Новейшие тенденции развития российского фондового рынка

Акционирование государственных предприятий оказывает значительное воздействие на развитие фондового рынка и увеличение количества эмитентов. На современном этапе Россия стоит на пороге массовой распродажи госсобственности. Уже несколько лет подряд российские президенты - и Дмитрий Медведев, и Владимир Путин — объявляют приватизацию одним из приоритетов экономической политики. В свое время Дмитрий Медведев заявил, что считает нужным продажу контрольных (а в отдельных случаях—и блокирующих) пакетов акций в госкомпаниях—за исключением инфраструктурных монополий и оборонных отраслей. Годом позже с той же его предшественник и преемник на посту президента Владимир Путин подтвердил свою приверженность приоритету частной собственности, еще раз повторил, что «госкапитализм—это не наша цель», и пообещал, что «государство будет последовательно выходить из целого ряда отраслей и активов». Во время президентской избирательной компании Владимир Путин опубликовал свою экономическую предвыборную программу в виде статьи в газете «Ведомости» («Нам нужна новая экономика», «Ведомости», 30 января 2012 г.), где объявил «снижение доли государства в экономике» одним из приоритетов экономической политики.

Эти обещания были формализованы в Указе Президента «О долгосрочной государственной экономической политике», который Владимир Путин подписал 7 мая 2012 г. - сразу после своей инаугурации. В этом Указе Путин пообещал «завершение до 2016 г. выхода государства из капитала компаний «несырьевого сектора», не относящихся к субъектам естественных монополий и организациям оборонного комплекса». Эти обещания менее амбициозны, чем те, которые следовали из предыдущих выступлений. В частности, Указ исключает приватизацию сырьевых компаний и естественных монополий (то есть «Газпрома» и «Роснефти», продажа которых, возможно, принесла бы в бюджет больше денег, чем приватизация всех остальных госактивов вместе взятых). В Указе был закреплен четкий срок полной продажи -2016 г.

В «Концепции управления федеральным имуществом до 2018 года» обозначены шесть основных принципов проводимой приватизации:

Принцип определенности: применительно к каждому объекту управления (группе объектов) государством должны быть сформированы и нормативно определены цель, для достижения которой служит объект, и способ ее достижения. «Объясняй или продавай»: то есть если орган власти не сформулировал стратегию развития и не заявил актив как необходимую часть для исполнения этой стратегии, объект должен перейти из собственности государства к новому собственнику. Для достижения целевых функций стратегического развития приватизируемых объектов должны разрабатываться так называемые «дорожные карты» — пошаговые сценарии развития, в которых отображены все мероприятия по приватизации компании, проводимые на корпоративном и законодательном уровнях.

Принцип прозрачности: обеспечение открытости и доступности информации о субъектах и объектах управления, непрерывности процессов управления и контроля, выявление и учет данных об объектах управления. Работа по подготовке приватизационных сделок не всегда понятна общественности, и создается впечатление закрытости и привлечения узкого круга заинтересованных лиц. Новая программа приватизации должна предложить механизм расширения информационной открытости приватизационных процессов на стадии подготовки решений.

Принцип обеспечения баланса интересов: национальной безопасности, обороноспособности страны, социальной ответственности и экономических интересов. Принятие обоснованных решений о преобразовании собственности с точки зрения экономической эффективности и социальной ответственности, учета кратко- и долгосрочных целей и задач должно осуществляться в контексте стратегического планирования. При проведении приватизации государство должно учитывать стратегическое значение объектов собственности, функционирующих в различных отраслях национальной экономики, и распределять финансовые ресурсы между ними в зависимости от их стратегической значимости.

Принцип непрерывности осуществления контроля: непрерывный контроль за достижением установленных целей и задач, показателей их достижения, а также соблюдением принципов и механизмов управления. Купив государственное предприятие, новый собственник должен добиваться заявленных при покупке целей, а федеральные органы исполнительной власти и Росимущество в частности должны выстраивать мониторинг того, что происходит дальше с приватизированными активами.

Принцип проектного подхода: определение планов достижения определенных целей и задач управления, исходя из планируемого результата, набора инструментов, сопоставления ресурсов, мотивации и ответственности.

