Кафедра экономики и управления в СКС
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Рабочая программа дисциплины
Челябинск 2016
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Челябинский государственный институт культуры»
Культурологический факультет
Кафедра экономики и управления в СКС
Экономическая теория
Рабочая программа дисциплины
по направлению подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность
Уровень высшего образования бакалавриат
Программа подготовки: академический бакалавриат
Профиль / Специализация «Постановка и продюсирование
культурно-досуговых программ»
Квалификация: бакалавр
Форма обучения: очная
срок изучения – 3, 4 семестры
Челябинск 2016
УДК 330(073)
ББК 65.01я73
Э-40
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки / специальности 51.03.03 Социально-культурная деятельность.
Структура РПД разработана в соответствии с п. 18 и 21 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программ бакалавриата, программ специалитета, программ магистратуры (утв. приказом Министерства образования и науки РФ №1367 от 19.12.2013)
Автор-составитель О. Ю. Рявкина, ст. преподаватель кафедры экономики и управления.
Рабочая программа дисциплины как составная часть ОПОП на заседании совета культурологического факультета, рекомендована к рассмотрению экспертной комиссией, протокол № 2 от 31.10.2016.
Экспертиза проведена 03.11.2016, акт № 2016/СКДБ(п).
Срок действия рабочей программы дисциплины продлен на:
Учебный год | Совет факультета | № протокола, дата утверждения |
2017–2018 | ||
2018–2019 | ||
2019–2020 | ||
2020–2021 |
Э-40 | Экономическая теория : рабочая программа дисциплины по направлению подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность , уровень высшего образования , программа подготовки : академический бакалавриат , профиль / специализация «Постановка и продюсирование культурно-досуговых программ», квалификация : бакалавр / авт.-сост. О. Ю. Рявкина ; Челяб. гос. ин-т. культуры. – Челябинск, 2016. – 116 с. – (ФГОС ВО версия 3+). Рабочая программа дисциплины включает: перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы; указание места дисциплины в структуре ОПОП; объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся; содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам), с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий; перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине; фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине; перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины; перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины; методические указания для обучающихся по освоению дисциплины; перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения; описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине. |
© Челябинская государственный
институт культуры, 2016
Содержание
Аннотация | |
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы | |
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы | |
3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся | |
4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий | |
4.1. Структура преподавания дисциплины | |
4.1.1. Матрица компетенций | |
4.2. Содержание дисциплины | |
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине | |
5.1. Общие положения | |
5.2. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы | |
5.2.1. Содержание самостоятельной работы | |
5.2.2. Методические указания по выполнению самостоятельной работы | |
5.2.3. Перечень учебной литературы, необходимой для самостоятельной работы | |
5.2.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для самостоятельной работы | |
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине | |
6.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы | |
6.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания | |
6.2.1. Показатели и критерии оценивания компетенций на различных этапах их формирования | |
6.2.2. Описание шкал оценивания | |
6.2.2.1. Описание шкалы оценивания ответа на экзамене (зачете) (пятибалльная система) | |
6.2.2.2. Описание шкалы оценивания при использовании балльно-рейтинговой системы | |
6.2.2.3. Описание шкалы оценивания: устное выступление и письменная работа | |
6.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы | |
6.3.1. Материалы для подготовки к экзамену (зачету) | |
6.3.2. Темы и методические указания по подготовке рефератов, эссе и творческих заданий по дисциплине | |
6.3.3. Методические указания по выполнению курсовой работы | |
6.3.4. Типовые задания для проведения текущего контроля формирования компетенций | |
6.3.4.1. Планы семинарских занятий | |
6.3.4.2. Задания для практических занятий | |
6.3.4.3. Темы и задания для мелкогрупповых/индивидуальных занятий | |
6.3.4.4. Типовые темы и задания контрольных работ (контрольного урока) | |
6.3.4.5. Тестовые задания (примеры из разных вариантов) | |
6.3.4.6. Контрольная работа для студентов заочной формы обучения и методические рекомендации по ее выполнению | |
