Место производственной практики в структуре опоп во

Производственная практика является обязательным видом учебного процесса при подготовке бакалавра.

Программа производственной практики составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 38.03.01. «Экономика» (степень «Бакалавр»).

Производственная практика является эффективной формой подготовки бакалавра к трудовой деятельности. В период практики осуществляется закрепление теоретических знаний и практическое обучение профессиональной деятельности.

Базовыми и вариативными дисциплинами, изучаемыми в университете до начала прохождения производственной практики являются: экономическая теория; экономико-математические методы и модели; экономика организации; менеджмент; страхование; эконометрика; маркетинг; прогнозирование и планирование в условиях рынка; статистика; конкурентное поведения предприятия; рынок ценных бумаг; инвестиции; деньги, кредит, банки и др.

Содержание практики логически и содержательно-методически взаимосвязано с вышеуказанными дисциплинами, поскольку главной целью производственной практики является, в первую очередь, закрепление и углубление теоретических знаний и практических умений, полученных студентами при изучении этих дисциплин.

На основе вышеперечисленных дисциплин, студент должен уметь:

- систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности;

- выявлять проблемы финансово-экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

- использовать информационные технологии для решения финансовых задач на предприятии (организации, учреждении, ведомстве).

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Производственная практика проводится в индивидуальном порядке на базе сторонней организации и обуславливает непосредственное участие студента в работе отделов коммерческих предприятий (организациях) и учреждений по реализации экономических и финансовых отношений (финансово-кредитного профиля).

МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Производственная практика проводится на коммерческих предприятиях (кредитных организациях), в учреждениях и ведомствах экономической и финансовой направленности в течение двух недель 5 и 8 триместра. Студенты проходят практику в индивидуальном порядке, определяя по собственному выбору места практики, которые, как правило, должны быть связаны с будущей работой.

Студент согласовывает место практики с руководителем и получает соответ­ствующее направление университета. Студенты, не сумевшие самостоятельно выбрать место практики, направляются для ее прохождения на базовые предприятия, организации и банки по усмотрению кафедры. Об этом студент должен заявить на кафедру до 15 марта.

Студент до ухода на практику разрабатывает совместно с руководителем проект календарного плана прохождения практики на предприятии, исходя из необходимости достижения целей практики с учетом конкретных условий деятельности предприятия.

По прибытию на базу практики студент решает вопрос с его руководством о прикреплении к нему консультантов, утверждает календарный план прохождения практики в подразделениях предприятия (организации, учреждении, ведомстве) и проходит в установленном порядке инструктаж по технике безопасности.

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

В результате прохождения производственной практики студент должен приобрести практические навыки и умения по следующим общекультурным, общепрофессиональным и профессиональным компетенциям:

- способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности(ОК-3);

- способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-6);

- способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);

- способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2);

- способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ОПК-3);

- способностью находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность (ОПК-4).

- способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

- способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);

- способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

- способностью рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивать их исполнение и контроль, составлять бюджетные сметы казенных учреждений и планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений (ПК-19);

- способностью вести работу по налоговому планированию в составе бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ПК-20);

- способностью составлять финансовые планы организации, обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления (ПК-21);

- способностью применять нормы, регулирующие бюджетные, налоговые, валютные отношения в области страховой, банковской деятельности, учета и контроля (ПК-22);

способностью участвовать в мероприятиях по организации и проведению финансового контроля в секторе государственного и муниципального управления, принимать меры по реализации выявленных отклонений (ПК-23).

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Общая трудоемкость производственной практики составляет 6 зачетных единиц или 216 часов.

  Разделы (этапы) практики Виды производственной работы, на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля
Ознакомительная лекция Инструктаж по технике безопасности Выполнение производственных заданий, сбор фактического материала. Подготовка отчета по практике
Подготовительный этап на производстве, включающий инструктаж по технике безопасности, правилам внутреннего распорядка организации и правилами охраны труда. Ознакомление со структурой организации       Опрос; Отметка в дневнике по практике  
Экспериментальный этап, ознакомление с основными направлениями работы организации, сбор практических данных для выпускной квалификационной работы, выработка выводов и предложений       Отметка в дневнике по практике; Письменный отчет
Обработка и анализ полученной информации, проверка на практике предложений и рекомендаций, подготовка письменного отчета по практике       Защита отчета по практике на кафедре

Во время производственной практики студенты должны выполнить следующие этапы, которые отражаются в отчете:

