Место производственной практики в структуре ОПОП ВПО

Рабочая программа учебной дисциплины

Производственная (преддипломная) практика

(наименование учебной дисциплины)

Уровень ОПОП Бакалавриат .

(бакалавриат, магистратура, специалитет)

Направление(я)подготовки / специальность(и) 40.03.01 Юриспруденция

Профиль(и)/специализация (и)Правовая работа в экономике; Правовое обеспечение государственного и муниципального управления; Правоохранительная деятельность .

Индекс(ы)учебной дисциплиныБ5.П.1 .

Трудоёмкость учебной дисциплины 9 зачётных единиц

Форма обученияочная, заочная .

Барнаул, 2015

Оборот титульного листа

В основу разработки рабочей программы положены:

1) ФГОС ВПО по направлению подготовки Юриспруденция, утвержденный Министерством образования и науки РФ «04» мая 2010 г, №464.

2) актуализированные версии учебных планов по направлению подготовки Юриспруденция, одобрены Ученым советом ААЭП, от «28» января 2015 г., протокол № 1

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании методической комиссии ЮФ от «___» февраля 2015 г., протокол №

Декан ЮФ _________ А.А. Сергеева

Разработчик(и): на февраль 2015 г

Старший преподаватель _____________________ подпись Рыбакова С.А.
_____________________ занимаемая должность _____________________ подпись _____________________ И.О. Фамилия

Рецензент(ы):

_____________________ занимаемая должность _____________________ подпись _____________________ И.О. Фамилия
____________________ занимаемая должность _____________________ подпись _____________________ И.О. Фамилия

Оглавление

1. Общие положения. 4

2. Организация практики. 12

3. Структура и содержание практики. 13

4. Требования к оформлению отчета и форме аттестации результатов практики. 26

5. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики. 29

6. Материально-техническое и программное обеспечение практики. 29

Общие положения

Настоящая программа разработана в соответствии с федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Приказ Минобрнауки России от 27.11.2015 N 1383 "Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования", Положением об организации прохождения непрерывной практики студентов ЮФ ААЭП, Положения о порядке проведения практик в ААЭП, утв. 9 августа 2010 года.

В настоящей программе сформулированы цели, задачи, содержание производственной практики, этапы прохождения, режим практической работы студента, права и обязанности студента при прохождении практики, требования к отчетам по практике, критерии оценки отчетов, порядок их защиты.

Программа предназначена студентам и преподавателям юридического факультета АНОО ВО «Алтайской академии экономики и права» по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» очной и заочной формы обучения.

Цели производственной практики:

Производственная практика студентов, обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (Правовая работа в экономике, Правовое обеспечение государственного и муниципального управления, Правоохранительная деятельность), проводится в целях получения профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности; носит характер реализации полученных знаний, последовательности овладения студентами профессиональными навыками и их применения в профессиональной деятельности, повышения престижности профессии юриста, ее популяризации для формирования кадрового резерва государственных и муниципальных органов, правоохранительных органов, судебных органов, субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность и обновления их кадрового состава из числа молодых специалистов

Задачи производственной практики:

- закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в ходе теоретических занятий в ААЭП, применительно к профессии соответствующего направления (специализации) в юриспруденции;

- развитие представления о юридической деятельности в конкретной сфере в соответствии с профилем обучения;

- формирование навыков самостоятельного анализа результатов профессиональной деятельности;

- овладение практическими навыками, связанными с функционированием информационно-правовых баз данных, а также особенностями их использования в деятельности государственных органов, в том числе правоохранительных;

- развитие навыков профессионального общения с коллегами, организация командной работы с распределением профессиональных задач; развитие навыков делового профессионального общения с соблюдением требований делового этикета и профессиональной этики;

- приобретение практических навыков по применения правовых норм, составлению деловых и процессуальных документов;

- развитие навыков самостоятельной научной деятельности и проведение исследований, интерпретации полученных результатов;

- развитие навыков юридического консультирования;

- развитие навыков профессионального общения с «потребителями юридической услуги»;

- повышение мотивации к профессиональной деятельности, адаптация на рабочем месте;

Цели производственной (преддипломной) практики:

Целью производственной (преддипломной) практикиявляется систематизация теоретических знаний и расширение круга практических умений и навыков по профилю подготовки путем сбора и анализа фактического материала для выпускной квалификационной работы, проверки на практике ее основных положений и рекомендаций.

Производственная (преддипломная) практика включает в себя аналитическую и исследовательскую деятельность по теме выпускной бакалаврской работы, направленной на завершение подготовки обучающихся к конкретному виду профессиональной деятельности.

Задачи производственной (преддипломной) практики:

- сбор, анализ и систематизация эмпирического материала, собранного для написания выпускной бакалаврской работы;

- апробирование знаний по специальным дисциплинам, полученных в ходе образовательного процесса, освоение профессиональных умений и навыков поведения в рамках избранной специальности.