6.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций | |
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины | |
7.1. Основная литература | |
7.2. Дополнительная литература | |
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины | |
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины | |
10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем | |
11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине | |
12. Иные сведения и материалы | |
12.1. Перечень образовательных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине | |
Лист изменений |
Аннотация
Код и название дисциплины по учебному плану | Б1.Б.11 Экономическая теория | |
Цель дисциплины | Подготовка конкурентоспособных и компетентных профессионалов, обладающих высоким уровнем общей и профессиональной культуры, фундаментальными знаниями в области социально-культурной деятельности, способных и готовых к самостоятельной деятельности, востребованной обществом и государством. | |
Задачи дисциплины заключаются в: | - формировании знания по основным законам и принципам экономической теории, умение переносить теоретические основы на практику и современную экономическую действительность; - умении разбираться в экономических уровнях, отличать микроэкономику от макроэкономики, соотносить, сопоставлять и анализировать процессы, протекающие на различных уровнях; - знакомстве с особенностями России как переходного типа экономических систем; - формировании способность анализировать и делать прогнозы относительно будущего экономического развития страны; - знакомстве с историей экономической мысли как прошлого, так и настоящего; - формировании способности разбираться в особенностях направлений и школ экономической теории и их практического применения; - формировании умения графического анализа проблемы; - формировании умений и навыков, а также необходимых знаний для профессиональной деятельности. | |
Коды формируемых компетенций | ОК-3, ОПК-2, ПК-1, ПК-10 | |
Планируемые результаты обучения по дисциплине | В результате освоения дисциплины студент должен приобрести: знания: - на уровне перечисления основных закономерностей отношений между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления в условиях ограниченности ресурсов и неопределенности; теоретическо-методологической базы функционирования экономики на микро-, мезо- и макро-уровнях (ОК-3); - на уровне перечисления основных принципов и методов принятия рациональных управленческих решений в экономических ситуациях с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2); - основных целей и задач государственной культурной политики в контексте устойчивого социально-экономического развития (ПК-1); - сущность основных элементов финансово-экономической и хозяйственной деятельности учреждений культуры, учреждений и организаций индустрии досуга и рекреации (ПК-10); умения: - соотносить результаты деятельности экономических агентов на микро-, мезо- и макроуровнях, а также факторы, влияющие на них (ОК-3); - выбирать по заданным критериям наиболее рациональное управленческое решение в стандартной экономической ситуации с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2); - оценивает методы реализации задач государственной культурной политики в контексте стратегии устойчивого социально-экономического развития (ПК-1); - адекватно оценивать собственную компетентность в сфере финансово-экономической и хозяйственной деятельности (ПК-10); навыки и (или) опыт деятельности: - решения типовых задач оценки эффективности результатов деятельности экономических агентов на микро-, мезо- и макро-уровнях в различных сферах (ОК-3); - владеет навыком принятия ответственности за управленческие решения (ОПК-2); - соотносить цели и задачи государственной культурной политики со стратегией устойчивого социально-экономического развития (ПК-1); - решать стандартные задачи в сфере финансово-экономической и хозяйственной деятельности (ПК-10). | |
Общая трудоемкость дисциплины составляет | в зачетных единицах – 5 в академических часах – 180 | |
Разработчики | О. Ю. Рявкина, ст. преподаватель кафедры экономики и управления |
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине,
соотнесенных с планируемыми результатами освоения
образовательной программы
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине:
Таблица 1
Результаты освоения ОПОП (содержание компетенций и код) | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине в рамках компонентов компетенций | ||
Пороговый (обязательный для всех студентов) | Продвинутый (превышение минимальных характеристик уровня сформированности компетенции) | Повышенный (максимальная сформированность компетенции) | |
Способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3) | знания: на уровне перечисления основных закономерностей отношений между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления в условиях ограниченности ресурсов и неопределенности; теоретическо-методологической базы функционирования экономики на микро-, мезо- и макро-уровнях | знания: на уровне систематизации основных закономерностей отношений между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления в условиях ограниченности ресурсов и неопределенности; теоретическо-методологической базы функционирования экономики на микро-, мезо- и макро-уровнях | знания: на уровне интерпретации основных закономерностей отношений между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления в условиях ограниченности ресурсов и неопределенности; теоретическо-методологической базы функционирования экономики на микро-, мезо- и макро-уровнях |
умения: соотносить результаты деятельности экономических агентов на микро-, мезо- и макроуровнях, а также факторы, влияющие на них | умения: анализировать результаты деятельности экономических агентов на микро-, мезо- и макроуровнях в зависимости от влияющих на них факторов | умения: прогнозировать результаты деятельности экономических агентов на микро-, мезо- и макроуровнях в зависимости от влияющих на них факторов | |
навыки и (или) опыт деятельности: владеет навыком решения типовых задач оценки эффективности результатов деятельности экономических агентов на микро-, мезо- и макро-уровнях в различных сферах | навыки и (или) опыт деятельности: владеет навыком количественного и качественного анализа конкретных ситуаций на микро-, мезо- и макро-уровнях, их квантификации и решения стандартными методами | навыки и (или) опыт деятельности: имеет опыт анализа отраслевых и региональных экономических процессов, обоснования их логики и тенденций развития с использованием теоретических моделей | |
Способностью находить организационно-управленческие решения в стандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОПК-2) | знания: на уровне перечисления основных принципов и методов принятия рациональных управленческих решений в экономических ситуациях с позиций социальной значимости принимаемых решений | знания: на уровне систематизации основных принципов и методов принятия рациональных управленческих решений в экономических ситуациях с позиций социальной значимости принимаемых решений | знания: на уровне интерпретации основных принципов и методов принятия рациональ ных управленческих решений в экономических ситуациях с позиций социальной значимости принимаемых решений |
умения: выбирать по заданным критериям наиболее рациональное управленческое решение в стандартной экономической ситуации с позиций социальной значимости принимаемых решений | умения: находить и принимать по заданным критериям наиболее рациональное управленческое решение в нестандартной экономической ситуации с позиций социальной значимости принимаемых решений | умения: сводить нестандартные экономические ситуации к стандартным методами АРИЗ Г. С. Альтшуллера, находить и принимать рациональные управленческие решения с позиций социальной значимости принимаемых решений | |
навыки и (или) опыт деятельности: владеет навыком принятия ответственности за управленческие решения | навыки и (или) опыт деятельности: владеет навыком количественного и качественного анализа конкретных экономических ситуаций, их квантификации для принятия рационального управленческого решения с позиций социальной значимости принимаемых решений | навыки и (или) опыт деятельности: имеет опыт сведение нестандартной экономической ситуации к стандартной методами АРИЗ Г. С. Альтшуллера и принятия рационального управленческие решения с позиций социальной значимости принимаемых решений | |
Способностью эффективно реализовывать актуальные задачи государственной культурной политики в процессе организации социально-культурной деятельности (ПК-1) | знания: основных целей и задач государственной культурной политики в контексте устойчивого социально-экономического развития | знания: критериев и показателей эффективности реализации актуальных задач государственной культурной политики в контексте устойчивого социально-экономического развития | знания: методов оценки эффективности реализации актуальных задач государственной культурной политики в контексте устойчивого социально-экономического развития |
умения: оценивает методы реализации задач государственной культурной политики в контексте стратегии устойчивого социально-экономического развития | умения: оценивает эффективность реализации актуальных задач государственной культурной политики в контексте устойчивого социально-экономического развития | умения: оценивает методы реализации задач государственной культурной политики в контексте стратегии устойчивого социально-экономического развития в соответствие с критериями эффективности | |
навыки и (или) опыт деятельности: соотносить цели и задачи государственной культурной политики со стратегией устойчивого социально-экономического развития | навыки и (или) опыт деятельности: обосновывает актуальные задачи государственной культурной политики с точки зрения устойчивого социально-экономического развития | навыки и (или) опыт деятельности: анализируетактуальные задачи государственной культурной политики с точки зрения устойчивого социально-экономического развития | |