Принцип ответственности: обеспечение профессионализма, мотивации и ответственности всех участников процесса управления за результат и достижение установленных показателей деятельности[10].

Принципы новой программы приватизации действительно соответствуют ее главной цели и отражают экономический подход к приватизации с позиций эффективности отчуждения имущества. Все же успешность проведения новой программы зависит от конкретных действий государства, от того, как эти принципы будут реализованы на практике. Рассмотрим, какие меры предлагает правительство для осуществления намеченных планов по приватизации.

Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года предусматривает два этапа приватизации:

- первый этап (с 2012 по 2015 год) предполагает реализацию текущих планов, минимум радикальных решений и подготовку к существенному сокращению участия государства в экономике, запланированному на втором этапе;

- второй этап (с 2016 по 2020 гг.) предусматривает радикальное сокращение прямого участия государства в экономике[11].

К основным мерам Правительства РФ на первом этапе приватизации относят следующие:

- введение моратория на создание новых государственных корпораций и государственных компаний, а также унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения;

- сокращение численности субъектов государственной собственности путем ликвидации широкой совокупности федеральных государственных унитарных предприятий машиностроения, агропромышленного комплекса, дорожного хозяйства, строительного комплекса и др.;

- преобразование унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в зависимости от характера и масштабов основной деятельности: в открытое акционерное общество (ОАО), в некоммерческие организации, в государственные учреждения, иные организационно-правовые формы;

- реализация комплекса мер по расширению потенциальной базы для приватизации на втором этапе; что, в частности, предполагает оптимизацию количества стратегических предприятий и акционерных обществ в соответствии с решениями Президента Российской Федерации;

- расширение круга крупных компаний со смешанной собственностью (приватизация до уровня 75% плюс 1 акция);

- приватизация «неликвидов» (мелких пакетов акций с низкой стоимостью);

- активизация продажи непрофильных активов крупнейшими компаниями на конкурсных условиях в соответствии с едиными процедурами;

- формирование единого информационного пространства продаж федерального, регионального и муниципального имущества.

Радикальное сокращение прямого участия государства в экономике на втором этапе предполагает полную приватизацию крупнейших компаний либо снижение в них доли государственного участия до уровня блокирующего пакета акций; сокращение государственного участия в государственных институтах развития и специализированных банках за счет дополнительной эмиссии; преобразование государственных корпораций (прекращение деятельности либо преобразование в ОАО и приватизация части пакета акций).

Таким образом, на втором этапе проводимых правительством мер имеет место презумпция полезности приватизации, согласно которой планируется приватизировать абсолютно все государственное имущество, за исключением активов, необходимых для исполнения отраслевых стратегий (принцип «объясняй или продавай»). По мнению министра экономического развития РФ Андрея Белоусова, приватизация — это мощный драйвер для развития экономики, а государственная собственность в нашей стране — пережиток советской власти[12].

Однако не все согласны с подобной точкой зрения. Группа ученых Российской академии наук предложила президенту России Владимиру Путину радикально изменить экономическую политику: усиливать государственный сектор и ввести мораторий на приватизацию. Сейчас, полагают ученые, усиление роли государства объективно необходимо, а приватизацию можно продолжить после того, как произойдет выход на новый технологический уклад. Пока же предполагается, что технический переворот сможет осуществить только государство, так как частная инициатива слишком слаба[13]. На наш взгляд, эта правильная позиция, так как в контексте стратегического планирования государственная собственность является эффективным инструментом экономического развития и ее полная передача в частные руки представляется неоправданной.

С момента начала реализации «Прогнозного плана приватизации государственного имущества» прошло уже более двух лет — достаточный срок для того, чтобы судить о том, согласуются ли меры, предлагаемые правительством на нынешнем этапе приватизации, с декларируемыми в «Концепции управления федеральным имуществом до 2018 года» принципами.

Совершенно не соответствует принципу обеспечения баланса интересов политика «расширения потенциальной базы для приватизации», что в действительности предполагает тотальное исключение из перечня стратегических предприятий России крупных объектов государственной собственности, задействованных в реальном секторе экономики, а также научно-исследовательских центров, которые уже сейчас отдаются в руки частных владельцев.

