Базы практик и рабочие места обучающихся

В соответствии с поставленными задачами, базами практики являются предприятия и организации различных отраслей, организационно-правовых форм, форм собственности; научно-исследовательские и проектные институты; торгово-промышленные и финансовые компании; банки и иные кредитные организации, страховые компании; консультационные фирмы; компании, работающие в области предоставления различного рода услуг, международные компании; министерства, комитеты, ведомства, их структурные подразделения и иные организации. Рабочее место студента должно отвечать, прежде всего, модели его специальности. Необходимо исходить из того, что в принимающей организации студент должен получить необходимые практические навыки выполнения конкретной управленческой деятельности.

При прохождении практики студент обязан:

- эффективно использовать отведенное для практики время;

- полностью и качественно выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики и индивидуальным заданием;

- подчиняться действующим в организации правилам внутреннего трудового распорядка;

- изучать и строго соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;

- нести ответственность за выполненную работу и ее результаты наравне со штатными работниками.

Контроль за выполнением студентами программы практики обеспечивается проверкой материалов руководителями практики от базы практики и от кафедры не реже одного раза в неделю.

Требования к организациипрактики определяются государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. Организация практики на всех этапах должна быть направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

4. Этапы работы студента на практике

Основные этапы работы студента на практике включают выполнение разделов тематического плана, представленного в задании на практику в дневнике студента.

1. Общая характеристика организации.Студент должен получить информацию и изучить следующие общие сведения об организации:

- организационно-правовая форма и краткая историческая справка об организации и её деятельности;

- сфера и масштаб деятельности организации;

- цели и задачи организации;

- система снабжения и сбыта, деловые партнеры и характер взаимоотношений с ними;

- уровень специализации, кооперирования и концентрации

деятельности;

- организационная и технологическая структура деятельности производства (организационно-правовые формы структурных подразделений и характер взаимоотношений между ними, технологические процессы деятельности и их особенности);

- степень механизации и автоматизации деятельности и процессов управления;

- стратегия и тактика управления организацией;

- организационная культура.

2. Организационная структура управления.По данному разделу студент должен изучить:

- организационную структуру управления, её тип и соответствие стратегии и целям организации;

- компоненты организационной структуры: линейные подразделения (управление основной деятельностью), функциональные подразделения (совещательные функции и функциональные полномочия), обеспечивающие подразделения;

- характер организационных отношений между структурными подразделениями;

- регламентацию деятельности структурных подразделений, их внутреннюю структуру, связи с другими структурными подразделениями;

- функции основных звеньев системы управления организации;

- распределение функций управления между структурными подразделениями;

- эффективность и экономичность структуры управления, механизмы

ее совершенствования.

3. Управление персоналом.Исследовать состояние деятельности организации в области управления персоналом, особое внимание обратив на следующие составляющие:

- структуру службы управления персоналом, ее задачи и функции;

- кадровый анализ (профессиональный состав, квалификационный и образовательный уровень персонала организации);

- принципы, методы и критерии подбора персонала;

- анализ должностных инструкций, оценка соответствия должностных инструкций рабочему месту;

- наличие системы профессиональной подготовки и обучения персонала, алгоритм и методы профессиональной подготовки;

- система аттестации персонала и ее формы (периодичность, формализованность, уровень эффективности);

- система мотивирования персонала (административные, экономические и социальные методы).

4. Управление маркетингом.Исследовать состояние маркетинговой деятельности и оценить уровень организации маркетинга базы практики по следующим направлениям:

- организационная структура службы маркетинга, её место в системе управления, состав и содержание реально выполняемых функций маркетинга;

- макро и микро среда организации;

- конкурентная среда организации;

- состояние и динамика целевого рынка;

- ассортиментное предложение товаров и/или услуг со стороны организации, тенденции сбыта в различных сегментах рынка, стадии жизненного цикла товаров;

- планирование продукции и управление качеством товара;

- ценовая политика организации, эластичность спроса по ценам и доходу, особенности динамики цены и тенденции ценовых изменений;

- организация каналов распределения продукции, деятельность службы сбыта, систем товародвижения, оптовых и розничных структур;

- стимулирование продаж: реклама, персональные продажи, PR-программы, стимулирование закупок и продавцов продукции.

