Антропологическая классификация

В отечественной научной традиции изучением происхождения человека (антропогенез), его эволюции, образования человеческих рас, морфологических и физиологических особенностей занималась и до сих пор занимается наука антропология. В то же время, в западноевропейской и североамериканской традиции антропологией называют науку о человеке в широком смысле, которая включает в себя целый комплекс наук, в том числе и эволюционную антропологию (эквивалентную в целом нашей физической антропологии), «культурную антропологию», в той или иной степени соответствующую отечественной этнологии, и ряд других, например, психологическую антропологию, социальную антропологию. Эти методологические расхождения предопределили различия в трактовке многих основополагающих категорий, использующихся при антропологической классификации.

Итак, согласно отечественной научной традиции, физическая антропология как наука изучает процесс происхождения человека, его эволюцию, расогенез, морфологические и физические особенности. В основе антропологической классификации лежит принцип разделения народов по расам. Одним из создателей расовой (антропологической) классификации является французский ученый Франсуа Бернье. Именно он в 1684 г.ввел в науку термин «раса». Расы–это большие группы людей, характеризующееся сходством по комплексу определённых наследственных биологических признаков, имеющих внешнее фенотипическое проявление и сформировавшихся в определенном географическом регионе.

При рассмотрении проблем антропогенеза и расогенеза современная наука исходит из убеждения, что биологически человечество едино, все люди нашей планеты относятся к одному биологическому виду.

Однако, фенотипическое разнообразие людей является объективной реальностью, т.е. между людьми имеются физические различия. Обычно такие различия фиксируются визуально (это касается, в первую очередь, цвета кожи, черт лица, строения скелета, типа волос и т.д.). Наиболее заметны в этом отношении антропологические, или телесные, отличия между группами людей, удаленных друг от друга территориально, и живущими в различных естественно-географических условиях. Ученые считают, что подобное фенотипическое разнообразие отражает, прежде всего, способность любых форм жизни к эволюции, механизм которой порождает разнообразие человеческих типов. Многие расовые признаки имеют очевидное приспособительное значение. Например, темная пигментация кожи защищает людей, населяющих экваториальный пояс от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей, а вытянутые пропорции их тела увеличивают отношение поверхности тела к его объему, тем самым облегчая терморегуляцию в условиях высокой температуры воздуха. Напротив, в северных регионах планеты происходило угнетение выработки меланина и население в результате эволюции приобрело преимущественно светлый цвет кожи и волос, что позволило им получать больше солнечного света и тем самым удовлетворять потребности организма в витамине D. Подобным же образом можно предположить,что выступающий вперед «европеоидный нос» эволюционировал с целью нагревания холодного воздуха, а складка верхнего века, прикрывающая внутренний угол глаза – «эпикантус» у монголоидов сформировался как защита глаз от пыльных бурь и степных ветров. Однако, российский антрополог Станислав Дробышевский считает эту гипотезу неверной, поскольку она не подтверждается ни ареалом распространения этих признаков, ни функционально, ведь масса групп живёт в пыльных местах без эпикантуса (например, бедуины, арабы и австралийцы) а монголоиды возникли совсем не в «пыльных» регионах.

С. Дробышевский приводит и другие примеры того, как определенные различия в фенотипе рас, не носившие адаптивного характера, были вызваны генетико-автоматическими процессами и/или случайными мутациями. Например, светлый цвет волос - признак, который априори не адаптивен или очень слабо адаптивен, но при этом возникал неоднократно независимо в северной Европе, на Северном Кавказе, у кабилов в Атласских горах, у жителей Гиндукуша, у меланезийцев Соломоновых островов, у аборигенов Центральной и Северной Австралии.

