Макроэкономические условия развития финансовой системы РФ, прогнозы развития
Финансы – это совокупность экономических (денежных) отношений, связанных с формированием, распределением, перераспределением и использованием фондов денежных средств. На микроуровне это фонды предприятий (уставный, резервные и др.), на макроуровне – госбюджет и государственные внебюджетные фонды.
В XVIII веке в России было создано министерство финансов, которое занималось только гос доходами. Гос расходами занималось Гос казначейство. Гос контролер занимался ревизией всех счетов. Первая мировая война 1914 отрицательно сказалась на фин системе России. Для покрытия растущих военных расходов правительство стало повышать ставки налогов, а также вводить новые налоговые платежи. После Октябрьской революции 1917 г. в результате политики «военного коммунизма» фин система России (так же как и денежно-кредитная) была разрушена. Ее восстановление началось только с началом НЭПа, когда были сняты запреты на торговлю, на местный кустарный промысел, появились иностранные концессии. Была разработана система налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы.
В 1930-х годах впервые в мировой практике хозяйствования была внедрена плановая экономика, основанная на 100%-ой монополии гос собственности на землю, недра и все средства производства. В такой модели нет и не может быть места налоговой системе по простой причине исчезновения основного субъекта налогообложения – самостоятельного частного собственника. Экономически абсурдными представлялись налоговые отчисления предприятий государству, поскольку доход, созданный предприятиями являлся гос собственностью.
За период 1970-1983 гг. ВВП на душу населения в СССР увеличился на $1860 или в 2 раза до $3650. Среднегодовой прирост ВВП на душу населения в СССР составил $143.1 или 8%. На протяжении 1983-1990 гг. ВВП на душу населения в СССР уменьшился на $954 или на 26.1% до $2696. Среднегодовой прирост ВВП на душу населения в СССР составил –$136.3 или -3.7%. Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либо самостоятельности предприятий в решении финансовых вопросов лишало хозяйственных руководителей инициативы и привело к фин кризису, который в конце 80-годов XX столетия и получил название «перестройки».
1992—1999. В 1990-х годах экономика страны пережила глубокий спад, сопровождавшийся всплеском инфляции, снижением инвестиций, дефицитом товаров, нарастанием внешнего долга, бартеризацией экономики, уменьшением доходов населения и многими другими негативными явлениями. В период десятилетия были осуществлены ряд экономических реформ, в том числе либерализация цен и внешней торговли, массовая приватизация. Одним из результатов реформ стал переход экономики страны от плановой к рыночной. В 1990-е годы определился и рост разрыва в экономическом развитии регионов страны.
С 2000 года в экономике России отмечался рост ВВП (в 2000 - 10 %, в 2001 - 5,1 %, в 2002 - 4,7 %, в 2003 - 7,3 %, в 2004 - 7,2 %, в 2005 - 6,4 %, в 2006 - 8,2 %, в 2007 - 8,5 %, в 2008 - 5,2 %), промышленного и сельхоз производства, строительства, реальных доходов населении. Происходило снижение доли населения, живущего ниже уровня бедности (с 29 % в 2000 году до 13 % в 2007). С 1999 по 2007 годы индекс производства обрабатывающих отраслей промышленности вырос на 77 %, в том числе производства машин и оборудования — на 91 %, текстильного и швейного производства — на 46 %, производства пищевых продуктов — на 64 %.
В 1990-е годы уровень налогообложения физических и юридических лиц в России был завышенным и, несмотря на постоянное ужесточение налогового законодательства, предприятия занимались массовым уклонением от налогов. В 2000-е годы: была установлена плоская шкала подоходного налога с физ лиц в 13 %, снижена ставка налога на прибыль до 24 %, введена регрессивная шкала единого соц налога, отменены оборотные налоги и налог с продаж, общее количество налогов было сокращено в 3 раза (с 54 до 15). В 2006 году замминистра финансов РФ Сергей Шаталов заявил, что за период налоговой реформы налоговая нагрузка снизилась с 34-35 % до 27,5 %, а также произошло перераспределение налоговой нагрузки в нефтяной сектор. Налоговая реформа также способствовала увеличению собираемости налогов и стимулировала экономический рост.
К 1 июля 2006 года российский рубль стал конвертируемым по текущим и капитальным операциям.
Объём российского ВВП в 2006 году превысил 26 трлн рублей. Налоговые поступления, перечисленные Федеральной налоговой службой в фед бюджет в 2006 году, составили 3000,7 млрд руб. (рост на 19,7 % по сравнению с 2005). Параметры федерального бюджета на 2006: расходы в сумме 4 431,076 млрд рублей, доходы в сумме 6 170,484 млрд рублей. Таким образом, профицит федерального бюджета на 2006 год составил 1 739,408 млрд рублей. Официальная инфляция составила 9 %.
В 2007 годроссийские золотовалютные резервы на 5 января 2007 года, составляли $303,9 млрд. Это обеспечило России третье место по этому показателю в мире после Китая и Японии.