5. Экономические службы и финансовое состояние.Данный раздел включает следующие составляющие:

- выяснение места финансово-экономической службы в системе управления, ее организационной структуры, функций и содержания деятельности;

- выявление структуры финансирования организации, основных источников, методов и инструментов привлечения капитала;

- изучение механизма формирования, распределения и использования прибыли, резервов повышения прибыли и рентабельности;

- анализ и оценка финансового состояния организации: активов, источников средств, финансовых результатов, ликвидности баланса, финансовой устойчивости, деловой активности, рентабельности;

- исследование финансово-экономических отношений с другими организациями (в том числе формы безналичных расчетов, использование векселей, управление дебиторской задолженностью);

- исследование отношений с бюджетами и внебюджетными фондами (налоги и отчисления, льготы, сроки, санкции), их влияния на финансовое состояние предприятия;

- анализ доходных вложений средств, инвестиционных проектов, управления портфелем ценных бумаг;

- анализ и оценка состояния и методов финансового планирования в организации (методы годового и оперативного финансового планирования, бюджетирование и степень его внедрения, финансовый раздел бизнес-плана, внутрифирменное финансовое планирование).

6. Аналитическое резюме. В ходе разработки аналитического резюме следует:

- проанализировать и обобщить результаты изучения деятельности организации и её системы управления;

- выявить и предложить основные направления устранения имеющихся недостатков;

- представить рекомендации по совершенствованию системы управления, нормализации, рационализации и повышению эффективности деятельности организации как системы в целом и отдельных ее элементов.

Основными источниками информации для выполнения указанных заданий являются:

1) учредительные и организационно-распорядительные документы организации – базы практики;

2) положения, инструкции, методики, другие нормативные документы, разработанные организацией;

3) данные оперативного и бухгалтерского учета;

4) ежеквартальная финансовая отчетность организации;

5) другие виды отчетности организации;

6) работники предприятий, их опыт.

Руководителем практики от кафедры могут быть внесены изменения и дополнения в задания в зависимости от особенностей организации – базы практики.

5. Индивидуальное задание

По профилю (специализации)

За время практики студенту необходимо выполнить индивидуальное задание по более углубленному изучению отдельных функций работы организации, решению конкретных управленческих задач в интересах базы практики и ВлГУ, а также подготовить исходный материал для проектной части курсового или дипломного проекта (работы).

Конкретное содержание индивидуального задания студенту формулирует преподаватель-руководитель практики от кафедры с учетом особенностей базы практики.

Задание по научно-исследовательской работе

Этот раздел программы предусматривает выполнение студентами научных исследований в период практики. Задания такого рода целесообразно давать студентам, имеющим интерес, склонность и способность к проведению научных работ.

Тематика научно-исследовательских работ студентов (НИРС) должна быть актуальна с точки зрения выпускающей кафедры и организации - базы практики, носить, в основном, исследовательский, поисковый характер.

Тема задания определяется руководителем практики от кафедры по согласованию со студентом-практикантом.

Задание по НИРС может быть выполнено индивидуально или группой студентов (по 4 человек) в зависимости от масштабности темы.

Научно-исследовательская работа студентов должна быть оформлена отдельным отчетом в виде пояснительной записки. Отчет по НИРС должен состоять из следующих разделов:

- цель научной работы;

- предмет исследования;

- методика проведения исследования;

- анализ полученных результатов;

- выводы и предложения;

- список использованных источников.

Оформление результатов практики

В ходе практики студенты ведут дневник с обязательной ежедневной записью о проделанной работе. Дневник практики является основным отчетным документом, характеризующим и подтверждающим прохождение студентом практики, в котором отражается его текущая работа в процессе практики:

- выданное студенту индивидуальное задание на практику и сбор материалов к курсовой или дипломной работе;

- календарный план выполнения студентом программы практики с отметками о полноте и уровне его выполнения (план составляется совместно с руководителями практики от кафедры и организации);

- анализ состава и содержания выполненной студентом практической работы с указанием структуры, объемов, сроков выполнения и ее оценки руководителем практики от предприятия.

Дневник практики должен быть удостоверен подписью руководителя практики от организации и печатью организации – базы практики.

На протяжении всего периода работы в организации студент должен в соответствии с заданием собирать и обрабатывать необходимый материал, а затем представить его в виде оформленного отчета о практике своему руководителю.

