Методические подходы и пути повышения эффективности логистики.
Фирмы стремятся различными средствами и путями повысить эффективность управления логистикой, например, ориентированием на достижение намеченных целей, повышением заинтересованности сотрудников, использованием аналитических средств.
Ориентирование на достижение намеченных целей предполагает использование технических систем инжиниринга для проектного планирования и контроля результатов принятых решений. Такие системы существуют в виде пакетов и компьютерных программ.
В современных условиях можно выделить три подхода к повышению эффективности логистической деятельности предприятия, отраженных на рисунке 3.
Рисунок 3 - Методические подходы к повышению эффективности логистической деятельности [14, с.102]
Применение первого подхода связано с усилением взаимодействия между разнообразными функциональными звеньями предприятия, с помощью совершенствования всевозможных экономических механизмов, применение которых является одним из центральных путей обеспечения координации различных функциональных областей предприятия.
Второй подход базируется на достижении требуемой степени координации посредством организационных преобразований в структуре управления предприятием. При применении традиционной организации управления предприятием выделяют специальные подразделения, которые занимаются определенным видом логистической деятельности, к примеру, осуществляют снабжение, складирование, сбыт, управляют перевозками, и пр. Все эти виды логистической деятельности важны, но, как правило, конфликтуют между собой. Главным подходом к объединению логистики на одном предприятии является постепенное интегрирование. Использование специального программного обеспечения позволяет преодолеть трудности по сбору хранению, распределению, и анализу информации.
Третий подход подразумевает использование специализированных информационных систем в планировании потребностей и управлении материалами.
Использование аналитических средств позволяет моделировать экономические и имитационные процессы. Экономические и имитационные модели должны быть легко доступны сотрудником фирмы и разработаны в виде компьютерных программ.
Главным показателем работы предприятия является прибыль. На уровень прибыли влияют разные факторы деятельности предприятия (производственные, финансовые, хозяйственные). Вычислить вклад логистики в общей сумме прибыли довольно сложно. Поэтому, критерием оптимальности является определение показателя минимума приведенных совокупных затрат:
СП + СОБ= ПСЗ min (1)
где ПСЗ – приведенные совокупные затраты;
СП – издержки производства;
СОБ – издержки обращения.
Эффективность логистической деятельности может быть определена по формуле.
(2)
где R – норма прибыли процесса товародвижения;
S - Торговая выручка предприятия;
Стд– издержки товара движения.
Для повышения эффективности логистики возможны следующие направления деятельности предприятия:
- интеграция складирования, транспортировки, создание системы запасов в единый механизм;
- экономическое обеспечение снабжения, производства и сбыта.
- определение наиболее экономичных объёмов отгрузок;
- выбор способа перевозок и вида транспорта;
- выработка оптимальных схем складирования и тактики восполнения запасов.
Эффективная организация логистики дает возможность расширять и укреплять контакты с потребителем. Именно логистика напрямую воздействует на снижение альтернативных издержек продукции за счет совершенствования складской логистики, ввиду того, что фактически она обеспечивает передвижение сырья, запасов незавершенного производства и готовых товаров от места изготовления и до места ее потребления. Сокращение логистических издержек и построение более прочной маркетинговой позиции за счет усовершенствования логистической системы дает возможность повысить конечные результаты, к достижению которых стремится компания в стратегической перспективе [14, с.268].
Предприятия стараются сократить уровень своих затрат, при этом им необходимо поддерживать уровень обслуживания потребителей. Усовершенствование логистической системы предприятия означает предоставление услуг, необходимых потребителям, с самыми низкими потенциальными затратами. Однако проблема заключается в отыскании свойств, необходимых потребителю, и того уровня обслуживания, который они готовы оплачивать.
Исходя из вышесказанного современное производственно-коммерческое предприятие для роста своей конкурентоспособности заинтересовано во всестороннем сотрудничестве с поставщиками и потребителями продукции. Логистика отвечает за организацию материальных и информационных потоков от поставщика до потребителя. Следовательно, построение и постепенное совершенствование логистики необходимо каждому предприятию независимо от формы деятельности, в целях снижения количества издержек и повышения прибыли.
Таким образом, выделим следующие направления снижения уровня логистических издержек, а, следовательно, возможные пути к повышению эффективности деятельности предприятия:
- Пересмотр цепи поставок (работ, процедур, операций) не создающих добавленной ценности.
- Организация консультаций с покупателями и поставщиками по снижению отпускных и розничных цен, торговых надбавок.
- Пересмотр и повышение уровня договорных отношений.
- Оказание содействия поставщикам и покупателям в снижении уровня затрат (проведение семинаров для клиентов и торговых посредников).
- Прямая и обратная интеграция для обеспечения мониторинга общих затрат.
- Поиск наиболее дешёвых заменителей ресурсов.
- Повышение взаимодействия предприятия с партнерами и потребителями, с целью уменьшения затрат на управление запасами (хранения, складирование, доставку).
- Перераспределение затрат между звеньями логистической цепи.
- Мотивирование сотрудников и применение прогрессивных методов работы с целью повышения производительности труда.
- Поиск новых ресурсов и исключение факторов, повышающих уровень затрат.
- Обновление наиболее затратных звеньев логистической цепи при осуществление инвестиций в бизнес.
- Создание и внедрение автоматизации логистической системы.
Таким образом, по результатам теоретического исследования первой главы дипломной работы можно сделать вывод, что:
1) Логистика возникла в ХIХ веке, в военной среде и постепенно трансформировалась в экономику организации деятельности предприятий;
2) Специалисты рассматривают термин логистика с различных сторон управленческой, экономической и оперативно-финансовой.
3) Сущность логистики - это интеграция, обеспечение взаимодействия стадий и участников процесса по движению товара, управление материальным потоком на основе сопровождающей его информации с целью доставки необходимых товаров в нужное место в требуемое время с минимальными издержками;
4) Выделяют следующие методы оценки логистической деятельности: метод затрат, метод сервиса, метод решения проблем, метод продуктивности, метод управления, метод осуществления проектов;
5) Все компании стремятся к повышению эффективности за счет снижения уровня затрат. Для реализации данной задачи необходимо использование различных методов эффективности логистической деятельности и грамотное применение основных методических подходов и путей.
Далее проведем анализ логистической деятельности на примере ТОО «Сандвик Майнинг энд Костракшн Казахстан Лтд».