I. Метод абсолютных, относительных и средних величин.

1. Абсолютные величины.С помощью абсолютных величин характеризуются размеры экономических явлений.

Абсолютные показатели характеризуют численность, объем (размер) изучаемого процесса. Они всегда имеют какую-нибудь единицу измерения: натуральную, условно-натуральную, стоимостную (денежную).

Натуральные единицы измерения применяют в тех случаях, когда единица измерения соответствует потребительским свой­ствам продукта. Например, производство ткани оценивается в метрах, сельскохозяйственной продукции – в центнерах и тон­нах и т.д.

Натуральные единицы измерения бывают простыми, составными и условными.

Простые натуральные единицы измерения — это тонны, километры, штуки, литры, мили, дюймы и т. д. В простых натуральных единицах также измеряется объем статистической совокупности, т. е. число составляющих ее единиц, или объем отдельной ее части.

Составные натуральные единицы измерения имеют расчетные показатели, получаемые как произведение двух или нескольких показателей, имеющих простые единицы измерения. Напри­мер, отработанное рабочими и служащими время учитывается в человеко-днях и человеко-часах, а грузооборот автотранспор­та – в тонно-километрах и т.д.

Условно-натуральные единицы измерения широко используют в анализе производственной деятельности, когда требуется найти итоговое значение однотипных показателей, которые напрямую несопоставимы, но характеризуют одни и те же свойства объекта.

В этом случае один из видов принимается в качестве единого измерителя, а другие приводятся к этому измерителю c помощью соответствующих коэффициентов пе­ресчета. Например, выпуск продукции консервного завода из­меряется в ТУБах (в тысячах условных банок).

Когда на уровне предприятия или отрасли обобщаются учет­ные данные, то широко используютсястоимостные (денежные) абсолютные показатели. К ним, например, относятся: цена еди­ницы продукции; выручка от продажи продукции, работ, услуг; величина расходов и прибыли; величина задолженности и др.

Расчетным абсолютным показателем, например, является абсолютное отклонение. Это разница между двумя абсолютны­ми одноименными показателями:

Абсолютное отклонение - показывает на сколько изменилось значение показателя в абсолютном выражении:

ΔЗ = З1 – З0(1)

где:

ΔЗ – абсолютное отклонение,

З1 – значение показателя в отчетный период,

З0 - значение показателя в базисный период.

В результате сравнения абсолютных величин однородных показателей при анализе получают относительные величины. Такое сравнение дает возможность установить, во сколько раз одна абсолютная величина больше другой, или какую часть одна абсолютная величина составляет от другой.

2. Относительные величины используются при анализе динамики явлений, для характеристики степени выполнения планов, измерения темпов развития производства и т.д.

Они характеризуют изменение показателя, явления во времени (отношение, например, выпуска продукции за несколько лет к базисному периоду, взятому за 100 %).

Относительные показатели представляют отношение абсолютных (или других относительных) показателей, то есть количество единиц одного показателя, приходящееся на одну единицу другого показателя.

Относительные величины могут выражаться и процентах, если сравниваемый показатель (базисная величина) принимается не за единицу, а за 100.

Расчетными относительными показателями, являются темп прироста и темп роста.

Относительное отклонение (темп прироста) - показывает на сколько изменилось значение показателя в процентах:

Тпр (З) = ΔЗ : З0 * 100%(2)

Темп роста - показывает во сколько раз изменилось значение показателя в процентах:

Тр (З) = З1: З0 * 100%(3)

Например, на предприятии работают 100 менеджеров 20 курьеров и 10 руководителей. Всего 130 чел.

- Доля курьеров =(20/130 ) * 100% = 15%

- Удельный вес менеджеров = (100 / 130) * 100% = 77%

- Относительная величина структуры (ОВС) руководителей = 8%

Сумма всех ОВС должна быть равна 100% или единице.

3. Средние величины. Для обобщающих характеристик качественно однородных экономических явлений пользуются средними величинами.

Средняя величина выражает отличительную особенность данной совокупность явлений, устанавливает общие типичные черты этой совокупности. Средние величины позволяют получить обобщающую характеристику показателя деятельности предприятия в целом и его подразделений (средняя заработная плата, средняя выработка, средняя производительность труда и т.д.).

Следует отметить, что все качественные показатели являются средними величинами. В отдельных случаях за общими средними положительными показателями могут скрываться и серьезные недостатки. Поэтому оценивать работу предприятия нужно не только в целом по средним данным, но и с учетом работы структурных подразделений с детализацией итоговых показателей.

В процессе анализа применяются простые и взвешенные средние арифметические величины.

Простая средняя величина определяется путем деления суммы абсолютных величин данного показателя на их число.

Средняя взвешенная арифметическая величина представляет собой частное от деления суммы произведений соответствующих чисел на сумму множимых.

II. Метод сравнения- самый древний, логический метод анализа.

Сравнение является универсальным методом познания, и оно используется в экономическом анализе очень часто, как в качестве самостоятельного приема, так и в составе других методов.

Сравнение– это сопоставление изучаемого объекта с уже изученным для нахождения черт сходства либо различий между ними.

С помощью сравнения выявляется общее и особенное в экономических явлениях, устанавливаются отличия или изменения в уровне и состоянии исследуемых объектов, изучаются тенденции и закономерности их развития. С помощью сравнения решаются следующие основные задачи:

– выявление причинно-следственных связей между явлениями;

– проведение доказательств или опровержений;

– классификация и систематизация явлений.

В анализе чаще всего используются следующие разновидности сравнений.

1. Сравнение фактических значений показателей отчетного периода (отчетной даты) с данными прошлых периодов (предыдущих дат).