Завершающий этап практики – составление отчета, в котором приводится обзор собранных материалов, статистические и социологические данные, источники их получения и т.д. Отчет о практике составляется индивидуально каждым студентом и должен отражать его деятельность в период практики. Для составления, редактирования и оформления отчета студентам рекомендуется отводить последние 2-3 дня производственной практики. Отчет студента о практике должен включать текстовый, графический и другой иллюстрированный материалы.

Рекомендуется следующий порядок размещения материала в отчете:

- титульный лист;

- задание на практику;

- содержание;

- основные разделы отчета о практике;

- список использованных источников;

- приложения.

Задание на практику и реферат подшиваются к отчету о практике, но не нумеруются и в общую нумерацию страниц отчета не включаются. Задание на практику выдается студенту при направлении его на практику и содержится в дневнике студента.

Отчет состоит из нескольких разделов, содержание которых определяется требованиями программы практики. Структура основной части отчета соответствует примерному тематическому плану практики. По возможности в отчет включаются и элементы научных исследований.

Примерный объем отчета в целом 15 – 25 страниц.

Типовая форма титульного листа отчета студента по практике приведена в Приложении 5.

Отчет представляется на рецензию руководителю практики от предприятия, который, ознакомившись с отчетом, дает в дневнике практики заключение и характеризует отношение студента к работе, его дисциплинированность, наличие необходимых навыков организаторской и управленческой работы.

Отчет сдается на проверку руководителю практики от кафедры.

Оформление отчета о практике

1. Отчет представляется руководителю в сброшюрованном виде (в папке со скоросшивателем).

2. Отчет оформляется на стандартных листах белой бумаги формата А4 (210*297 мм).

3. Текст отчета, таблицы и иллюстрации следует располагать на листах, соблюдая следующие размеры полей: левое поле - 30 мм, правое поле - 10 мм, верхнее поле - 20 мм, нижнее поле - 20 мм. При печати текстового материала следует использовать выравнивание «по ширине».

4. Текст отчета должен быть на одной стороне листа с использованием редактора WORD, шрифт - «Times New Roman», размер шрифта - 14, межстрочный интервал – полуторный.

5. Абзацный отступ (отступ в начальной строке текста абзаца) должен составлять 12-15 мм.

6. Текст отчета должен быть четким, законченным, понятным. Орфография и пунктуация текста должны соответствовать ныне действующим правилам.

7. Нумерация страниц отчета – сквозная, начиная с титульного листа. Непосредственно на титульном листе номер страницы не ставится, номера последующих страниц проставляются в правом верхнем углу арабскими цифрами (шрифт №10), без точки в конце.

8. Разделы отчета должны иметь порядковые номера в пределах всего отчета, обозначенные арабскими цифрами. Названия разделов отчета располагаются на отдельных строках и выполняются жирным шрифтом, прописными (заглавными) буквами без переносов слов. Эти заголовки отделяются от текста межстрочным интервалом. Подчеркивать заголовки не следует. Точку в конце заголовка ставить не нужно. Каждый раздел отчета следует начинать с новой страницы.

9. Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки, рисунки) объединяются единым названием «рисунок». Характер иллюстрации может быть указан в её названии (например, «Рис.1. Блок-схема алгоритма…»).

Каждая иллюстрация должна иметь название, которое помещается под ней после слова «Рис.» и номера иллюстрации. При необходимости перед названием рисунка помещают поясняющие данные.

Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы.

Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер следует размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова «Таблица».

Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается ниже слова «Таблица» и располагается по центру. Слово «Таблица» и заголовок начинаются с прописной буквы, точка в конце заголовка не ставится.

Таблицу следует размещать так, чтобы читать её без поворота работы. Если такое размещение невозможно, таблицу располагают так, чтобы её можно было читать, поворачивая работу по часовой стрелке.

При переносе таблицы головку таблицы следует повторить, и над ней размещают слова «Продолжение таблицы» с указанием ее номера. Если головка таблицы велика, допускается её не повторять; в этом случае следует пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют.

Если все показатели, приведенные в таблице, выражены в одной и той же единице измерения, то её обозначение помещается над таблицей, например, в конце заголовка.

Иллюстрации вместе с их названиями, а также таблицы вместе с их реквизитами должны быть отделены от основного текста снизу и сверху пробелами с одинарным межстрочным интервалом.