Рост ВВП в 2007 году, по данным Росстата, составил в сопоставимых ценах 8,5 %, а промышленного производства — 6,3 %, инфляция за год — 11,9 %. Внешнеторговый оборот, согласно данным Росстата, в 2007 году составил (в фактически действовавших ценах) 578,9 млрд долларов США (123,7 % к 2007 году), в том числе экспорт — 355,5 млрд долларов (117,1 % к 2007 году), импорт — 223,4 млрд долларов (136,0 % к 2007 году). Реальное укрепление рубля за 11 месяцев 2007 года составило 4,6 % (к доллару — 14,15 %, к евро — 4,2 %). Рост базировался в большей степени не на высоких ценах на энергоресурсы, а на росте инвестиционного и потребительского спроса, росте объёмов строительства, выпуска широкого спектра продукции обрабатывающих отраслей.
Финансово-экономический кризис 2008—2010 годов в России
Для России кризис выразился в падении фондового рынка, обесценивании российской валюты, снижении промышленного производства, объёма ВВП, доходов населения, а также росте безработицы. В мае 2009 года ВВП России снизился на 11 % по отношению к аналогичному месяцу прошлого года. Экспорт за этот месяц упал по сравнению с маем 2008 на 45 %, составив $23,4 млрд; импорт снизился на 44,6 % до $13,6 млрд. Сальдо торгового баланса уменьшилось в 1,8 раза.
Антикризисные меры правительства потребовали значительных расходов. По состоянию на 1 июля 2009 года, золотовалютные резервы ЦБ составили $412,6 млрд, снизившись на 27,5 % по сравнению с 1 июля 2008 года ($569 млрд).
С 2010 года Социально-экономический кризис в России (с 2014 года), Валютный кризис в России (с 2014 года)
По итогам 2010 года рост ВВП России составил 4,5 %. Россия вышла на 6-е место среди стран мира по объёму ВВП по ППС.
В 2011 году рост ВВП России составил 4,3 %. Инвестиции в российскую экономику достигли рекордного за последние 20 лет уровня в 370 млрд долларов за год. Темпы инфляции опустились до рекордно низкого уровня со времён распада СССР (6,6 %).
С 1 января 2012 года начало работу Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана. 22 августа того же года Россия вступила во ВТО. По итогам 2012 года рост экономики начал замедляться и составил 3,3 %, инфляция — 6,6 %. Всего за 2012 год российское промышленное производство выросло на 2,6 % (для сравнения, за 2011 г. — на 4,7 %, в 2010 году — на 8,2 %).
В 2013 году экономический рост в России снизился под влиянием структурных проблем и снижения инвестиционной активности. Рост ВВП составил 1,3 %, инфляция — 6,5 %, рост промышленности — 0,8 %. Отток капитала из России за 2013 год составил $61 млрд. В 2014 году стагнация экономики продолжилась. В 2014 году экономический рост в России составил 0,6 %, инфляция составила 11,4 %, рост промышленного производства составил 1,7 %. Отток капитала из России за 2014 год составил рекордные $151,5 млрд. В декабре 2014 года, с обвальным падением курса рубля по отношению к доллару США и евро, в России начался валютный кризис, вызванный введением экономических санкций и падением цен на нефть и способствовавший дальнейшему спаду в экономике. За первое полугодие 2015 года снижение ВВП составило 3,5 %.
Ослабление рубля стало одним из основных факторов увеличения инфляции и, как следствие, способствовало снижению реальных располагаемых доходов населения и долговременному охлаждению потребительского спроса. По итогам 2015 года, инфляция в России выросла до 12,91 %.
По данным Росстата на октябрь 2015 года, среднемесячная начисленная реальная ЗП работников организаций в России сократилась в годовом исчислении на 10,9 %. По данным Всемирного Банка, за 2015 год число бедных в России увеличилось на 3 млн. В августе 2016 года реальные доходы россиян сократились на 8,3%.
На 1 июня 2016 года внутренний долг РФ составил 5,742 трлн рублей, а совокупный объём внутреннего гос долга РФ - около 7,261 трлн рублей
Прогноз сценарных условии и основных макроэкономических параметров соц-эконом развития РФ на 2017-2019 гг.
Ожидается, что начиная с 2017 года, восстановится положительная динамика инвестиций в основной капитал и рост доходов населения, что будет способствовать росту инвестиционного и потребительского спроса при сохранении положительной динамики внешнеэкономического спроса. В 2017 году рост ВВП прогнозируется темпом 0,8 %, в 2018 году – 1,8 % и в 2019 году – 2,2 процента. Федеральный бюджет, по оценке Минэкономразвития России, будет дефицитным на протяжении всего периода 2016 – 2019 гг. во всех вариантах прогноза (базовый, консервативный, целевой).
Сокращение нефтегазовых доходов потребует активизации работы по повышению эффективности гос расходов. В связи с этим задачу ежегодного сокращения расходов федерального бюджета не менее чем на 5 % в реальном выражении за счет неэффективных затрат предлагается распространить на период 2018 и 2019 годов. Кроме того, с целью неувеличения налоговой нагрузки на экономику и возможного сохранения средств бюджетных фондов необходимо:– привлечение внутренних и внешних заимствований, приватизация гос имущества.
Внешние условия сохраняются на уровне базового варианта, но для достижения намеченных целей предполагается смена ориентации экономики на инвестиционную модель развития. Снижение инфляции до 4 % в 2017 году предполагает сдерживание внутреннего спроса. Начиная с 2018 года, с учетом снижения процентной ставки и создания благоприятных условий для кредитования бизнеса, начала реализации крупных инвестиционных проектов и мер экономической политики, направленных на активизацию факторов экономического роста и повышение эффективности экономики, темпы роста ВВП будут непрерывно возрастать и достигнут 4,5 % в 2019 году.