Группа 3: Нематериальные активы, которые возможно отделить от компании

· Наличие торговой марки.

· Наличие авторских прав.

· Лицензии.

· Патенты.

· Контракты.

· Базы данных клиентов.

Созданный гудвилл теоретически можно рассчитать для любой компании, однако более или менее объективный результат может быть получен лишь в отношении компании, чьи ценные бумаги котируются на бирже.

Гудвилл, в отношении компании чьи ценные бумаги котируются на бирже, будет равен разнице объема рыночной капитализации фирмы и величины ее чистых активов в рыночной оценке.

Подчеркнем, что внутренне созданный гудвилл не может одномоментно возникнуть сам по себе. Он может появиться исключительно в результате купли-продажи компании.

В случае приобретения контроля над компанией как единым имущественным комплексом (напомним, что в этом случае формируется так называемая корпоративная группа как совокупность компаний, одна из которых - материнская контролирует деятельность других компаний группы — дочерних) стоимостная оценка приобретенного гудвилла отражается покупателем, причем по - разному, в зависимости от того, какой баланс составляется. Так, в отчетности материнской компании гудвилл «дочек» не выделяется, а входит составной частью в сумму инвестиций в дочерние компании. В консолидированной отчетности упомянутая сумма инвестиций детализируется, а потому гудвилл будет присутствовать отдельной статьей. Приобретенный гудвилл в известном смысле уравнивается в правах с долгосрочными материальными активами, а потому он, как правило, амортизируется в течение срока полезной службы (согласно МСФО 22 «Объединение компаний» в течение не более чем 20 лет).

Вспомним, что рыночная капитализация — это совокупная оценка экономической ценности всех акций компании, допущенных к официальной торговле на фондовой бирже. С формальных позиций, ее можно представить как стоимостную оценку трех компонентов: (1) чистых активов фирмы, остающихся в распоряжении ее собственников после удовлетворения требований третьих лиц; (2) внутренне созданного гудвилла; (3) ожиданий перспективности бизнеса.

Согласно российскому законодательству для целей налогообложения гудвилл во внимание не принимается.

В заключение рассмотрим пример, демонстрирующий логику и последовательность расчета величины гудвилла, а также его влияние на формирование представления об имущественном потенциале фирмы. Мы будем трактовать гудвилл как некий условный актив, который может быть показан в балансе (например, в аналитическом), что имеет место при составлении консолидированной отчетности. Заметим, что в консолидированном балансе показывается лишь приобретенный гудвилл, имеющий отношение к дочерним компаниям, а гудвилл материнской компании, естественно, не приводится.

Пример.В табл. 5.2. приведен баланс условной фирмы. Ее уставный капитал разбит на 900 тыс. акций. Рассчитать гудвилл данной фирмы, если ее акции продаются на бирже по ценам: вариант А -250 руб., вариант Б - 310 руб.

Таблица 5.2.

Баланс, млн руб.

Актив Пассив
Статья Сумма Статья Сумма
I. Внеоборотные активы III. Капитал и резервы
Основные средства   Уставный капитал
Прочие активы Добавочный капитал
II. Оборотные активы Нераспределенная прибыль
Запасы IV. Долгосрочные обязательства
Дебиторская задолженность V. Краткосрочные обязательства
Баланс Баланс

Решение

Расчет делается в три этапа:

1. Пересчет активов фирмы в текущие рыночные цены.

2. Расчет величины чистых активов приобретаемой фирмы.

3. Расчет гудвилла.

Этап 1.Активы фирмы пересчитываются в текущие рыночные цены. Пересчет касается, в основном, материальных активов, т. е. основных средств и запасов сырья и материалов. Как правило, в условиях инфляции в результате переоценки их стоимость увеличивается.

Предположим, что текущая рыночная стоимость основных средств и производственных запасов составляет, соответственно, 145 и 100 млн. руб. Увеличение стоимости активов отражается в пассивной статье «Добавочный капитал». Баланс с учетом переоценки приведен в табл. 5.3.

Таблица 5.3.

Баланс, млн руб.

Актив Пассив
Статья Сумма Статья Сумма
I. Внеоборотные активы III. Капитал и резервы
Основные средства Уставный капитал
Прочие активы Добавочный капитал
II. Оборотные активы Нераспределенная прибыль
Запасы IV. Долгосрочные обязательства
Дебиторская задолженность V. Краткосрочные обязательства
Баланс Баланс

Этап 2.Рассчитывается величина чистых активов

Чистые активы = 330 - 20 - 70 = 240 млн руб.