В поле иллюстраций и в таблице допускается более мелкий шрифт текста, чем основной текст, но не менее шрифта №10, а также меньший межстрочный интервал.

На все иллюстрации и таблицы должны быть ссылки в тексте работы (например: «на рис.5 показано…», «в соответствии с данными табл.2» и т.п.).

10. При ссылке на источник после упоминания о нем в тексте отчета проставляется в квадратных скобках номер, под которым он значится в списке использованных источников. В необходимых случаях (обычно при использовании цифровых данных или цитаты) указываются и страницы источника, на которых помещается используемая информация.

Список использованных источниковдолжен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:

1. законодательные и нормативно-методические документы и материалы;

2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);

3. статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений.

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.

11. Приложения следует оформлять как продолжение отчета на его последующих страницах.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово «Приложение» и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.

Приложения следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами.

На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Подведение итогов практики

По окончании практики студент должен сдать зачет.

Основанием для допуска студента к зачету по практике являются полностью оформленные отчет и дневник по практике.

Дата и время зачета устанавливаются выпускающей кафедрой в соответствии с календарным графиком учебного процесса.

Зачет проходит в форме защиты студентом отчета по практике перед комиссией, назначаемой заведующим выпускающей кафедрой. Защита отчета по практике, как правило, состоит в коротком докладе (5-7 минут) студента и в ответах на вопросы по существу отчета.

В результате защиты отчета о практике студент получает зачет с оценкой. При оценке учитываются содержание и правильность оформления студентом дневника и отчета по практике; отзывы руководителей практики от организации и кафедры; ответы на вопросы в ходе защиты отчета. Оценка проставляется в ведомость, зачетную книжку студента и дневник студента по практике. Оценку зачета по практике вносят также в приложение к диплому бакалавра.

Оценка, полученная на зачете по практике, учитывается при назначении стипендии.

Студент, не выполнивший программу практики без уважительной причины или получивший отрицательный отзыв о работе, может быть отчислен из ВлГУ за академическую задолженность. В случае уважительной причины студент направляется на практику вторично, в свободное от учебы время.

Приложение 1

ТИПОВАЯ ПОВЕСТКА СОБРАНИЯ СТУДЕНТОВ ПО ПРАКТИКЕ

1. Цель и задачи прохождения практики

2. Сроки прохождения практики

3. Руководство практикой

4. Права и обязанности студента в период практики

5. Задание на практику

6. Ведение дневника практики

7. Подготовка отчета о практике

8. Защита отчета о практике

9. Организационно-методическое обеспечение практики

10. Приказ о распределении студентов по базам практики и закреплении руководителей практики

11. График консультаций по практике

12. Состав комиссии по приему защиты отчетов о практике

13. Ответы на вопросы

Приложение 2

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЮ

ПРАКТИКИ ОТ КАФЕДРЫ

Преподаватель - руководитель практики от кафедры с учетом целей и задач производственной практики:

- обеспечивает проведение необходимых консультаций перед началом и в период практики;

- изучает организацию и специфику работы организации и подразделения - базы практики и формулирует студенту совместно с руководителем практики от организации индивидуальное задание на практику;

- при необходимости информирует руководителя практики от организации о пройденной студентом программе обучения и уровне его подготовки и оказывает методическую помощь руководителю практики от организации по вопросам организации работы студента;

- согласовывает время, тематику и объем работы студента в период прохождения практики;

- оказывает студенту методическую помощь в составлении плана практики и ведении дневника практики;

- контролирует вместе с руководителем практики от организации осуществление студентом запланированных мероприятий;

- оказывает студенту методическую помощь в подготовке отчета о практике;

- изучает профессиональные и другие личностные качества студента,

уровень его подготовки и отношение к работе;

- совместно с руководителем практики от организации подводит итоги и дает оценку работы студента;

- проверяет и подписывает отчет студента о практике, составляет отзыв о работе студента в период прохождения практики, который заносит в дневник практики;

- обсуждает с руководителем практики от организации вопросы прохождения практики, имеющиеся недостатки в ее организации и проведении, предложения по их устранению и повышению качества подготовки бакалавров в ВЛГУ;

- участвует в работе комиссии по приему защиты отчетов о практике и в обсуждении итогов практики.

Приложение 3

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЮ

Наши рекомендации