позицию, аргументировано ее защитить, ставить вопросы выступающим, оценивать их ответы.
Текущий контроль преподаватель осуществляет:
- заслушивая и оценивая выступления и ответы на дополнительные вопросы студентов-магистрантов по плану занятия;
- проверяя самостоятельную работу студентов-магистрантов;
- проверяя письменные аудиторные контрольные работы.
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
6.1. Основная литература
№ п/п | Автор | Название | Издательство | Год издания | Печатная форма (общее количество экземпляров в библиотеке Уральского института управления) | Ссылка на электронный ресурс (ЭБС Уральского института управления) |
Шевченко О.Ю. | Корпоративные финансы | Омск: Омский государственный институт сервиса | http://www.iprbookshop.ru.ezproxy.ranepa.ru:3561/26684.html | |||
Когденко В.Г. | Корпоративная финансовая политика | ЮНИТИ-ДАНА | http://www.iprbookshop.ru.ezproxy.ranepa.ru:3561/20967.html | |||
Иванов И.В.. | Финансовый менеджмент. Стоимостной подход | М.: Альпина Паблишер, Альпина Бизнес Букс | http://www.iprbookshop.ru.ezproxy.ranepa.ru:3561/41493.html |
6.2. Дополнительная литература.
№ п/п | Автор | Название | Издательство | Год издания | Печатная форма (общее количество экземпляров в библиотеке Уральского института управления) | Ссылка на электронный ресурс (ЭБС Уральского института управления) |
М. В. Романовский, А. И. Вострокнутова | Корпоративные финансы | Питер | ||||
Галицкая С. В. | Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятий | Эксмо | ||||
Никулина Н. Н. | Финансовый менеджмент организации. Теория и практика | ЮНИТИ | ||||
Росс С. | Корпоративные финансы | Основы корпоративных финансов | ||||
Хилл Ч. | Международный бизнес = International Business. Competing in the Global Marketplace | Питер | ||||
Ковалев В. В. | Финансовый менеджмент: теория и практика | Проспект | ||||
Бондаренко Н.П. | Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности | Интермедия | http://www.iprbookshop.ru/27987 |
6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы.
1. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия : учебник / Г. В. Савицкая. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Инфра-М, 2015. (5 экз.)
2. Финансы : учебник / [А. М. Ковалева, В. Д. Богачева, Л. А. Бурмистрова и др.] ; под ред. А. М. Ковалёвой ; Гос. ун-т управления. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2015 (5 экз.)
6.4. Интернет-ресурсы.
3. http:// www.gov.ru – официальный сайт федеральных органов исполнительной власти РФ
4. http:// www. minfin.ru – официальный сайт Министерства финансов РФ
5. СПС «Консультант Плюс»
6. СПС «Гарант»
7. www.akdi.ru
8. www.buhgalte.ru
9. www.pravcons.ru
10. www.audit-it.ru
7. Материально-техническое и программное обеспечение дисциплины
Реализация данной учебной дисциплины осуществляется с использованием материально-технической базы, обеспечивающей проведение всех видов учебных занятий и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных программой учебной дисциплины и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам:
1. Библиотека института с техническими возможностями перевода основных библиотечных фондов в электронную форму (Электронный каталог книг и статей).
2. Читальный зал открытого доступа на 60 посадочных мест, электронный читальный зал на 10 мест. Студенты имеют возможность работать с электронными энциклопедиями и учебниками на CD-ROM, 30 справочно-правовыми системами («Консультант Плюс», «Гарант»), со Сводным электронным каталогом библиотек Урала, получать консультации по электронной библиотечной информации. Имеется сегмент сети, построенный на беспроводной технологии Wi-Fi.
3. В процессе обучения все студенты Института обеспечены свободным доступом к учебно-методической документации и интернет-ресурсам, а именно:
- к вузовской ЭБС «Ирбис» через электронный каталог http://lib.ui.ranepa.ru/,
- полнотекстовой базе журналов научной электронной библиотеки eLibrary http://elibrary.ru
4. Компьютерные классы (ауд. Аквариум) с выходом в Интернет для самостоятельной работы студентов.
5. Для организации самостоятельной работы студентов и дистанционного обучения используются:
- электронный каталог учебно-методических материалов Института http://ui.ranepa.ru/information-resources/umm/, где размещаются все рабочие учебные программы, учебные пособия, словари, и др.
- хранилище файлов первоисточников «Пакгауз» http://de.uapa.ru/webstore/ - размещаются как организационно-методические материалы (технологические карты, текущие баллы оценки учебной активности студентов), так и учебники, учебно-методические пособия, статьи, необходимые для обеспечения самостоятельной работы студентов
6. Для проведения:
- лекционных занятий - имеются аудитории, оснащенные современным оборудованием (мультипроекторы, NV, DVD, интерактивные доски, компьютером и т.п.);
- практических занятий – компьютерные классы, специально оснащенные аудитории;
- самостоятельной учебной работы студентов: внеаудиторная работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.