Объяснить эти феномены, как считают современные ученые, можно с помощью «эффекта основателя» или «эффекта бутылочного горлышка». Первый проявляется в случае заселения новой территории маленькой группой, представляющей только часть разнообразия исходной материнской популяции. К примеру, среди десяти темноволосых мужчин - переселенцев на изолированную территорию (например, на остров) оказывается один светловолосый. Он составляет, таким образом, 10% мужского населения. Учитывая особенности полового отбора, можно предположить, что шансы появления светловолосого населения острова в ближайшем поколении очень велики. «Эффект бутылочного горлышка» проявляется при резком снижении численности популяции.Причиной может быть эпидемия, голод или война, а иногда и все это вместе. Из изначального населения по более-менее случайным причинам выживает лишь часть, среди которой сохраняется далеко не всё генетическое разнообразие. В последующем численность популяции может восстановиться или даже стать больше первоначальной, причём очень быстро, но для накопления былой изменчивости требуется очень много времени. В дальнейшем могут появиться даже внешне сходные с исчезнувшими признаки, но генетическая основа их будет скорее всего иной (Дробышевский С. В. Происхождение человеческих рас. Закономерности расообразования).

Таким образом, посветление волос и возникновение эпикантуса связано как раз с эффектом «бутылочного горлышка» в масштабах мелких изолированных популяций.

Современная наука также подчеркивает, что генетико-автоматические процессы не одинаково идут в маленьких и больших популяциях. В больших популяциях вероятность распространения нового признака мала, потому что новый признак по определению имеется у небольшого числа людей (при этом, возник ли он в результате мутации или миграции извне – неважно). В маленьких группах ситуация иная. Один человек здесь составляет не миллионную долю, а несколько процентов населения. Эффекты «основателя» и «бутылочного горлышка» могут сделать группу однообразной, но, с другой стороны – и быстро поменять её облик. Таким образом, в больших популяциях вероятнее сохранение «протоморфных» признаков, а в маленьких – появление новых.

Для изучения расовых различий огромное значение имеют данные науки о наследственности - генетики.

Современная наука опирается на две гипотезы происхождения человеческих рас – полицентрическую и моноцентрическую.

С позиций моноцентризма современные расы появились из одной области земного шара в процессе расселения неоантропов, которые впоследствии распространились по планете, вытесняя более примитивных палеоантропов.Традиционная версия расселения первобытных людей настаивает на том, что предок человека вышел из Юго-Восточной Африки. Выход доныне точно не датирован, генетики в последних исследованиях обычно называют дату 80 тысяч лет назад, а палеоантропологические и археологические данные говорят о достоверном появлении сапиенсов за пределами Африки только ко времени 45 тысяч лет назад или чуть раньше. Таким образом, все внеафриканские расы должны были появиться за эти четыре-пять десятков тысяч лет. Однако, даже древнейшие внеафриканские сапиенсы уже заметно различаются и далеко не всегда похожи на негроидов. Возможно, это следствие расовообразовательных процессов, шедших от 80 до 45 тысяч лет назад, что, однако, не обосновано реальными находками.

Согласно теории полицентризма человечество - это результат длительной и независимой эволюции нескольких линий.Так, европеоидная раса сформировалась в Западной Евразии, негроидная – в Африке, а монголоидная – в Центральной и Восточной Азии. Полицентризм предполагает, что происходило скрещивание представителей проторас на границах ареалов их обитания, что привело к появлению малых или промежуточных рас: таких, к примеру, как южносибирская (смешение европеоидной и монголоидной рас) или эфиопская (смешение европеоидной и негроидной рас).

Процесс формирования рас продолжался и при миграции первобытных людей с континента на континент. Так, данные антропологии показывают, что предки индейцев, переместившиеся на Американский континент из Азии, еще не были сложившимися монголоидами, а первые жители Австралии были «нейтральными» в расовом отношении неоантропами.

Одновременно с формированием рас происходило и их постоянное смешение, вследствие чего «чистых» рас в мире не существует, все они обнаруживают те или иные признаки смешанности. Складывалось и много промежуточных антропологических типов, сочетающих в себе разные расовые признаки.