Каким бы эффективным ни был новый собственник (хотя критерии выбора эффективного собственника также весьма размыты), главной целью функционирования частного бизнеса всегда было и будет получение прибыли. Когда речь идет об объектах собственности, имеющих стратегическое значение для всей страны, конечной целью является благосостояние граждан, но никак не финансовая выгода собственника. Поэтому такие объекты должны оставаться в собственности государства, которое сможет, исходя из национальных интересов и приоритетов развития, распределить материальные, трудовые и финансовые ресурсы между отраслями экономики для эффективного выполнения заказов конечных потребителей. В таком согласовании материальных, трудовых и финансовых балансов и заключается суть стратегического планирования.

В качестве контроля над бывшими государственными компаниями после их приватизации Росимущество видит: сохранение права «золотой акции» после продажи компании; специальные условия для участников конкурсов по продаже компаний; запрет на дальнейшее отчуждение или переуступку прав собственности на приватизируемые предприятия на определенный срок[14]. Однако эти меры не закреплены законодательно, также не определены критерии выбора эффективного собственника. Поэтому придется признать, что механизм контроля все еще не разработан.

Что касается увеличения информационной открытости процессов приватизации, то в настоящее время внедряется практика проведения общественных слушаний, на которых обсуждаются проблемные вопросы и подходы к приватизации компаний, значимых для отраслей региона. На такие слушания приглашаются представители Государственной Думы, Счетной палаты и администрации субъектов Российской Федерации, а также эксперты. Кроме того, на обновленном сайте

Росимущества доступна вся информация о проведенных сделках по приватизации и сделках, находящихся в процессе реализации. Поэтому можно сказать, что принцип открытости активно реализуется.

Также по состоянию на 1 апреля 2013 года подготовлены и находятся на согласовании профильных федеральных органов исполнительной власти проекты «дорожных карт» по 80% крупнейших организаций.

Если говорить более конкретно о предпринимаемых государством действиях по приватизации государственной собственности, то, согласно «Прогнозному плану (программе) приватизации федерального имущества на 2011-2013 годы», предполагалось осуществить приватизацию находящихся в федеральной собственности акций (части акций) таких крупнейших открытых акционерных обществ, как «Роснефть» (25% минус 1 акция), «РусГидро» (7,97% минус 1 акция), «Федеральная сетевая компания ЕЭС» (4,11% минус 1 акция), «Совкомфлот» (50% минус 1 акция), «Сбербанк» (7,58% минус 1 акция), «Банк ВТБ» (35,5% минус 1 акция),

«Росагролизинг» (50% минус 1 акция), «РЖД» (25% минус 1 акция — частное и публичное размещение акций компании в 2014-2016 годах с сохранением за государством квалифицированного контроля), «АЛРОСА» (публичное размещение 7% находящихся в федеральной собственности и 7% находящихся в собственности Республики Саха (Якутия) акций с листингом на Московской бирже); «Роснано» (10% акций), «Ванинский морской торговый порт» (55% акций), «Мурманский морской торговый порт» 25,5%, «Авиакомпания «Сибирь» (25,5% акций)[15].

На настоящий момент из реализованных сделок по приватизации можно перечислить Мурманский и Ванинский морские порты, ОАО «АЛРОСА», ОАО «Авиакомпания «Сибирь», ОАО «Банк ВТБ», ОАО НК «Роснефть», ОАО «Сбербанк России»; в процессе реализации находится среди прочих сделка с компанией ОАО «Аэропорт Внуково»[16].

Поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации федерального имущества без учета стоимости акций крупнейших компаний, занимающих лидирующее положение в соответствующих отраслях, планировались в 2011 году в размере 6 млрд руб., в 2012 и 2013 годах — в размере 5 млрд руб. ежегодно. Включая акции крупнейших компаний, имеющих высокую инвестиционную привлекательность, доходы от продажи федерального имущества в 2011-2013 годах составляют около 5 трлн руб., до 2016 года могут составить с учетом рыночной конъюнктуры — 3,128 трлн руб.[17] В настоящее время мы можем утверждать, что в 2011 и 2012 годах суммы от реализованных сделок превысили планы; в частности, львиную долю дохода принесла сделка по приватизации «Сбербанка». Однако необходимо помнить, что пополнение доходов бюджета не может быть главной целью приватизации, если речь идет о стратегическом планировании экономики.