1) ознакомиться с организационной структурой объекта практики, отраслевой спецификой, ассортиментом выпускаемой продукции и оказываемых услуг, поставщиками и клиентами, основными функциями управленческих подразделений, учредительными документами, показателями работы налоговой и бухгалтерской службы предприятий (организаций), учреждений, ведомств. По результатам предварительного ознакомления составить краткий отчет о хозяйственной деятельности предприятия с отражением структуры активов и источников их финансирования, основных финансово-экономических показателей и результатов деятельности организации (учреждения, ведомства) сложившейся рыночной конъюнктуры и т.п.;

2) исследовать организацию системы финансового менеджмента, объекта практики в разрезе основных подсистем, ознакомиться со структурой финансовой службы и выполняемыми ею функциями, регламентирующими ее деятельность нормативными документами, взаимосвязи с другими подразделениями. По результатам исследования следует дать характеристику организации финансовой деятельности, бухгалтерского учета, рассмотреть схему документооборота, систему внутреннего контроля, содержание и методы аналитической работы;

3) изучить порядок формирования и анализа основных показателей объекта практики, характеризующих эффективность его деятельности. В процессе выполнения данного этапа необходимо ознакомиться с финансовой и другими формами отчетности, провести необходимые аналитические расчеты для оценки эффективности работы предприятия (организации, учреждения, ведомства), выяснить причины отклонения отдельных показателей от предыдущего или среднеотраслевого уровня, сформулировать выводы и предложения по устранению имеющихся недостатков и повышению результатов финансово-хозяйственной деятельности;

4) изучить организацию финансового на объекте практики, рассмотреть методику исчисления основных финансовых показателей, виды и содержание перспективного, текущего и оперативного планов, порядок и технику разработки системы бюджетов, их взаимосвязи, осуществления контроля и мониторинга выполнения плановых показателей;

5) ознакомиться с организацией и методами финансового управления объекта практики. Принять участие в работе финансового отдела по планированию потребности предприятия в оборотных активах, их распределению по стадиям кругооборота, уровням ликвидности, источникам формирования. В рамках изучения методов управления отдельными элементами оборотных активов необходимо рассмотреть:

- факторы, влияющие на уровень и динамику оборачиваемости текущих активов;

- методы определения потребности в товарных запасах, контроля за их фактическим состоянием и соответствия плановым уровням;

- методы классификации и определения реальной величины дебиторской и кредиторской задолженности, оптимизации их объема;

- методы управления денежными потоками, их структуру по видам деятельности, влияние на общую величину финансовых ресурсов, которыми располагает предприятие.

6) проанализировать инвестиционную политику объекта практики, изучить содержание, организацию и методы обоснования управленческих решений, а также необходимые для этой работы источники экономической информации. При анализе инвестиционной деятельности следует ознакомиться с видами инвестиций предприятия, их взаимосвязью с его основной деятельностью, оценить их целесообразность и экономические последствия.

Необходимо также проанализировать объем, направления и структуру реальных инвестиций, работы финансовых служб по оценке эффективности инвестиционных проектов, планированию источников финансированию капитальных вложений, контролю за их реализацией. Следует также рассмотреть политику предприятия в области финансовых инвестиций, по формированию и управлению портфелем ценных бумаг.

Провести анализ показателей работы предприятия (кредитной организации).

7) изучить политику объекта практики по финансированию своей деятельности, дать характеристику используемым источникам и формам финансирования, провести оценку средней стоимости капитала, эффекта действия финансового и операционного рычага, сформулировать предложения по оптимизации структуры капитала;

8) ознакомиться с информационными технологиями, используемыми в процессе финансовой деятельности объекта практики;

9) по результатам работы предприятия (кредитной организации) составить аналитическое заключение, характеризующее эффективность его деятельности и перспективы развития, а также дать рекомендации по совершенствованию деятельности финансовых служб. В данном разделе студент выявляет проблемы, возникающие в финансовой деятельности организации (учреждения, ведомства).

8. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕН­НЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

В процессе организации практики руководителями от выпускающей кафедры и руководителем от предприятия (организации) должны применяться современные образовательные и научно-производственные технологии.

1. Мультимедийные технологии, для чего инструктаж студентов и при необходимости ознакомительные лекции во время практики проводятся в помещениях, оборудованных экраном, видеопроектором, персональными компьютерами. Это позволяет руководителям и специалистам предприятия (организации) экономить время, затрачиваемое на изложение необходимого материала и увеличить его объем.

