Учет вложений во внеоборотные активы и в нематериальные активы

Вложения во внеоборотные активы – затраты на расширенное воспроизводство основных средств отражаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Согласно ПБУ14/2007 «Учет нематериальных активов» нематериальные активы – это объекты долгосрочного пользования, не имеющие физической основы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход; используются в производстве или в управлении, не предполагается их перепродажа, возможна идентификация от другого имущества, кроме того, обязательно наличие документов, подтверждающих как существование самого актива, так
и исключительного права на сам актив. Нематериальные активы, как правило, обладают способностью отчуждения.

В зависимости от своего назначения и функций, выполняемых в хозяйственной деятельности, нематериальные активы подразделяются на две основные группы:

1. Результаты интеллектуальной собственности и средства индивидуализации. В зависимости от характера охраняемых результатов выделяются две основные группы исключительных прав: относящиеся к промышленной собственности и охраняемые авторским правом произведения науки, литературы и искусства. К объектам промышленной собственности относят исключительные права:

- патентообладателя на изобретения, промышленный образец, полезную модель;

- на программы для ЭВМ, базы данных;

- «ноу-хау»

- на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров; бренды и другие средства индивидуализации

- патентообладателя на селекционные достижения.

2. Деловая репутация организации – особый вид нематериальных активов, или «цена фирмы». Это стоимостная категория, характеризующая разницу между стоимостью фирмы как единого целого и стоимостью ее активов. В новой редакции ПБУ 14/2007 допускается формирование деловой репутации фирмы и при покупке части имущественного комплекса

Это понятие появилось в коммерческой практике Англии в первой половине XV века. Стоимость переносится на издержки не через амортизацию, а путем ежемесячного списания части стоимости данного актива:

Некоторые факторы, побуждающие покупателя платить за деловую репутацию организации, или «гудвилл» (goodwill):

- фирма может обладать той или иной формой монополии,

- покупатель смог бы вести дела под тем же именем,

- обладание товарными знаками и патентами.

В целях налогообложения нематериальные активы входят в состав амортизируемого имущества,и их состав несколько отличается (ст. 256, 257, 325 НК РФ) от определения, данного выше.

Нематериальные активы учитываются на активном счете 04 в первоначальной оценке, которая определяется:

- для объектов, внесенных в счет вклада в уставный капитал, – по договоренности (согласованной стоимости):

- для объектов, приобретенных у других предприятий и лиц, по фактически произведенным затратам на приобретение объектов и доведению их до состояния пригодного к использованию. С 01.01.2008 года проценты по инвестиционным кредитам и займам, привлеченным для приобретения НМА, разрешается включать в стоимость нематериальных активов.

Величина амортизации исчисляется ежемесячно по нормам, установленным самим предприятием.

В соответствии с ПБУ14/2007 при начислении амортизации можно пользоваться следующими методами: линейным, уменьшающегося остатка, пропорционально объему произведенной продукции.

При выборе способа амортизации следует исходить из расчета ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования актива, включая финансовый результат от возможной продажи данного актива. Если такой расчет не обладает надежностью, то следует использовать линейный метод.

Деловая репутация может амортизироваться только линейно. Новацией является необходимость ежегодного подтверждения обоснованности выбранного метода начисления НМА.

ПБУ 14/2007 вводит две группы НМА, не подлежащие амортизации, – это активы с неопределенным сроком полезного использования, а также нематериальные активы некоммерческих организаций.

В целом порядок учета нематериальных активов такой же, как основных средств.

Наши рекомендации