Особое внимание хотелось бы обратить на случай приватизации Ванинского морского торгового порта. Госпакет акций в Ванинском порту в размере 55% уставного капитала (73,33% акций) был продан структурам горнодобывающего холдинга «Мечел» за 15,5 млрд руб. В январе 2013 года в «Мечеле» сообщили, что 71,04% акций порта перепродано неизвестным инвесторам, а позднее выяснилось, что собственниками ценных бумаг стали три кипрские офшорные компании: «Оперн Трейд Лимитед», «Седмино Инвестментс Лимитед» и «Травине Трейдинг Лимитед». Однако итоги приватизации Ванинского порта пересматриваться не будут, так как никаких нарушений не удалось обнаружить.

Вышеописанный случай доказал необходимость обязательного мониторинга деятельности приватизированной компании на предмет ее соответствия заявленной отраслевой стратегии и интересам национальной экономики. Для этого механизм мониторинга и ответственности руководства компаний должен быть законодательно закреплен. Кроме того, нам представляется весьма сомнительной в плане реализации национальных интересов продажа крупных стратегических объектов иностранным инвесторам, большинство из которых — американские корпорации. Здесь уже проблема состоит не только в подмене общенационального интереса частным, но в возможности перераспределения экономической власти.

Новая программа приватизации по своим масштабам и возможным разрушительным последствиям сопоставима, по мнению исследователей, с приватизацией 90-х годов. Тогда спонтанный характер приватизации привел к тому, что государственный сектор в России сформировался по остаточному принципу; казна недополучила доходов от приватизированного имущества; возник широкий слой неэффективных квазисобственников; сформировалась система теневой экономики.

Сегодня существуют иные риски, связанные в том числе с тем, что приватизация затрагивает государственные компании в реальном секторе экономики, имеющие стратегическое значение для всей страны.

Для предотвращения негативных последствий при реализации новой программы приватизации, на наш взгляд, важно понимать следующее:

- во-первых, необходимо учитывать множественность объектов госсектора и дифференцировать подход к различным видам государственной собственности;

- во-вторых, приватизационные процессы не должны затрагивать сферы жизнедеятельности, являющиеся стратегически важными, так как возможна подмена общественных интересов узкоспециальными — ведомственными и частными;

- в-третьих, приватизация не должна быть самоцелью, она является только инструментом в рамках общей стратегии социально-экономического развития страны. Приватизация не ведет автоматически к появлению устойчивых жизнеспособных предприятий, так как экономическая эффективность гораздо больше зависит от институциональных условий.

Вернемся к вопросу, с которого мы начали статью: может ли приватизация быть эффективным инструментом экономического развития и при этом не противоречить целям и задачам стратегического планирования экономики России? В результате анализа процесса приватизации был получен следующий ответ. Если «стратегическое ядро» российской экономики остается в собственности и под контролем государства, приватизация может быть поддержкой стратегического планирования. Привлечение дополнительных бюджетных средств не должно быть приоритетной целью приватизации, это, скорее, краткосрочная цель, а стратегическое планирование ориентирует нас на долгосрочные цели, совершенствование институциональной среды в целом и в конечном счете — на увеличение благосостояния граждан.

В соответствии с Прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.07.2013 № 1111 -р, в раздел I Программы в части приватизации крупнейших организаций включено 21 акционерное общество (по состоянию на 01.01.2015), занимающее лидирующее положение в соответствующих отраслях экономики.

В целях создания условий для привлечения инвестиций, а также модернизации и технологического развития экономики в 2015 году Росимуществом совместно с привлеченными Правительством Российской Федерации инвестиционными консультантами осуществлялись мероприятия по подготовке к отчуждению находящихся в федеральной собственности акций следующих компаний.