Способностью осуществлять финансово-экономическую и хозяйственную деятельность учреждений культуры, учреждений и организаций индустрии досуга и рекреации (ПК-10) | знания: сущность основных элементов финансово-экономической и хозяйственной деятельности учреждений культуры, учреждений и организаций индустрии досуга и рекреации | знания: содержание основных элементов финансово-экономической и хозяйственной деятельности учреждений культуры, учреждений и организаций индустрии досуга и рекреации | знания: специфику основных элементов финансово-экономической и хозяйственной деятельности учреждений культуры, учреждений и организаций индустрии досуга и рекреации |
умения: адекватно оценивать собственную компетентность в сфере финансово-экономической и хозяйственной деятельности | умения: адекватно оценивать собственную компетентность и при необходимости делегирует и контролирует финансово-экономическую и хозяйственную деятельность учреждений культуры | умения: осуществляет отдельные направления финансово-экономической и хозяйственной деятельности учреждений культуры | |
навыки и (или) опыт деятельности: решать стандартные задачи в сфере финансово-экономической и хозяйственной деятельности | навыки и (или) опыт деятельности: анализировать стандартные ситуации и решать задачи в сфере финансово-экономической и хозяйственной деятельности | навыки и (или) опыт деятельности: решать стандартные задачи в сфере финансово-экономической и хозяйственной деятельности с учетом специфики учреждений культуры |
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы[1]
Дисциплина «Экономическая теория» входит в базовую часть учебного плана. Дисциплина логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами: «История», «Социология», «Психология», «Философия», «Информационные технологии управления социально-культурной деятельности». Данные дисциплины готовят обучающихся к эффективному изучению дисциплины, формируя следующие «входные» знания и умения:
- знание основных этапов и закономерностей исторического развития общества для формирования гражданской позиции;
- способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы;
- способностью использовать основы психологических закономерностей поведения людей в различных сферах жизнедеятельности;
- способностью к самостоятельному поиску, обработке, анализу и оценке профессиональной информации, приобретению новых знаний, используя современные образовательные и информационные технологии;
- способностью к использованию современных информационных технологий для моделирования, статистического анализа и информационного обеспечения социально-культурных процессов.
Освоение дисциплины будет необходимо при изучении дисциплин: «Основы менеджмента социально-культурной деятельности», «Основы социально-культурного проектирования», «Ресурсная база социально-культурной деятельности», «Основы продюсерского мастерства», прохождении преддипломной практики, подготовке к государственной итоговой аттестации.
3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием
количества академических часов, выделенных на контактную
Таблица 2
Вид учебной работы | Всего часов |
Очная форма | |
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | |
– Контактная работа (по учебным занятиям) (всего) | |
в т. ч.: | |
лекции | |
семинары | |
практические занятия | |
мелкогрупповые занятия | - |
индивидуальные занятия | - |
– Внеаудиторная работа2: | |
консультации текущие | 5 % от аудиторной работы |
курсовая работа | - |
– Самостоятельная работа обучающихся (всего) | |
– Промежуточная аттестация обучающегося (экзамен) (всего часов по учебному плану): |
4. Содержание дисциплины, структурированное по темам
(разделам) с указанием отведенного на них количества
академических часов и видов учебных занятий
4.1. Структура преподавания дисциплины
Таблица 3
Очная форма обучения
Наименование разделов, тем | Общая трудоемкость (всего час.) | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в академ. час.) | Формы текущего контроля успеваемости | Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||
Контактная работа | с/р | |||||||
лек. | сем. | практ. | инд. | |||||
Раздел 1. Введение в экономику | ||||||||
Тема 1. Предмет и метод экономической теории | - | - | - | Проверка выполнения сам/раб, терминологический диктант | ||||
Тема 2. Этапы развития экономической теории | - | - | Оценка за участие в семинаре, проверка выполнения сам/раб, терминологический диктант | |||||
Тема 3. Потребности и ресурсы | - | - | - | Проверка выполнения сам/раб, терминологический диктант | ||||
Тема 4. Производственные возможности общества и экономический выбор | - | - | Оценка за участие в семинаре, проверка выполнения сам/раб, терминологический диктант | |||||
Тема 5. Общественное производство и экономические отношения | - | - | - | Проверка выполнения сам/раб, терминологический диктант | ||||