Место производственной практики в структуре ОПОП ВПО

Производственная (производственная (преддипломная)) практики относится к циклу Б5 (практики, НИР) образовательной программы и является обязательным этапом обучения студентов по направлению «Юриспруденция».

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине «Производственная (преддипломная) практика», соотнесённых с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине «Производственная (преддипломная) практика» – знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы, сформированы в соответствии с матрицей компетенций ОПОП.

Таблица 1

Планируемые результаты освоения образовательной программы (код и название компетенции) Планируемые результаты обучения
Общекультурные компетенции
ОК-1: осознание социальной значимости будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания Знатьсодержание своей будущей профессии, понимать социальную значимость профессии юриста, иметь представление о достаточном уровне правосознания юриста Уметь формировать свое поведение в профессиональной сфере с учетом осознания социальной значимости профессии юриста. Владетьдостаточным уровнем правосознания.
ОК-2: способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста Знать основные нормативно-правовые акты, закрепляющие профессиональные обязанности, основные принципы этики юриста и их содержание; Уметь определять круг профессиональных обязанностей юриста в зависимости от конкретной сферы деятельности, соотносить их реализацию с принципами этики юриста Владеть первоначальными навыками реализации профессиональных обязанностей юриста в соответствии с принципами этики юриста
ОК-3: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения Знать особенности российского правового мышления, основные принципы обобщения, анализа, восприятия профессиональной информации, постановке цели и выбору путей ее достижения Уметь вырабатывать культуру правового мышления на основе наблюдения различных юридических процедур, процесса выработки и реализации юридически значимых решений, уметь определять информацию, необходимую для принятия юридически значимых решений, ее источники, использовать ее для достижения профессиональных целей Владетьосновными элементами культуры правового мышления, основными навыками обобщения, анализа, восприятия правовой информации, постановки цели профессиональной деятельности и выбора путей ее достижения
ОК-4: способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь Знать основные принципы логически верного, аргументированного и ясного построения устной и письменной речи в процессе профессиональной деятельности Уметь отмечать способы применения этих принципов в процессе юридической деятельности Владетьнавыками составления текстов служебных документов
ОК-5:обладание культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе Знать основные социальные нормы, регулирующие проведение в сфере профессиональной деятельности, способы взаимодействия с коллегами, работу в коллективе Уметьправильно определять формальные и неформальные нормы, подлежащие применению, сферу их применения, статус Владеть основными элементами культуры, первоначальными навыками кооперации с коллегами, работы в коллективе
ОК-6: нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону Знать понятие о коррупционном поведении, его формах, основных способах предупреждения, правильно оценивать общественную опасность такого поведения, понимать значение правовых норм; необходимость уважительного отношения к праву и закону в процессе социального взаимодействия Уметьвыявлять признаки основных форм коррупционного поведения, противодействовать им, фиксировать факты применения предусмотренных законом антикоррупционных мер, понимать их сущность Владеть нетерпимым отношением к коррупционному поведению, понимать необходимость соотносить свою деятельность с правовыми нормами.
ОК-7: стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства Знать и понимать необходимость саморазвития, повышения своей квалификации и профессионального мастерства, рассматривать это как основополагающее требования для продолжения профессиональной деятельности, которое может иметь нормативное закрепление, общеобязательное значение для конкретного вида деятельности Уметь выбирать для этого необходимые методы и способы, находить и использовать предусмотренные законом гарантии для этого. Владеть и стремиться к саморазвитию, получить первоначальные навыки применения различных способов саморазвития
ОК-8: способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач Знать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук, которые могут быть необходимы при решении социальных и профессиональных задач Уметь правильно определить совокупность методов, необходимых для разрешения тех или иных правовых ситуаций, правильно их применять Владеть первоначальными навыками использования этих методов
Профессиональные компетенции
ПК-1: способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности Знать основные нормативно-правовые акты, регламентирующие юридическое направление деятельности организации – места практики Уметь правильно выбрать положения нормативных актов, подлежащий применению в ситуациях, возникающих в процессе практики Владеть первоначальными навыками выявления недостатков действующих нормативно-правовых актов, иных проблем в процессе правового регулирования, возможных способов их разрешения
ПК-2: способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры Иметь четкое представление о теоретическом содержании понятий правосознания, правовой культуры, правового мышления и формах практического выражения этих явлений в юридической практике. Уметьоценивать правовые ситуации с точки зрения развитого правосознания, правовой культуры, правового мышления. Владеть первоначальными навыками наиболее оптимального разрешения правовых ситуаций с точки зрения развитого правосознания, правовой культуры, правового мышления.
ПК-3:способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права Знать представление об основных способах обеспечения соблюдение законодательства субъектами права, распределении компетенции в сфере обеспечения соблюдения законности между государственными органами и органами местного самоуправления, основных нормативных актах действующих в этой сфере Уметь выявлять наблюдаемые в процессе практики способы обеспечения соблюдения законодательства, особенности их применения, давать им правовую оценку Владетьпервоначальными навыками выбора и применения тех или иных способов обеспечения соблюдения законодательства, получить практическое представление об особенностях действиях органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере обеспечения соблюдения законодательства.
ПК-4: способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом Знать и понимать сущность «действия в точном соответствии с законом» Уметьдавать общую оценку с точки зрения соответствия основополагающим нормативным актам наблюдаемым в процессе практики юридически значимым решениям и действиям, выявлять явно нарушающие эти нормы решения Владеть первоначальными навыками юридически правильного разрешения подобных ситуаций, минимизации их негативных последствий, способов и механизмов их предупреждения