ОАО «Международный аэропорт «Внуково» и АО «Аэропорт Внуково»

В течение 2015 г. была продолжена комплексная работа по реализации мероприятий по консолидации активов аэропорта Внуково в рамках соответствующих решений Президента Российской Федерации. В частности, была одобрена двухэтапная консолидация активов:

Российская Федерация обладает правами в отношении управления деятельностью ОАО «Международный аэропорт «Внуково» в части формирования советов директоров общества и его дочерних компаний и в отношении принятия решений на уровне совета директоров объединенной компании по наиболее значимым вопросам до момента исполнения негосударственным акционером обязательств по консолидации;

ОАО «Международный аэропорт Шереметьево»

В течение 2015 г. была продолжена комплексная работа по реализации мероприятий по консолидации активов аэропорта Шереметьево в рамках соответствующих решений Президента Российской Федерации. В частности, была одобрена двухэтапная консолидация активов:

Внесение в уставный капитал вновь учреждаемого АО «Аэропорт Шереметьево» 83,038% акций оператора аэропорта АО «Международный аэропорт Шереметьево» и активов инвестора;

Присоединение АО «Аэропорт Шереметьево» (далее также - АО «АШ») к АО «Международный аэропорт Шереметьево» (далее также - АО «МАШ»).

В сентябре-ноябре 2015 года был определен перечень имущества, вносимого негосударственным акционером в уставный капитал АО «Аэропорт Шереметьево», а также осуществлена оценка такого имущества и определены основные условия планируемого к заключению акционерного соглашения.

В ноябре 2015 года в Правительство Российской Федерации был внесен согласованный заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект акта Правительства Российской Федерации определяющий распределение долей в объединенном операторе и условия акционерного соглашения с негосударственным акционером. Соответствующее решение принято распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.02.2016 № 201 -р, в соответствии с которым было заключено акционерное соглашение от 15.02.2016.

ПАО «Современный коммерческий флот»

В соответствии с Программой приватизации запланировано сокращение доли Российской Федерации в уставном капитале ПАО «Совкомфлот» до уровня 25% минус 1 акция.

В 2015 г. была продолжена совместная работа Росимущества, ПАО «Совкомфлот» и назначенного Правительством Российской Федерации инвестиционного консультанта ООО «Дойче Банк» по подготовке размещения акций ПАО «Совкомфлот» в рамках первичного публичного размещения.

С учетом текущей ситуации на рынке танкерных перевозок, а также в целом в экономике с учетом санкционного давления и низкой инвесторской активности принято решение по переносу сделки на 2016 г.

При этом необходимо отметить, что ПАО «Совкомфлот» находится в высокой степени готовности к размещению акций и все ключевые решения в рамках предпродажной подготовки уже приняты.

ОАО «НК «Роснефть»

В соответствии с Прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества на 2014 - 2016 годы, подпунктом «в» пункта 1 поручения Президента Российской Федерации от 03.07.2014 № Пр-1558, а также распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 № 2358-р принято решение об отчуждении ОАО «РОСНЕФТЕГАЗ» 2 066 727 473 штук акций ОАО «НК «Роснефть» (что составляет 19,5 %) по цене не ниже рыночной, определенной на основании отчета об оценке рыночной стоимости акций, подготовленного независимым оценщиком, и не ниже цены первичного публичного размещения акций ОАО «НК «Роснефть» в 2006 г.

Первичное публичное размещение акций ОАО «НК «Роснефть» состоялось 14.07.2006 одновременно на Лондонской фондовой бирже и российских торговых площадках по цене 203 руб. и 7,55 долларов США соответственно. По состоянию на 25.01.2016 цена акции и глобальной депозитарной расписки ОАО «НК «Роснефть» составили 255 руб. и 3,17 доллара США соответственно.

ОАО «НК «Роснефть» на сегодняшний день находится в высокой стадии готовности к продаже указанного пакета акций. Доходы от приватизации акций ОАО «НК «Роснефть» могут быть направлены в бюджет Российской Федерации в виде дивидендов ОАО «РОСНЕФТЕГАЗ» за I квартал, 6 месяцев или 9 месяцев.

ОАО «РОСНЕФТЕГАЗ», являющееся собственником 69,5 % акций ОАО «НК «Роснефть», неоднократно подтверждало свою позицию о готовности продолжить работу со стратегическими партнерами в рамках подготовки приватизационной сделки и считает необходимым ориентироваться на цену последней референтной сделки по продаже пакета акций в пользу BP (8,12 долларов США за акцию).