Заметим, что в этой задаче величина чистых активов совпала с итогом раздела «Капитал и резервы». Безусловно, подобное совпадение не является предопределенным, чаще величина чистых активов может не достигать величины уставного капитала. Причинами этого могут быть наличие непокрытого убытка прошлых лет, а также активов, которые не принимаются во внимание при расчете величины чистых активов (это собственные акции, выкупленные у акционеров, и задолженность учредителей по взносам в уставный капитал).

Этап 3.Рассчитывается величина гудвилла

1. Если акции продаются по цене 250 руб., это означает, что рынок оценивает компанию в 225 млн руб. (250 руб. • 900000 штук акций).

Чистые активы фирмы в рыночной оценке составляют 240 млн руб., а ее капитализация оценивается в 225 млн руб. Отрицательный гудвилл в сумме 15 млн руб. свидетельствует, что фирма недооценена рынком.

2. Если акции продаются по цене 310 руб., то рыночная стоимость фирмы составляет 279 млн руб., а приобретенный покупателем положительный гудвилл равен 39 млн руб. (279-240). Этот факт свидетельствует о наличии положительных перспективных оценок инвесторов в отношении бизнеса фирмы.

Баланс приобретенной фирмы будет содержать во внеоборотных активах гудвилл как нематериальный актив и, соответственно, на такую же величину возрастет добавочный капитал. В таком представлении раздел «Капитал и резервы» будет отражать рыночную стоимость фирмы равную 279 млн руб. (см. табл.5.4.).

Таблица 5.4.

Баланс, млн руб.

Актив Пассив
Статья Сумма Статья Сумма
I. Внеоборотные активы III. Капитал и резервы
Основные средства   Уставный капитал
Прочие активы   Добавочный капитал
Гудвилл   Нераспределенная прибыль
II. Оборотные активы IV. Долгосрочные обязательства
Запасы V. Краткосрочные обязательства
Дебиторская задолженность
Баланс Баланс

3. На практике возможна и другая ситуация, несколько отличная от предыдущих. Текущая рыночная цена акций (в примере это 250 или 310 руб.) — исключительно волатильная характеристика. Упомянутые значения сложились в условиях равновесного рынка, т. е. в отсутствии массированных операций с акциями. Если предположить, что информация о том, что некий покупатель намеревается скупить акции компании с целью получения безусловного контрольного пакета, становится общедоступной, то держатели акций немедленно изменят запрашиваемую цену; она с очевидностью возрастет. Это означает, что новому покупателю придется заплатить не 310 руб. за акцию; а, допустим, 350 руб. Поэтому общая сумма, уплаченная за фирму, составит в этом случае 315 млн руб., а величина гудвилла увеличится до 75 млн руб. Итоговый баланс будет иметь следующий вид табл.5.5.

Таблица 5.5.

Баланс, млн. руб

Актив Пассив
Статья Сумма Статья Сумма
I. Внеоборотные активы III. Капитал и резервы
Основные средства Уставный капитал
Прочие активы Добавочный капитал
Гудвилл Нераспределенная прибыль
П. Оборотные активы IV.Долгосрочные обязательства
Запасы V.Краткосрочные обязательства
Дебиторская задолженность
Баланс Баланс

Пример показал, насколько относительны данные, приводимые в отчетности, как ими можно варьировать, руководствуясь благой (по крайней мере, в плане декларативности) целью — представление более реальной картины об имущественном и финансовом потенциале фирмы. Как полноценный актив приобретенный гудвилл может появиться в результате покупки компании как единого имущественного комплекса. Что касается внутрифирменного гудвилла, то его можно отражать в аналитическом балансе (в примере именно это и показано), обосновывая это желанием продемонстрировать внешним пользователям реальную картину фактической ценности фирмы. На самом деле подобная демонстрация внутрифирменного гудвилла не делается, в частности, по причинам колеблемости текущих цен, сложности и субъективности оценок.

5.4. Методы и приемы управления нематериальными активами

Факторами, отражающими уровень доверия со стороны фактических и потенциальных инвесторов, кредиторов и покупателей продукции являются:

- деловая репутация;

- узнаваемость бренда;

- рыночная привлекательность;

- капитализация компании

Наши рекомендации