Тема 6. Товарное производство; товар и деньги | - | - | - | Проверка выполнения сам/раб, терминологический диктант | ||||
Тема 7. Экономические агенты, собственность и хозяйствование | - | - | Оценка за участие в семинаре, проверка выполнения сам/раб, терминологический диктант | |||||
Тема 8. Экономические системы | - | - | Оценка за участие в семинаре, проверка выполнения сам/раб, терминологический диктант | |||||
Тема 9. Основные элементы рынка: цена, спрос и предложение | - | - | Оценка за участие в семинаре, проверка выполнения сам/раб, терминологический диктант | |||||
Тема 10. Конкуренция как основа рыночной экономики | - | Аттестация Оценка за участие в семинаре, оценка за работу на практическом занятии, проверка выполнения сам/раб, терминологический диктант | ||||||
Итого в 3 сем. | - | |||||||
Раздел 2. Микроэкономика | ||||||||
Тема 11. Теория производства фирмы | - | - | Оценка за работу на практическом занятии, проверка выполнения сам/раб, терминологический диктант | |||||
Тема 12. Производство и распределение | - | - | Оценка за участие в семинаре, проверка выполнения сам/раб, терминологический диктант | |||||
Раздел 3. Макроэкономика | ||||||||
Тема 13. Национальная экономика: результаты развития и их измерение | - | - | - | Проверка выполнения сам/раб, терминологический диктант | ||||
Тема 14. Макроэкономическая нестабильность и макроэкономическое равновесие, механизмы его обеспечения | - | - | Оценка за участие в семинаре, проверка выполнения сам/раб, терминологический диктант | |||||
Тема 15. Финансовая система и финансовая политика государства | - | - | - | Проверка выполнения сам/раб, терминологический диктант | ||||
Тема 16. Денежно-кредитная система и политика государства | - | - | - | Проверка выполнения сам/раб, терминологический диктант | ||||
Тема 17. Инфляция и антиинфляционная политика государства | - | Оценка за работу на практическом занятии, оценка за участие в семинаре, проверка выполнения сам/раб, терминологический диктант | ||||||
Тема 18. Занятость: рынок труда и безработица. Социальная политика государства | - | Оценка за работу на практическом занятии, оценка за участие в семинаре, проверка выполнения сам/раб, терминологический диктант | ||||||
Раздел 4. Мировая экономика | ||||||||
Тема 19. Объективные основы всемирного хозяйства. Экономические отношения в системе мирового хозяйства | - | - | - | Проверка выполнения сам/раб, терминологический диктант, тестирование | ||||
Тема 20. Проблемы переходного периода в экономике в России | - | - | Оценка за участие в семинаре, проверка выполнения сам/раб, терминологический диктант | |||||
Экзамен 4 сем. | Экзамен 36 час. | |||||||
Итого в 4 сем. | - | |||||||
Всего по дисциплине | - |
Таблица 4
Матрица компетенций
Наименование разделов, тем | Общая трудоемкость (всего час.) | Коды компетенций | общее количество компетенций | |||
ОК-3 | ОПК-2 | ПК-1 | ПК-10 | |||
Раздел 1. Введение в экономику | ||||||
Тема 1. Предмет и метод экономической теории | + | + | - | + | ||
Тема 2. Этапы развития экономической теории | + | + | - | + | ||
Тема 3. Потребности и ресурсы | + | + | - | + | ||
Тема 4. Производственные возможности общества и экономический выбор | + | + | - | + | ||
Тема 5. Общественное производство и экономические отношения | + | + | - | + | ||
Тема 6. Товарное производство; товар и деньги | + | - | - | - | ||
Тема 7. Экономические агенты, собственность и хозяйствование | + | + | + | + | ||
Тема 8. Экономические системы | + | + | + | + | ||
Тема 9. Основные элементы рынка: цена, спрос и предложение | + | + | - | + | ||
Тема 10. Конкуренция как основа рыночной экономики | + | + | + | + | ||
Раздел 2. Микроэкономика | ||||||
Тема 11. Теория производства фирмы | + | + | + | + | ||
Тема 12. Производство и распределение | + | + | - | + | ||
Раздел 3. Макроэкономика | ||||||
Тема 13. Национальная экономика: результаты развития и их измерение | + | + | - | + | ||
Тема 14. Макроэкономическая нестабильность и макроэкономическое равновесие, механизм его обеспечения | + | + | + | + | ||
Тема 15. Финансовая система и финансовая политика государства | + | + | + | + | ||
Тема 16. Денежно-кредитная система и политика государства | + | + | + | + | ||
Тема 17. Инфляция и антиинфляционная политика государства | + | + | - | - | ||
Тема 18. Занятость: рынок труда и безработица. Социальная политика государства | + | + | + | - | ||
Раздел 4. Мировая экономика | ||||||
Тема 19. Объективные основы всемирного хозяйства. Экономические отношения в системе мирового хозяйства | + | - | - | - | ||
Тема 20. Проблемы переходного периода в экономике в России | + | - | - | - | ||
Экзамен | + | + | + | + | ||
Всего по дисциплине |
4.2. Содержание дисциплины
Раздел 2. Микроэкономика
Тема 11. Теория производства фирмы.Фирма. Функционирование фирмы. Выручка и прибыль. Производственная функция. Издержки и прибыль фирм: издержки производства, виды издержек (постоянные, переменные; предельные, общие, средние).