С другой стороны, современные исследователи (в том числе, С. Дробышевский), отмечают, что существуют группы, чей расовый облик не претерпел никаких изменений на протяжении всей истории их существования. Примером являются австралийские аборигены. При почти полной изоляции на протяжении более 40 тысяч лет австралийская раса не претерпела принципиальных изменений. Как ни странно, подобная стабильность может наблюдаться и в условиях, когда такой исключительной изоляции нет. На территории центрального Китая и Египта расовый облик населения принципиально не поменялся с неолита – не менее 5 тысяч лет, при том что достоверно известны значительные перемещения населения, неоднократные чужеземные завоевания, резкие изменения численности. Несмотря на все эти исторические процессы, современные китайцы и египтяне отличаются от своих неолитических предков в основном степенью массивности – меньшим развитием надбровья, меньшими зубами и т.п. Все же ведущие расовые признаки остались прежними.

Среди рас современного человечества принято выделять наиболее крупные подразделения, называемые большими расами или расами первого порядка. Внутри этих больших рас выделяются расы переходные и смешанные (второго, третьего порядка), которые складывались, по всей видимости, в более позднее время. Переходными принято называть расы, сформировавшиеся в столь отдаленные времена, что теперь трудно установить, являются ли они результатом смешения двух рас или же сохраняют древние черты, существовавшие у больших расовых стволов до их расчленения. Смешанные же расовые типы формировались не только в древности, но и в средневековье, новое и новейшее время в процессе метисации.

Особенности физического облика, передаваемые по наследству и характерные для больших групп людей, принято называть расовыми признаками. Основными (в наименьшей степени подверженными изменчивости) из них являются следующие:

1) Форма волос, где учитываются две особенности: жесткость и извилистость. По степени жесткости волосы делятся на жесткие и мягкие. По извилистости волосы разделяют на прямые, широковолнистые, узковолнистые, курчавые разных степеней.

2) Степень развития третичного волосяного покрова. Формирование волосяного покрова у человека проходит три стадии. Первичный волосяной покров появляется в период внутриутробного развития и исчезает к моменту рождения. Вторичный волосяной покров формируется в последний период внутриутробного развития и сохраняется после рождения (волосы на голове, брови, ресницы). Третичный волосяной покров формируется у человека в период полового созревания. Его развитие оценивается в баллах от 1 (очень слабое) до 5 (очень интенсивное). При этом учитываются такие признаки как густота волос и площадь поверхности кожи, которую они занимают; особое внимание обращается на усы и бороду мужчин.

3) Пигментация – окраска кожи, волос и радужной оболочки глаз, которая зависит от количества и расположения пигмента меланина. Цвет кожи может варьироваться в диапазоне от бледно-розового до темно-коричневого и почти черного. Шкала цветов кожи насчитывает до 36 оттенков. Наиболее светлой кожей обладают жители Северной Европы, наиболее темной - жители Центральной Африки. При определении цвета волос принято различать черные, темно-русые, светло-русые, белокурые, рыжие волосы. При определении цвета глаз (окраски радужной оболочки) традиционно различают темные глаза – черные и карие; глаза смешанных или переходных цветов -желто-зеленые, зеленые, серые; светлые глаза - светло-серые, голубые, синие.

В качестве вспомогательных признаков могут быть использованы следующие:

4) Рост. Считается, что средняя длина тела у человека составляет 165 см для мужчин и 154 см для женщин. Традиционно низкорослость ассоциируется с пигмеями, проживающий у бассейна реки Конго - 141 см для взрослого мужчины. Одним из самых низкорослых народов являются кеты (енисейские остяки), проживающие на берегах Енисея. Средний рост кетов 140 см. Самый высокий средний рост – 185 см. отмечен на сегодняшний день для голландцев. Средний рост выше 180 см имеют также такие народы как черногорцы, датчане, норвежцы, сербы, немцы, хорваты.