ПК-5: способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности Знать понятие нормы права, их основных видах; о понятии, значении в правовом регулировании, видах нормативно-правовых актов, порядке их подготовки, принятия и вступления в силу; о понятии, значении и особенностях правоприменения и иных способах реализации нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности Уметьв процессе наблюдения и участия в профессиональной юридической деятельности правильно определить вид подлежащих применению нормативных актов, их юридическую силу, дать правильное толкование содержащимся в них нормам Владеть первоначальными навыками подбора, толкования, применения или иных форм реализации положений (норм) нормативно-правовых актов в профессиональной деятельности
ПК-6: способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства Знать значение и содержание юридической квалификации, знать основные ее этапы Уметь выявить факты и события, требующие правовой квалификации, правильно определить круг нормативно-правовых актов, нормы, которых распространяются на подобные ситуации, дать оценку сложившейся ситуации в свете системной связи, регулирующих ее правовых норм Владеть первоначальные навыки юридически правильной квалификации фактов и обстоятельств
ПК-7: владение навыками подготовки юридических документов Знать представление о понятии юридического документа, его признаках, видах и формах, различать юридические документы, имеющие нормативное, правоприменительное содержание, имеющие индивидуальный характер, знать особенности юридических документов, содержащих правовые акты управления. Уметьопределять содержание юридического документа, дать ему правовую оценку с точки зрения его юридической силы, соответствия нормам закона. Владетьпервоначальными навыками подготовки простейших юридических документов, выявления и корректировки их недостатков
ПК-8: готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства Знать четкое представление о теоретическом содержании понятий законности, правопорядка, безопасности личности, общества, государства и их практического обеспечения в юридической практике, знать содержание должностных обязанностей должностных лиц организации – места практики в сфере обеспечения законности и правопорядка, знать основные виды государственных органов должностные лица которых обеспечивают законность, правопорядок, безопасность личности, общества, государства, содержание их полномочий, общие особенности нормативно-правового регулирования этой деятельности. Уметь правильно квалифицировать события и факты с точки зрения их соответствия закону. Владеть первоначальными навыками подготовки к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства посредством ознакомления с нормативно-правовыми актами, а также видами профессиональной юридической деятельности по месту практики в этой сфере.
ПК-9: способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина Знать и понимать содержание понятий «честь и достоинство личности», «права и свободы человека и гражданина». Иметь представление об основных видах прав и свобод человека и гражданина, правовом и организационном их обеспечении, основных способах защиты. Понимать необходимость уважения, соблюдения, защиты указанных объектов Уметь правильно выбрать и использовать различные способы защиты и обеспечения соблюдения прав и свобод человека и гражданина Владеть первоначальными навыками уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, уважения чести и достоинства личности на конкретных примерах
ПК-10: способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения   Знатьсущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права; Уметьанализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения, анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; Владеть навыками работы с нормативно-правовыми актами; навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, являющихся объектами профессиональной деятельности;
ПК-11: способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению   Знать условия и особенности совершения правонарушений и преступлений; виды административной и уголовной ответственности; признаки и формы коррупционного поведения государственных и муниципальных служащих; способы выявления противоправного поведения Уметь анализировать причины и условия, способствующие совершению правонарушений; определить в выявленном общественно опасном деянии признаки преступления; выделять в противоправное поведении признаки преступлений. Владеть способностью выявлять правонарушения; способностью дифференцировать противоправные деяния; навыками квалифицировать противоправные деяния; навыками применить меры, направленные на предупреждение правонарушений и устранение причин и условий, способствующих их совершению способностью выявлять и критически оценивать факты преступного поведения;
ПК-12: способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению Знать понятие коррупционного поведения, признаки. Уметь выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения Владеть способностью выявлять и критически оценивать факты коррупционного поведения.
ПК-13: способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации Знатьи оперировать юридическими понятиями и категориями Уметь анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения Владеть навыками правильно составлять и оформлять юридические документы
ПК-14: готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции   Знать правила толкования нормативных правовых актов, выявления коррупционных норм, порядок проведения юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, приемы дачи юридического заключения или консультации Уметь выбирать способы толкования нормативных правовых актов, анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения составлять суждения по результатам юридической экспертизы нормативных правовых актов. Владеть способностью оценивать результаты толкования нормативных правовых актов, доказывать свою позицию при участии в проведении юридической экспертизы проектов нормативно-правовых актов, сделать вывод в рамках юридического заключения и консультирования, исключить коррупционные нормы, не допускать противоречие нормативно-правовых актов Конституции РФ.
ПК-15: Способен толковать различные правовые акты Знать правила толкования нормативных правовых актов, выявления коррупционных норм, порядок проведения юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, приемы дачи юридического заключения или консультации Уметь выбирать способы толкования нормативных правовых актов, анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения составлять суждения по результатам юридической экспертизы нормативных правовых актов Владеть способностью оценивать результаты толкования нормативных правовых актов, доказывать свою позицию при участии в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, сделать вывод рамках юридического заключения и консультирования, исключить коррупционные нормы, не допускать противоречие нормативно-правовых актов Конституции РФ.
ПК-16: способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности Знать правовые нормы для квалификации жизненных ситуаций с целью осуществления юридической консультации. Уметь принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом, давать квалифицированные юридические заключения и консультации. Владеть навыками понимания юридической терминологией, навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектом профессиональной деятельности.

