Направления повышения конкурентоспособности российского фондового рынка
Повышение волатильности на мировых сырьевых и финансовых рынках не оказало существенного влияния на внутренние условия в российской экономике. Замедление темпов снижения ВВП в годовом выражении продолжалось, сопровождаясь появлением признаков восстановления экономической активности, в том числе в отдельных отраслях и регионах. Инфляция замедлялась в соответствии с ожиданиями Банка России, инфляционные риски несколько снизились. Вместе с тем значимый вклад продолжали вносить такие временные факторы, как произошедшее укрепление рубля и высокий урожай, в то время как снижение инфляционных ожиданий оставалось неустойчивым. В этих условиях умеренно жесткая денежно-кредитная политика, проводимая Банком России, была направлена на поддержание стимулов к сбережениям у субъектов экономики, тем самым способствуя дальнейшему замедлению инфляции, ее выходу на целевой уровень 4% в 2017 г. и одновременно - поддержанию финансовой стабильности.
Ключевыми событиями, оказавшими влияние на формирование внешних экономических условий для России в сентябре-ноябре, были серии переговоров об ограничении добычи странами - поставщиками нефти, а также избрание в начале ноября президентом США кандидата от Республиканской партии Д. Трампа, одним из основных положений экономической программы которого было значимое смягчение бюджетной политики США. Первое из указанных событий воздействовало на конъюнктуру сырьевых рынков и динамику цен на углеводороды на протяжении всего периода. Второе оказалось неожиданным для участников рынка и в первую очередь повлияло на динамику мировых фондовых индексов в ноябре, ожидания нормализации денежно-кредитной политики США, а также создало некоторую неопределенность на будущее.
Вместе с тем, несмотря на неустойчивость тенденций на мировых сырьевых и финансовых рынках и сохранение значительного уровня неопределенности в формировании стратегии экономического развития и денежно-кредитной политики США, мировая экономика в осенние месяцы 2016 г. развивалась преимущественно в рамках ранее сложившихся трендов. Поддержку глобальному спросу оказало продолжающееся восстановление экономики США, а также некоторая стабилизация темпов роста китайской экономики. Вместе с тем разнородность ситуации в странах с развитыми и развивающимися рынками сохранялась: достаточно устойчивой оставалась динамика деловой активности в развитых странах и заметно большая волатильность наблюдалась в СФР. С учетом указанных факторов Банк России сохранил консервативный прогноз роста экономик стран - торговых партнеров России на уровне около 2% в год.
На президентских выборах в США 8 ноября 2016 г. победу одержал кандидат от Республиканской партии Дональд Трамп, партия республиканцев получила большинство в обеих палатах парламента. Такие итоги выборов стали неожиданными для большинства участников рынка и причиной ощутимого всплеска волатильности на мировых финансовых рынках.
Одним из ключевых пунктов предвыборной программы Д. Трампа было смягчение государственной бюджетной политики, а также реализация ряда протекционистских мер в области торговой политики.
Заявленные в программе Д. Трампа увеличение расходов и снижение налогов в случае реализации будут способствовать ускорению инфляции в США и, следовательно, более раннему и быстрому повышению ставки ФРС США. Это обстоятельство обусловило резкое смещение ожиданий участников рынка в сторону увеличения вероятности форсированной нормализации денежно-кредитной политики США, а также обусловило заметный рост доходностей десятилетних казначейских облигаций США, а затем и ряда других развитых и развивающихся стран.
По оценкам ОЭСР, наиболее вероятный сценарий развития событий предполагает постепенное повышение ставки по федеральным фондам в США до 2% в декабре 2018 г. с текущего уровня 0,5%. Ставка LIBOR на 3 месяца в долларах США для нерезидентов, согласно различным прогнозам, может достигнуть 1,5% в 2017 году.
Стоимость заимствований в долларах для СФР заметно увеличилась сразу после выборов (на 47 б.п., до 5,2% ) и сохраняется на относительно высоком уровне. Ухудшение условий внешнего финансирования также проявилось в оттоке портфельных инвестиций из СФР (в том числе из России), возобновившемся в связи с уменьшением склонности инвесторов к риску на фоне неопределенности в отношении экономической политики администрации Д. Трампа.
Вместе с тем влияние итогов выборов на экономику США и мировую экономику будет во многом зависеть от степени реализации предвыборных инициатив Д. Трампа.
С одной стороны, по оценкам ОЭСР, мягкая налогово-бюджетная политика приведет к дополнительному повышению темпов роста ВВП США приблизительно на 0,4 п.п. в 2017 г. и на 0,8 п.п. в 2018 году. Более быстрый экономический рост США окажет положительное влияние и на мировую экономику за счет расширения спроса США на импортные товары и услуги. В ОЭСР ожидают, что стимулирующие меры налогово-бюджетной политики США обеспечат дополнительный прирост мирового ВВП на 0,1 п.п. в 2017 г. и 0,3 п.п. в 2018 году.
С другой стороны, положительный эффект от налогово-бюджетного стимулирования может быть нивелирован негативным влиянием ужесточения внешнеторговой политики США. Протекционистские меры новой администрации в отношении Китая и Мексики могут вызвать ответные действия их торговых партнеров, что, по оценкам экспертов, в случае полномасштабной торговой войны может привести к замедлению экономического роста в США. Увеличение внешнеторговых барьеров также будет сдерживать развитие международной торговли и мировой экономики и в итоге может негативно сказаться на внешнем спросе на российские товары и услуги.
Неопределенность остается и в отношении воздействия новой экономической политики США на конъюнктуру сырьевых рынков. С одной стороны, реализация предвыборного обещания в части снятия ограничений с производства энергоносителей может способствовать расширению внутренней добычи в США и соответствующему сокращению импорта, что в сочетании с укреплением доллара усилит понижательное давление на цены на нефть и, таким образом, на курс рубля. С другой стороны, заявленный Д. Трампом отказ США от Парижского соглашения[18] о сокращении выбросов может поддержать спрос и цены на нефтяном рынке.