По мнению ОАО «РОСНЕФТЕГАЗ», выполнение поручения Президента Российской Федерации в отношении минимальной цены сделки на уровне не ниже цены первичного размещения возможно в среднесрочной перспективе только при создании условий, обеспечивающих рост рыночной стоимости акций ОАО «НК «Роснефть».

В раздел II Программы приватизации распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.07.2013 № 1111 -р включены акции (доли в уставных капиталах) 440 хозяйственных обществ. На основании отдельных решений Правительства Российской Федерации в 2013-2015 году в Программу приватизации дополнительно включены акции еще 561 акционерного общества и исключены акции 24 акционерных обществ. По состоянию на 01.01.2016 в Программу приватизации включены 977 хозяйственных обществ.

Акции 129 обществ подлежат приватизации путем внесения в уставные капиталы интегрированных структур (из них приватизация акций 122 обществ завершена).

Предпродажная подготовка акций еще 228 обществ не проводилась в связи с невозможностью приватизации (см. Таблицу 1).

По итогам 2014-2015 гг. проданы акции (доли в уставных капиталах) 210 хозяйственных обществ, общая сумма сделок составила 15,3 млрд. руб. Из них акции 103 обществ на сумму 7,34 млрд. руб. проданы в 2015 году, что составило 147% бюджетного задания, установленного Федеральным законом от 14.12.2015 № 359-ФЗ.

Таким образом, в 2016 году будет продолжена приватизация акций 410 обществ.

Таблица 2.16.. Структура акционерных обществ, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на

  31.12.2014 31.12.2016
штук штук
Включено в программу приватизации
Не подлежит продаже, в том числе:
находятся в завершающей стадии банкротства
подлежит внесению в уставный капитал
не ведут хозяйственную деятельность
процедура ликвидации
иные проблемы, не позволяющие осуществить приватизацию, в т.ч.:
- полномочия собственника осуществляет Минобороны России 18*
- приостановка приватизации (на основании решений Правительства Российской Федерации, изменения стратегии распоряжения имуществом, в т. ч. исключение из Программы приватизации, внесение в ВИС и пр.)
- иные проблемы, не позволяющие осуществить приватизацию
Продано в предшествующем году
Подлежит продаже
Количество проведенных торгов
Продано
Подлежит приватизации в следующем году
Количество торгов, объявленных с подведением итогов в 2016 году  

В соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации полномочия по организации продажи пакетов акций 220 акционерных обществ (43,9%) осуществляют ОАО «Российский аукционный дом» (далее - ОАО «РАД») и ООО «Инвестиционная компания «Внешэкономбанка» (ООО «ВЭБ Капитал»).

Таблица 2.17. Перечень распоряжений Правительства Российской Федерации о передаче полномочий по продажам пакетов акций ОАО «Российский аукционный дом» и ООО «Инвестиционная компания «Внешэкономбанка»

№ распоряжения Правительства РФ Дата Количество Независимый продавец
1110-р 21.06.2014 ООО «ВЭБ Капитал»
2359-р 27.11.2014 ООО «ВЭБ Капитал»
2386-р 24.11.2015 ООО «ВЭБ Капитал»
1419-р 29.07.2014 ОАО «РАД»
2187-р 03.11.2014 ОАО «РАД»
264-р 19.02.2015 ОАО «РАД»
2355-р 19.11.2015 ОАО «РАД»
Итого 214* ОАО «РАД»
Итого ООО «ВЭБ Капитал»

Таблица 2.19. Структура состоявшихся продаж

  Общее количество Сумма сделок, млрд. рублей Плановое задание, млрд. рублей Превышение планового задания,%
Продано в 2014 г. 8,02
Продано в 2015 г. 7,34
Итого 15,36  

Таблица 2.20. Наиболее крупные продажи 2015 года (сумма сделки свыше 150 млн. рублей).

