Характеристика видов контроля, уровней контроля, содержания элементов системы внутреннего контроля.

Оперативный контроль

Структурный контроль

Стратегический контроль

Так же

Предварительный контроль

Текущий контроль

Последующий контроль

Внутренний контроль целесообразно классифицировать и по значимости субъектов внутреннего контроля с точки зрения их участия в общей деятельности по внутреннему контролю в организации. В этом аспекте всех субъектов внутреннего контроля целесообразно распределить по следующим уровням. Субъекты внутреннего контроля первого уровня - это участники (собственники) организации, осуществляющие контроль непосредственно или косвенно (с помощью независимых экспертов, в том числе внешних аудиторов). В обязанности субъектов внутреннего контроля второго уровня непосредственно не входит контроль, но в силу производственной необходимости они выполняют и контрольные функции (рабочий, контролирующий качество работы оборудования).

Субъекты внутреннего контроля третьего уровня выполняют контрольные функции для реализации служебных обязанностей, которые за ними закреплены непосредственно (работники планово-диспетчерского, плановоэкономического отделов, отдела кадров). В обязанности субъектов внутреннего контроля четвертого уровня входят контрольные и другие функции (административно-управленческий персонал; персонал, обслуживающий компьютерные системы; сотрудники отдела бухгалтерского учета, служб коммерческой и физической безопасности).

В функциональные обязанности субъектов внутреннего контроля пятого уровня входит только осуществление контроля (сотрудники отдела внутреннего аудита и члены ревизионной комиссии, отделов входного и технического контроля и т.п.).

Система внутреннего контроля включает следующие элементы:

1. контрольная среда;

2. процесс оценки рисков аудируемым лицом;

3. информационная система, в том числе связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности;

4. контрольные действия;

5. мониторинг средств контроля.

1.Контрольная среда включает следующие элементы: а) доведение до всеобщего сведения и поддержание принципа честности и других этических ценностей. б) профессионализм (компетентность сотрудников). Профессионализм - это профессиональные знания и навыки, необходимые для выполнения задач, которые определяют суть деятельности конкретного работника. в) участие собственника или его представителей. Представители собственника в значительной степени оказывают влияние на сознательность сотрудников аудируемого лица в отношении контроля. Характерными особенностями, которые должны быть присущи представителям собственника, являются: независимость от руководства; их опыт и статус; масштабы их вовлечения в деятельность и надзор за ней; уместность (надлежащий характер) их действий; особенности информации, которую они получают. г) компетентность и стиль работы руководства. д) организационная структура. Аудируемое лицо разрабатывает организационную структуру, соответствующую его потребностям. Надлежащий характер организационной структуры аудируемого лица зависит в том числе от характера и масштабов его деятельности; е) наделение ответственностью и полномочиями. Этот элемент предполагает разделение ответственности и полномочий в ходе осуществления деятельности и установление иерархии подотчетности сотрудников, а также охватывает политику в отношении надлежащей деловой практики, знаний и опыта ключевого персонала и предоставляемые для выполнения обязанностей возможности. ж) кадровая политика и практика. Кадровая политика и практика в отношении сотрудников подразумевают: набор; адаптацию (инструктаж при приеме на работу); подготовку; обучение; оценку; консультирование; продвижение по службе; вознаграждение сотрудников.

2. Оценка рисков аудируемым лицом представляет собой процесс выявления и, по возможности, устранения рисков хозяйственной деятельности, а также их возможных последствий. Для целей финансовой (бухгалтерской) отчетности важен вопрос, каким образом в процессе оценки рисков аудируемым лицом руководство выявляет риски, имеющие отношение к финансовой (бухгалтерской) отчетности, определяет их значение, оценивает вероятность их возникновения и принимает решение относительно того, как управлять ими.

3. Функционирование информационных систем, связанных с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности, обеспечивается: а) техническими средствами; б) программным обеспечением; в) персоналом; г) соответствующими процедурами; д) базами данных. Большинство информационных систем активно использует компьютерные средства и информационные технологии. Составной частью информационных систем является система информирования персонала, которая обеспечивает понимание сотрудниками обязанностей и ответственности, связанных с организацией и применением системы внутреннего контроля в отношении финансовой (бухгалтерской) отчетности. Система информирования обеспечивает понимание персоналом роли своего участия в процессе подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, того, каким образом его действия в информационной системе связаны с работой других сотрудников, а также понимание способов доведения до руководителей соответствующего уровня информации о каких-либо исключительных ситуациях.

4. Контрольные действия включают политику и процедуры, которые помогают удостовериться, что распоряжения руководства выполняются, например, что необходимые меры предприняты в отношении рисков, которые могут препятствовать достижению целей аудируемого лица. Контрольные действия, осуществляемые вручную или с применением информационных систем, имеют различные цели и применяются на различных организационных и функциональных уровнях. Обычно контрольные действия, которые могут иметь отношение к целям аудита, могут быть сгруппированы по следующим категориям методов и процедур: а) проверка выполнения. б) обработка информации. в) проверка наличия и состояния объектов. г) разделение обязанностей. Наделение разных сотрудников полномочиями санкционирования операций (выдачи разрешения на совершение операции), регистрации операций в учете и хранения активов имеет целью уменьшить возможность совершения и утаивания ошибки или недобросовестных действий в процессе обычного выполнения персоналом своих обязанностей.