Поэтапное формирование указанных компетенций происходит посредством выполнения различных видов работ, в том числе и самостоятельной работы студентов.

Контроль формирования компетенций на различных этапах, описание шкал и критериев оценивания осуществляется на основе «Положения об организации учебного процесса с использованием модульно-рейтинговой системы обучения» и других локальных документов ААЭП.

Организация практики

Видами практики являются: производственная практика, в т.ч. преддипломная практика.

Способы: стационарная, выездная.

Формы: непрерывная, дискретная.

Формы проведения производственной практики:

Производственная практика реализуется в следующих формах:

1) В форме юридического консультирования в академическом центре правовой помощи при юридическом факультете;

2) В качестве общественных помощников для получения профессиональных умений и навыков, непосредственно-ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся, которые проводятся в сторонних организациях. В ходе производственной практики обучающиеся получают более глубокое представление о деятельности организаций в сфере юриспруденции, проведения юридических процедур, обработки практики правовых и статистических данных, о построении стандартных процессуальных, управленческих моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области юриспруденции.

3) В форме научно – исследовательской работы, организованной на кафедрах академии, при этом студент оформляет материалы тезисов научно-исследовательской работы, представленной и защищенной на конференции, семинаре либо опубликованной в научно-методической литературе.

Место и время проведения производственной (преддипломной) практики:

- в академическом центре правовой помощи при юридическом факультете (юридической клинике);

- практика проводится в организациях и учреждениях всех форм собственности. Места прохождения практики:

- в организациях из перечня баз практик, согласно заключенным договорам с академией (Приложение 9);

- в организации, самостоятельно подобранной обучающимся (с данной организацией заключается договор о сотрудничестве по прохождению практики (Приложение 4);

- в организации по месту работы обучающегося.

Производственная (преддипломная) практики проводится в соответствии с графиком учебного процесса и календарным графиком прохождения практики обучающихся направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» на календарный учебный год.

Практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Структура и содержание практики

Продолжительность производственной практики (в том числе преддипломной) практики – 324 часа, в объеме - 9 з.ед.:

- Производственная практика -216 часов, в объеме – 6 з.ед.

- Производственная (преддипломная) практика – 108 часов, в объеме – 3 з.ед.

Производственная (преддипломная) практика проходит в государственных органах, организациях, учреждениях, в которые студент направляется на практику. Студент в ходе практики может привлекаться к составлению проектов юридических документов, посещает вместе с руководителем практики от организации судебные процессы, участвует в качестве наблюдателя в иных юридических процедурах, фиксируя их результаты в дневнике практики.

Общее руководство, подготовку и организацию практики осуществляют руководители практики от академии, проводящие непосредственную работу со студентами.

Руководитель практики распределяет студентов по рабочим местам и видам работ в организации, осуществляет контроль за соблюдением сроков практики и соответствием ее содержания требованиям, установленным ОПОП ВО, оказывает методическую помощь обучающимся при выполнении заданий и сборе материала, оценивает результаты практики.

Руководитель практики от профильной организации: согласовывает задания, содержание и планируемые результаты практики, предоставляет рабочие места, проводит инструктаж по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка.

Обучающиеся в период прохождения практики: выполняют задания, соблюдают правила внутреннего трудового распорядка и требования охраны труда и пожарной безопасности.

Наши рекомендации