№№ п/п № распоряжения Правительства Наименование Эмитента Общая сумма сделки, млн. рублей
459-р Мурманский морской рыбный порт, г. Мурманск* 1 026,8
1111-р Материально-технического снабжения гражданской авиации "Авиатехснаб", г. Москва* 986,0
459-р Мурманское морское пароходство, г. Мурманск* 660,0
1111-р Фундаментпроект, г. Москва* 454,8
1111-р Научно-производственный комплекс 'Суперметалл" имени Е.И. Рытвина, г. Москва * 307,0
459-р Племенной птицеводческий завод "Лабинский", пос. Прохладный, Краснодарский край 303,3
459-р Хлебозавод № 9, г. Москва 216,4
1111-р Дорожное эксплуатационное предприятие № 14, пос. Октябрьский, Московская область* 188,5
459-р Северное морское пароходство, г. Архангельск* 168,4
1111-р Дорожное эксплуатационное предприятие № 26, г. Домодедово, Московская область * 155,1

В отношении 410 хозяйственных обществ (без учета обществ, не подлежащих приватизации и приватизированных в 2014-2015 годах) приватизационные процедуры продолжатся в 2016 году в рамках выполнения Программы приватизации (приложение № 32).

Из них:

- по 148 обществам продавцом выступают независимые продавцы (ОАО «РАД», ООО «ВЭБ Капитал»), из них - 40 были предложены к продаже в 2015 году; по 27 итоги будут подведены в I квартале 2016 года. По остальным обществам проводятся мероприятия по предпродажной подготовке;

- по 262 обществам приватизационные мероприятия проводит Росимущество, из них по 179 проведены оценочные мероприятия и выпущены распоряжения об условиях приватизации; торги не состоялись по 105 обществам (из них 30 пакетов акций предложены к продаже более 2 раз), по 58 итоги будут подведены в I квартале 2016 года, 16 - готовится к публикации. По остальным обществам проводятся оценочные мероприятия.

По 85 обществам информационные сообщения о продаже акций уже опубликованы, торги планируются в I квартале 2016 года (на общую сумму 10,45 млрд. рублей).

По итогам реализации в 2015 году Программы приватизации в части продажи находящихся в федеральной собственности акций (долей в уставных капиталах) хозяйственных обществ необходимо отметить следующее.

В виду характерной для 2015 года высокой волатильности финансовых рынков и повышения стоимости кредитных средств существенно сокращается инвестиционный спрос на приватизируемое имущество. Так, доля состоявшихся торгов в 2015 году по всем способам продажи сократилась по сравнению с 2014 годом с 31% до 22 %, то есть почти 80% объявляемых торгов признаются несостоявшимися в связи с отсутствием спроса.

Характерные для 2015 года внешние условия выполнения Программы приватизации (высокая турбулентность финансовых рынков, сокращение инвестиционного спроса) сопоставимы с условиями 2009 года, в котором сумма средств от продажи приватизируемого федерального имущества составила 1,37 миллиардов рублей и были проданы акции 52 акционерных обществ. При сопоставимости внешних условий в 2015 году количество продаж и объемы поступлений выше, что удалось достичь за счет системных изменений в организации приватизации федерального имущества и реализации комплексных мероприятий по предпродажной подготовке и управлению приватизируемыми активами

План приватизации федерального имущества, принадлежащего государству, в 2017 году и в плановом периоде до 2019 года включает в себя доли в крупнейших компаниях страны. Среди них есть представители банковского сектора, добывающие компании, перевозчики и т.д.

Проектный план предусматривает продажу активов более пятисот различных акционерных обществ, различного рода государственных унитарных предприятий и других организаций иных форм собственности.

Среди крупнейших компаний, в плане фигурируют названия ВТБ, АЛРОСА и РЖД.

Сроки проведения сделок, а также цена активов пока не разглашается, так как эти показатели будут опираться на ситуацию на рынке в конкретный временной период.

Стоит отметить, что не всегда прогнозные планы приватизации государственного имущества совпадают с результатами проведенных сделок. Связано это, в первую очередь, со складывающейся конъюнктурой рынка и спроса на тот или иной пакет.

Внесения изменения в план Правительством будут продолжены.

03.02.2017 Правительство России утвердило план приватизации на 2017-19 гг. Крупнейшей сделкой, запланированной на ближайшие три года, должна стать продажа доли государства в банке ВТБ, сообщает ТАСС со ссылкой на источник, знакомый с документом. По мнению аналитиков эти деньги нужны правительству для покрытия дыры в бюджете. Теоретически покупателями могут стать китайские инвесторы или представители Ближнего Востока.


Наши рекомендации