5) Пропорции тела. Под пропорциями тела понимается соотношение длины конечностей и длины тела, а также ширины плеч и таза. В результате выделяют следующие типы фигур: а) брахиморфный тип(«брахис» - короткий, «морфо» -форма). Его характеризуют относительно короткие руки и ноги, длинное туловище, широкие плечи и таз; б) долихоморфный тип («долихос» -длинный). Для такого типа свойственны сравнительно длинные конечности, короткое туловище, узкие плечи и таз; в) мезоморфный тип («мезос» - средний) - занимает промежуточное положение между первыми двумя;

6) Параметры головы. Здесь основным показателем является соотношение ширины головы (поперечный диаметр) к длине (продольный диаметр), выраженное в процентах. Соотношение меньше 75,9% - называется доликефалией («кефалос» - голова); между 76 и 80,9% - мезокефалией; больше 81 % - брахикефалией.

Кроме отмеченных выше расовых признаков в антропологии отмечают также ширину, высоту, горизонтальную профилировку лица, выступание челюстей (прогнатизм), наличие эпикантуса (складка кожи верхнего века у внутреннего угла глаза, прикрывающая слезный бугорок), параметры носа, высоту и толщину губ.

С учетом всех отмеченных признаков можно определить расы как территориальные группы людей, выделяемые на основании их генетического родства, которое проявляется внешне в определенном физическом сходстве по многим признакам. При этом далеко не все телесные наследственные особенности людей могут считаться расовыми, а только те из них, которые имеют известный ареал своего распространения. Наследственный характер и наличие географического ареала распространения - вот два необходимых условия для того, чтобы какой-нибудь конкретный физический признак мог считаться расовым.

В отечественной и зарубежной антропологии до сих пор отсутствует единая система классификации рас, но наиболее распространенной в настоящее время является классификация, в соответствии с которой выделяют четыре большие расы:

1) европеоиды (евразийская раса);

2) монголоиды (азиатско-американская раса);

3) негроиды (африканская раса);

4) австралоиды (океанийская раса).

Европеоидов характеризуют такие признаки как: светлый или смугловатый цвет кожи, волосы различных оттенков (от светлых до темных), волнистые или прямые, обычно мягкие, хорошо развитый третичный волосяной покров, нос узкий, выступающий, а вот скулы выступают слабо, губы тонкие или средней толщины. Глаза разных оттенков, широко открыты, эпикантус отсутствует. Челюстная часть лица почти не выступает вперед.

У монголоидов кожа имеет желтоватый или темно-смуглый оттенок, волосы большей частью тугие (жесткие), по форме прямые. Окраска волос и глаз, как правило, черная или темно-коричневая, борода и усы у мужчин появляются поздно и редко достигают большой густоты. Лицо широкое, уплощенное, скулы выступают сильно, а нос - слабо. Глаза нередко узкие, выражен эпикантус. Перечисленные признаки характерны для азиатской ветви монголоидной расы.

У индейцев Америки, также принадлежащих к монголоидам, лицо совсем не плоское, на нем выдается крупный нос, часто даже с горбинкой. Эпикантус у них развит слабо. Цвет кожи - красноватый.

Для представителей негроидной расы характерны курчавые, обычно жесткие, черные волосы, очень темный (до шоколадно-коричневых оттенков) цвет кожи, карие глаза. Борода и усы растут плохо, как и у монголоидов. Скулы на лице выступают слабо или умеренно. Ширина носа очень велика, почти равна его высоте. Глаза широко открыты, как и у европейцев. Челюстная часть нередко выступает вперед. Слизистая оболочка рта сильно или даже очень сильно выступает наружу.

У австролоидов цвет кожи темный, волосы курчавые или волнистые, притом темные и жесткие, скулы выступают вперед умеренно, а челюстная часть лица - значительно, нос широк, губы толстые. На лице и на теле обильно растут волосы.

Европеоиды сегодня населяют не только Европу. Они занимают всю Северную Африку (алжирцы и египтяне), запад Азии (турки и арабы), Сибирь (русские), почти весь Кавказ, часть Средней Азии, Ирак, Афганистан, Индию. За последние четыреста лет европеоиды стали главной частью населения Северной Америки и многих стран Южной Америки.

Негроиды сегодня живут в Африке, на многих островах Тихого океана, очень много в свое время их было завезено в Америку, где и сегодня живут их потомки.

Австралоиды, во многом близкие к негроидам, живут в Австралии, Меланезии.