Это дает возможность оценить направление и скорость изменения изучаемых показателей и определить тенденции и закономерности развития экономических процессов. Этот тип сравнений называют временным сравнительным анализом.

2. Сопоставление фактического уровня показателей с плановым. Такое сравнение необходимо для оценки степени выполнения плана, выявления неиспользованных резервов.

3.Сравнение фактических значений показателей с утвержденными нормами и нормативами.

Такое сравнение, широко используемое в практике аналитической работы, необходимо для контроля соблюдения установленных нормативов, выявления экономии или перерасхода ресурсов, для оценки степени эффективности их использования и для определения утерянных возможностей.

4. Сравнение уровня показателей изучаемого объекта со значениями показателей других объектов.

Например, уровень рентабельности анализируемой фирмы можно сравнить с уровнем рентабельности фирмы-конкурента или с уровнем рентабельности лучшей в данной сфере деятельности фирмы. Сравнения этого типа позволяют выявлять и перенимать положительный опыт; они используются в конкурентной борьбе.

Сравнение разных объектов называется пространственным (межхозяйственным) сравнительным анализом.

5. Сравнение показателей исследуемой организации со среднеотраслевыми данными.

Такое сравнение используется для более полной и объективной оценки уровня развития организации, изучения общих и специфических факторов, определяющих результаты ее хозяйственной деятельности.

6. Сравнение параллельных и динамических рядов показателей.

Сравнение этого типа используется в экономическом анализе для определения формы и направления связи между разными показателями. С этой целью значения одного из показателей необходимо расположить в возрастающем или убывающем порядке и посмотреть, как в связи с этим изменяются другие исследуемые показатели: возрастают они или убывают и в какой степени.

7. Сравнение разных вариантов планов, проектов, управленческих решений для выбора оптимального варианта.

8. Сравнение значений показателей до и после реализации плана, проекта, управленческого решения для оценки их качества.

III. Вертикальный анализ - представление финансового отчета в виде относительных показателей.

Назначение вертикального анализа заключается в возможности проанализировать целое через отдельные его элементы, то есть определить структуру (удельный вес) - относительную долю составного элемента в общей сумме.

Удельный вес - показывает отношение значения рассматриваемого показателя к общему итогу:

Уд.вес = Зi : З * 100%(4)

где:

Зi – значение частного показателя;

З – значение общего показателя.

Технология вертикального анализа состоит в том, что общую сумму принимают за сто процентов, и каждый элемент (слагаемое) этой суммы представляют в виде процентной доли от принятого базового значения.

Пример применения вертикального анализа представлен в таблице 1.

Таблица 3. – Пример расчета удельного веса

Наименование товара Объем продаж, тыс. руб. Удельный вес, %
А (100/330)*100 = 30,3
В (150/330)*100 = 45,5
С (80/330)*100 = 24,2
Итого:

Из таблицы 1 видно, что наименьшую долю в объеме продаж имеет товар С, удельный вес которого 24,2%. Наибольшую долю имеет товар В с удельным весом 45,5%.

IV. Горизонтальный анализ предполагает изучение абсолютных показателей статей отчетности организации за определенный период, расчет темпов их изменения и оценку. Для этого строятся аналитические таблицы, в которых абсолютные показатели отчетности дополняются показателями относительными, т.е. просчитываются изменения абсолютных показателей в сумме и в процентах.

Примеры применения горизонтального анализа представлены в таблице 2 и 3.

Таблица 2. – Пример горизонтального анализа при оценке выполнения плана

Вид товара Объем производства, шт. Абсолютное отклонение, шт. Темпы роста, %
план факт
А 325-300 = 25 (325/300)*100 = 108
В 213-250 = -37 (213/250)*100 = 85
Итого: 538-550 = -12 (538/550)*100 = 98

Из таблицы 2 видно, что план по производству товара А перевыполнен на 8%, а по изделию В - недовыполнен на 15 %. В целом план по производству товаров А и В выполнен на 98%, то есть недовыполнен на 2%.

Таблица 3.– Пример горизонтального анализа эффективности мероприятий по совершенствованию производства

Мероприятия Выпуск товаров, шт. Изменения (+,-)
По плану Фактически Абсолютное, шт. Относительное, %
1.Внедрение новой технологии 120-150 = -30 (120/150)*100-100 = -20
2.Модернизация действующего оборудования 270-300 = -30 (270/300)*100-100 = -10
3.Приобретение новой техники 545-500 = +45 (545/500)*100-100 = +9

Из таблицы 3 видно, что не выполнен план увеличения выпуска товаров по первым двум мероприятиям, выявленный резерв – 60 изделий. План увеличения выпуска товаров по третьему мероприятию перевыполнен на 45 изделий – работа на новой технике является более эффективной.

Горизонтальный и вертикальный анализы взаимно дополняют друг друга. Поэтому на практике можно построить аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетной финансовой формы, так и динамику отдельных её показателей.

V. Трендовый анализ - является одной из разновидностей горизонтального анализа ориентированного в будущее. Трендовый анализ изучает значения показателей за определенный диапазон времени, где текущие значения показателей сравниваются с их прошлыми значениями. Одной из главных задач в трендовом анализе является установление закономерностей изменения показателей со временем, а также определение его тенденций.

Часть перспективного анализа, необходим в управлении для финансового прогнозирования. Тренд - это путь развития. Тренд определяется на основе анализа временных рядов следующим образом: строится график возможного развития основных показателей организации, определяется среднегодовой темп прироста и рассчитывается прогнозное значение показателя.

Наши рекомендации