5. Мониторинг средств контроля Важной обязанностью руководства является создание и поддержание системы внутреннего контроля в режиме непрерывной работы. Мониторинг средств контроля включает наблюдение за тем, функционируют ли они и были ли они изменены надлежащим образом в случае необходимости, и может включать такие мероприятия, как наблюдение руководства за тем, своевременно ли подготавливаются выверки расчетов с банками, оценка внутренними аудиторами соответствия действий персонала, занимающегося продажами, политике аудируемого лица в отношении определенных условий договоров с покупателями, осуществление надзора за соответствием действий персонала политике аудируемого лица в области этики или деловой практики.

Разделение системы внутреннего контроля на 5 элементов предоставляет аудиторам удобный подход для анализа того, каким образом различные элементы системы внутреннего контроля аудируемого лица могут влиять на аудит. Такой подход необязательно отражает то, каким образом аудируемое лицо организовало и применяет систему внутреннего контроля. Аудитору важно установить, что конкретные средства контроля эффективно предотвращают или выявляют и устраняют существенные искажения на уровне предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности в группах однотипных операций, остатках по счетам бухгалтерского учета или случаях раскрытия информации.

Проблемы стандартизации и унификации подходов к структуре элементов системы внутреннего контроля в различных видах бизнеса.

Cтандартизация и унификация методов контроля являются средствами достижения задач, которые ставятся перед подразделениями внутреннего аудита.

С одной стороны, это очень полезная процедура, поскольку создается единая методологическая база проведения проверок и контроля рисков, позволяющая осуществлять централизованно мониторинг результатов работы и постановки контрольных процедур.

стандартизация – это вид деятельности по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

(НА ПРИМЕРЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Всеобъемлющие процессы глобализации, обозначившие необходимость консолидации, конвергенции, а также выработки единых подходов по разного рода направлениям, дали новый толчок к развитию стандартизации в экономической среде. Ряд крахов, практически приведших к экономическим коллапсам в нескольких странах, обозначили проблему качества деятельности организаций, особенно в финансовой сфере, в т.ч. банковской. С нашей точки зрения, слабым звеном оказалась неэффективность государственных и внутрифирменных систем контроля, отсутствие действенного механизма их взаимодействия и соответствующего методологического аппарата, позволяющего проводить мониторинг единой системы в целом и своевременно реагировать на изменения.

Принимая во внимание вышеизложенные проблемы, как в отдельных странах, так и на международном уровне, была развернута глобальная работа по созданию единых норм, требований (т.е.по сути стандартов) деятельности финансовых институтов.

По нашему мнению, требуется реализация интегративного подхода, когда стандарты, отражающие процессы деятельности организации, становятся базовым звеном взаимосвязанного непрерывного механизма системы контроля, соединяющей в себе интересы государственного и внутрифирменного контроля, учитывающие мировою тенденцию в конкретной области деятельности.

Первым шагом в этом направлении можно считать разработку стандартов качества деятельности банков.

Предполагается, что они объективно отражают работу как конкретного банка, так и состояние банковской системы в целом. Тем самым они позиционируются как универсальный, «прозрачный» инструмент, позволяющий проводить внутренний (самооценку) и внешний контроль (государственный и аудиторский, добровольную сертификацию).

Применение стандартизации в конкретной области банковской деятельности обусловлено как минимум двумя факторами: частотой изменения действующего законодательства и высокой внутренней конкуренции. Это обязало взять курс на постоянное улучшение качества банковских систем и процессов.

С нашей точки зрения банковские стандарты качества деятельности удовлетворяют потребностям процедурного представления менеджмента и могут быть приняты в качестве единой методической базы планирования и контроля. Сочетание элементов исследования и воздействия в данных стандартах представляет собой не что иное, как универсальную модель процедуры менеджмента организации на разных этапах жизненного цикла, включая перспективу качественного роста процессов. Кроме того, наличие нескольких уровней качества процессов способствует решению вопросов не только организационно-административной направленности, но и достижению учебно-методических целей освоения конкретных процедур управления и контроля топ менеджерами.

Подходы к стандартизации процессов

Улучшение качества работы банков должно включать в себя целый ряд направлений, в том числе повышение качества управления. Переход системы управления банком от структурно -функциональной к процессно-ролевой технологии требует изменения подходов к построению систем внутреннего контроля. При переходе к процессному управлению появляются специфические требования к контролю, управлению рисками, изменяется процесс планирования. Эти нюансы перехода необходимо осознать как самим банкам, так и регулирующим органам.

Следовательно, если мы хотим стандартизовать процессы управления рисками и внутреннего контроля для российских банков, то необходимо:

· изучить широкий опыт стандартизации внутренних банковских процессов в других странах и отраслях, составить план внедрения таких стандартов, провести массовое обучение специалистов тех банков, которые не имеют широких возможностей самостоятельного доступа к международной базе знаний;

· определить перечень аспектов, неурегулированных однозначно в международной практике или вообще остающихся неформализованными, но актуальными;

· четко определить конечный перечень местных технологических и законодательных особенностей, которые следует учесть при адаптации международных стандартов.

Наши рекомендации