Излишки потребителя и производителя. Теории поведения потребителя и производителя (предпринимателя). Доходы: формирование, распределение и неравенство.
Поведение производителя в условиях совершенной конкуренции. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Принцип максимизации прибыли. Деятельность фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Равновесие фирмы в условиях несовершенной конкуренции. Оптимизация объемов производства в условиях монополии.
Виды предприятий. Виды ценных бумаг. Оценка результатов хозяйственной деятельности. Понятие банкротства. Основы бухгалтерского учета. Основы маркетинга.
Тема 12. Производство и распределение.Общественное производство и его факторы. Спрос и предложение на рынке факторов производства. Роль распределения в экономике. Образование и распределение доходов. Неравенство в распределении доходов. Первичные доходы.
Земля как фактор производства. Рынок земли. Земельная рента. Цена земли.
Труд как фактор производства. Рынок труда. Спрос и предложение на рынке труда. Заработная плата, ее сущность. Факторы, влияющие на ее величину. Рабочая сила. Номинальная и реальная заработная плата. Заработная плата и занятость.
Капитал как фактор производства. Физический (основный и оборотный), инвестиционный и человеческий капитал. Физический и моральный износ основного капитала. Амортизация. Рынок капитала. Концентрация капитала. Процент как доход от капитала. Процентная ставка и инвестиции.
Предпринимательство как фактор производства. Предпринимательская и бухгалтерская прибыль. Нормальная экономическая прибыль.
Раздел 3. Макроэкономика
Тема 13. Национальная экономика: результаты развития и их измерение.Национальная экономика как целое. Резидентные и нерезидентные институциональные единицы. Кругооборот доходов и продуктов. Характеристика системы национальных счетов.
Основные макроэкономические показатели. Валовой национальный продукт (ВНП) и методы его расчета. Номинальный и реальный ВНП. ВНП–дефлятор. Валовой внутренний продукт (ВВП) (производство, распределение и потребление) и способы его расчета. Чистый национальный продукт и национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Конечное потребление. Модели потребления, сбережения, инвестирования (валовые и чистые).
Национальное богатство. Отраслевая и секторальная структура национальной экономики, межотраслевой баланс.
Тема 14. Макроэкономическая нестабильность и макроэкономическое равновесие, механизм его обеспечения.Экономический рост: сущность, цели, ресурсы, типы, противоречия, тренд. Экономические циклы: сущность и закономерности. Общие черты экономического цикла. Характеристика фаз цикла. Структурные кризисы. Теории экономического роста и экономического цикла. Теория технологических укладов и «длинных волн» Н. Д. Кондратьева. Продолжительность экономических циклов. Эффект акселератора.
Понятие макроэкономического равновесия. Общее равновесие и благосостояние. Классическая теория макроэкономического равновесия: равновесие на товарном рынке.
Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (модель AD – AS). Кейнсианский анализ потребления и сбережения в масштабах национальной экономики.