Монголоиды (азиатская ветвь) населяют Китай, Вьетнам, Японию, Индонезию, Филиппины. К ним относятся казахи, киргизы, некоторые другие народы Средней Азии, коренные народы Севера и Дальнего Востока.

В составе названных больших рас выделяют несколько малых рас (их называют иногда локальными расами), численность которых достигает 25. Между большими и малыми расами существует довольно большое количество переходных форм. Например, между негроидами и европеоидами -эфиопы и мулаты; между монголоидами и австралоидами - южноазиатская раса, японцы и т.д.

Так, лица у эфиопов примерно того же типа, что у их соседей-арабов, а кожа темная, не светлее, чем у представителей многих негроидных этносов. У японцев сочетаются одновременно признаки австралоидов, монголоидов и европеоидов.

Как уже отмечалось, расы не могут не смешиваться между собой. Поэтому сейчас у многих людей, на первый взгляд представляющих собой «чистый» тип той или иной большой расы, антропологи находят признаки, свидетельствующие о древних или сравнительно недавних смешениях крови. Так, известно, что знаменитый Александр Дюма, автор «Графа Монте-Кристо» и «Трех мушкетеров», был внуком негритянки. А Александр Сергеевич Пушкин был потомком не только знатных русских родов, но и арапа Петра Великого, привезенного в Россию из северо-восточной Африки.

Современная наука признает несомненно видовое единство всех современных людей, общность происхождения рас. Изучение расовых признаков важно для доказательства единства происхождения человечества, равноправия народов и рас.

Однако, для истории человечества характерно такое явление как расизм. Под термином «расизм» понимают совокупность воззрений, в основе которых лежат положения о физической и умственной неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру.

Европейская наука (этнология, антропология, культурология) пыталась подвести научную базу под эти взгляды. Например, великий биолог Карл Линней, во многом заложивший основы современной биологической науки, пытался систематизировать и человеческие расы. Он использовал как физические, так и психологические признаки для деления рас. В его классификации американец - красноват, холерик, строен; европеец - бел, сангвиник, мясист; азиат - желтолик, меланхолик, крепкого сложения; африканец - черен, флегматик, дрябл. Линней также утверждал, что американцы отличаются такими чертами как упрямство, самодовольство, свободолюбие; европейцы - подвижность, остроумие, изобретательность; азиаты - жестокость, любовь к роскоши, скупость; африканцы - лукавство, лень и равнодушие.

Но откровенно расистские концепции, делавшие выводы о праве на власть предпочитаемых рас (прежде всего европейцев), появились только в конце XVIII века.

В 1853 году вышел манифест расизма - книга французского историка Ж.Гобино «Опыт о неравенстве человеческих рас». В этой книге он показывал, что причиной разного уровня развития народов и культур являются расовые особенности людей, населяющих эти страны. При этом он исходил из идеи полигенизма - учения, отрицающего единство человечества, и утверждающего, что каждая раса появилась вполне самостоятельно. Именно поэтому расы отличаются между собой не только «красотой» и внешними признаками, но и психологическими качествами и умением создавать и усваивать культуру. Дикари являются таковыми, потому что они - представители низших рас и выше им никогда не подняться.

Низшей расой Гобино считал черную, несколько более развитой - желтую. Но единственной способной к прогрессу и созданию полноценной культуры называлась белая раса, особенно ее элита – арийцы (представители нордической расы). Свой тезис Гобино доказывал, рассматривая развитие десяти цивилизаций, известных в истории человечества (индийская, египетская, ассирийская, греческая, китайская, римская, германская, аллеганская, мексиканская и перуанская), и считая, что они созданы высшей разновидностью белой расы - арийцами.

Идеалом для Гобино была германская культура, воплощенная в средневековой Римской империи. Но будущее человечества он представлял себе весьма пессимистически. Дело в том, что, создавая повсюду новые типы культуры, белая раса (включая арийцев) смешивалась с другими народами, теряла свою чистоту и деградировала.