2. Дистанционная форма консультаций во время прохождения конкретных этапов практики и подготовки отчета.

3. Компьютерные технологии и программные продукты, необходимые для сбора и систематизации технико-экономической и финансовой информации, разработки планов, проведения требуемых программой практики расчетов и т.д.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

Студенты, самостоятельно проходящие практику, должны за 2 недели до начала практики сдать в деканат договор или письмо-обязательство от организации.

В ходе прохождения практики студент обязан вести дневник практики, где дается описание видов работ и заданий, выполненных за неделю. Руководитель практики от организации ставит отметку о выполнении заданий и заверяет своей подписью, сделанные записи.

По окончании практики студент сдает письменный отчет о проделанной работе, дневник по практике и отзыв руководителя практики от организации с его подписью. Дневник и отзыв руководителя должны быть заверены печатью организации.

При прохождении практики студент может пользоваться библиотечными ресурсами, имеющимися в распоряжении университета и базы практики.

10. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ПО ИТОГАМ ПРО­ИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ)

По мере прохождения практики студент оформляет отчет о практике с систематическим и логически увязанным изложением результатов изучения вопросов, предусмотренных структурой и содержанием производственной практики (см. раздел 7 Программы практики). Студенту необходимо раскрыть все разделы, предусмотренные структурой и содержанием производственной практики и показать собственную оценку состояния предприятия (его подразделения). Оформление отчета производится на компьютере с приведением необходимых схем, графиков и таблиц. Материалы по теме ВКР оформляются студентом в виде индивидуального задания (раздел 9 Отчета по практике).

Отчет по практике должен иметь титульный лист (см. Приложение 2). На титульном листе приводятся следующие сведения: название университета, кафедры и предприятия, являющегося объектом практики, вид практики, академическая группа; фамилия, имя и отчество автора отчета; фамилии и инициалы руководителей практики от университета и от кредитной организации (предприятия).

Второй страницей отчета является отзыв с места прохождения практики, подписанный руководителем практики от предприятия и заверенный печатью организации, где студент проходил практику (пример оформления отзыва представлен в Приложении 3). В отзыве указывается качество освоения студентом программы производственной практики, отношение студента к ее выполнению, дается оценка содержания отчета.

Страницы отчета должны быть пронумерованы. На третьей странице отчета приводится содержание с указанием номера страницы каждого отдельного пункта. Позиции, указанные в содержании отчета повторяются в его тексте в виде заголовков соответствующих пунктов.

Содержание отчета о практике определяется ее Программой и индивидуальным заданием. В содержании отчета должны быть отражены, а в отчете раскрыты все пункты Программы практики. Пример содержания отчета по практике представлен в Приложении 4.

При подготовке отчета, отражении в нем выполнения программы практики и индивидуального задания слова «объект практики» заменяются наименованием конкретного предприятия (организации, учреждения, ведомства), являющегося объектом практики (например, вместо «изучение экономики объекта практики» указывается «изучение экономики ООО «СК АкбарсМед» или ПАО «Татфондбанк» и т.п.).

К отчету могут быть приложены отчетность объекта практики, аналитические документы и материалы по теме индивидуального задания.

Представленный студентом письменный отчет проверяется руководителями практики от предприятия и университета. Руководитель практики от предприятия в кратком отзыве дает оценку выполнения практикантом программы практики, его профессиональным умениям и навыкам, а также оценивает его трудовую дисциплину. Только при наличии положительного отзыва руководителя практики от предприятия студент допускается к защите отчета.

После получения положительного отзыва руководителя практики от предприятия студент сдает отчет на проверку руководителю практики от вуза. Руководитель практики от университета (кафедры) после проверки отчета ставит на титульном листе свою подпись.

После защиты отчета руководителю практики от вуза, студент предоставляет отчет о прохождении практики на выпускающую кафедру. Кафедра контролирует соблюдение установленных требований к содержанию отчета и правильность оформления всех необходимых документов о прохождении практики. В случае выявления несоответствий в содержании отчета, по решению руководства кафедры рекомендуемая оценка, выставленная руководителем практики от университета может быть снижена.

По итогам практики студенту выставляется оценка «зачтено/ не зачтено».

Оценка по производственной практике приравнивается к оценкам по теоретическому обучению, учитывается при подведении итогов общей успеваемости студента.

Критерии оценивания ответа студента на вопросы

Наши рекомендации