Более наукообразное оформление подобные взгляды получили в теориях Ж.Ляпужа во Франции и О.Аммона в Германии. Эти авторы выдвигали тезис о зависимости психических качеств людей и их культуры от величины головного показателя. Головной показатель в антропологии - это процентное отношение наибольшей ширины головы к ее наибольшей длине. Согласно этим «теориям», чем длинноголовее был человек, тем более он считался одаренным, способным и т.д. Именно длинноголовые - представители европейской расы, создатели великих культур в истории человечества. Если же среди европейцев обнаруживаются короткоголовые, то обычно это бедные классы и слои населения, потомки негерманского местного населения, что и объясняет их «неполноценность».

Аналогичные концепции можно обнаружить у немецкого философа Л.Вольтмана, убежденного в превосходстве европеоидной расы, и, подобно Гобино, считавшего гибельным смешение этой расы с другими, менее полноценными. В книге «Политическая антропология» он пишет о связи между физическими признаками и успешностью народа. Английский философ и писательХ.Чемберлен в работе «Основы XIXстолетия» (1899 г.), также высшей называет «тевтонскую» расу, наследницу «арийского» духа.

В настоящее время открытое выражение расистских взглядов считается неприемлемым. Однако такие взгляды продолжают выражаться более или менее завуалировано. Современный расизм может дистанцироваться от биологической терминологии и не заявлять о превосходстве одних групп над другими. На смену идее превосходства приходит идея «несовместимости» цивилизаций, утверждения о том, что представители разных «культур» радикально отличаются в духовном плане и не должны смешиваться, чтобы сохранить эти отличия.

На социально-психологическом уровне расизм объясняется потребностью в коллективной солидарности.

Современные исследователи расизма (В. Шнирельман и др.) полагают, что расизм сегодня эволюционирует и приспосабливается к новой ситуации, поэтому возникает основание говорить о «новом расизме». Новый расизм подчеркивает групповую (этническую или этнорасовую) идентичность, абсолютизируя её значение.В качестве характерных черт современного расизма исследователи называют биологическое понимание национальной принадлежности, концепцию нации как общности «крови» и связанную с этой концепцией мифологизацию той или иной воображаемой группы в качестве особого человеческого вида.

Если начало «научным» концепциям расизма положила европейская наука, то колониальные и зависимые народы, создали в ответ «белому» расизму собственные теории о своей расовой исключительности. Именно так появились идеи превосходства индийской, японской, африканской или китайской культур и народов над нынешними европейцами.

В середине XIX века в Латинской Америке возникло общественное течение под названием «индеанизм», ставившее своей целью улучшение положения индейцев. От утверждения, что индейцы - «тоже люди», они постепенно пришли к выводу о том, что индейская раса - самая лучшая и высшая, которая потенциально имеет возможность занять доминирующее положение на Земле. В XX веке сторонники индеанизма уже утверждали, что только чистокровные индейцы имеют право жить на индейской земле. В Мексике в рамках этого течения возникло общество «Касканес» («Борцы за»), члены которого требовали изгнания из Мексики всех, в ком течет хотя бы капля европейской крови.

В США девиз: «Черное - прекрасно», под которым выступали многие борцы за равноправие негров, для черных расистов приобрел новое значение: «Белое - отвратительно». А в Африке в 60-х годах ХХ в., после освобождения многочисленных африканских стран от колониальной зависимости, была создана концепция «негритюда» («черного расизма»). Ее создателем стал Л. С.Сен-гору (Сенегал). Он подчеркивал преимущества и особенности африканцев как детей природы, непосредственно сливающихся с ней, подчиняющихся ее ритмам, запахам, звукам. Африканская культура поэтому вся пронизана ритмами, связывающими ее с космическими колебаниями. Белый же человек, с точки зрения теории «негритюда» - разрушитель, потерявший гармонию в отношениях с самим собой, другими людьми и природой.

Говоря о значении антропологической классификации для этнологии, следует отметить ее необходимость для исследования вопросов этногенеза, этнической истории, межкультурных коммуникаций и т.д.

Наши рекомендации