Показатели оценки рыночной привлекательности фирмы

В мире денег фактором, который формирует уровень доверия со стороны фактических и потенциальных инвесторов, кредиторов и покупателей продукции является рыночная привлекательность фирмы. Этот термин служит для обозначения инвестиционной и контрагентской привлекательности фирмы. Оценивается по результатам анализа ряда наиболее значимых финансовых индикаторов. К ним относятся следующие.

Прибыль (доход) на акцию (EPS) – рассчитывается как отношение чистой прибыли, доступной к распределению среди держателей обыкновенных акций, к средневзвешенному числу этих акций. Его рост свидетельствует о повышении инвестиционной привлекательности фирмы и влияет на рыночную цену акций.

Коэффициент котируемости акции (Р/Е)представляет собой один из наиболее известных рыночных индикаторов и рассчитывается по формуле

Р/Е = Рm / EPS

где Рm - текущая рыночная цена акции (обыкновенной);

ЕРS - прибыль на акцию.

Коэффициент Р/Еслужит индикатором спроса на акции данной компании, поскольку показывает, сколько согласны платить инвесторы в данный момент за единицу прибыли на акцию. Относительно высокий рост этого показателя указывает на то, что инвесторы ожидают более быстрого роста прибыли данной фирмы по сравнению с другими. Этот показатель можно использовать в пространственных (межхозяйственных) сопоставлениях. Для компаний, имеющих относительно высокое значение коэффициента устойчивости экономического роста, характерно, как правило, и высокое значение показателя Р/Е.

Дивидендная доходность акциивыражается отношением дивиденда, выплачиваемого по акции, к ее рыночной цене. В компаниях, расширяющих свою деятельность путем капитализации большей части прибыли, значение этого показателя относительно невелико. Дивидендная доходность акции характеризует процент возврата на капитал, вложенный в акции фирмы. Это прямой эффект. Есть еще и косвенный (доход или убыток), выражающийся в изменении цены на акции данной фирмы и характеризующийся показателем капитализированной доходности.

Дивидендный выход рассчитывается путем деления дивиденда, выплачиваемого по акции, на прибыль на акцию. Наиболее наглядное толкование этого показателя - доля чистой прибыли, выплаченная акционерам в виде дивидендов. Значение коэффициента зависит от инвестиционной политики фирмы. С этим показателем тесно связан коэффициент реинвестирования прибыли, характеризующий ее долю на развитие производственной деятельности. Сумма значений показателя дивидендного выхода и коэффициента реинвестирования прибыли равна 1.

Дивидендное покрытие (DC) — это соотношение между прибылью на обыкновенную акцию и дивидендом, по ней выплачиваемым.

DC = EPS / DPS

где DPS — дивиденд на одну обыкновенную акцию.

В динамике показатель дает некоторую оценку способности фирмы выплачивать дивиденды. Чем выше его значение, тем больше гарантия того, что фирма по формальным позициям имеет возможность выплатить дивиденды; по крайней мере, она имеет для этого соответствующий источник. Очевидно, что произведение этого и предыдущего индикаторов равно 1.

Коэффициент рыночной оценки акции(MBR, PBR,Р/В Ratio) — это показатель, отражающий рыночную привлекательность акции и исчисляемый как отношение рыночной цены акции к ее книжной (учетной) цене:

MBR = Рm /( Ec/Qc)

где Ес - величина обыкновенного акционерного капитала по балансу (в исторических ценах) (для российского баланса - это итог раздела «Капитал и резервы» за вычетом привилегированных акций);

Qc - число обыкновенных акций в обращении.

Знаменатель дроби показывает, сколько стоит обыкновенная акция по балансу (это величина стоимостной оценки активов, приходящихся на акцию); в числителе дроби - текущая рыночная цена акции, причем эта оценка сформирована в условиях публичности отчетности, когда баланс фирмы, а значит, и данные о книжной цене ее акций известны. Книжная ценахарактеризует долю собственного капитала, приходящегося на одну акцию. Очевидно, что она складывается из номинальной стоимости (т. е. стоимости, проставленной на акции, по которой она учтена в акционерном капитале), доли эмиссионной прибыли (накопленной разницы между рыночной ценой проданных акций и их номинальной стоимостью) и доли накопленной и вложенной в развитие фирмы прибыли. Значение коэффициента MBR > 1 означает, что потенциальные акционеры, приобретая акцию, готовы дать за нее цену, превышающую бухгалтерскую оценку реального капитала, приходящегося на эту акцию на данный момент.

Коэффициент Тобина (или g-отношение, g -ratio) представляет собой рыночную характеристику инвестиционной привлекательности фирмы.

g = MVs /MVna

где MVs - совокупная рыночная цена акций фирмы, т.е. ее рыночная капитализация;

MVna - величина чистых активов в рыночной оценке.

Логически этот индикатор тесно связан с предыдущим коэффициентом. Различие в том, что при расчете коэффициента котировки акции используется отчетный баланс, т. е. учетные цены, тогда как коэффициент Тобина полностью ориентируется на рыночные цены. Этот показатель является основным в арсенале профессиональных рейдеров, выявляющих недооцененные на фондовом рынке фирмы с целью их враждебного поглощения (подробно о слияниях и поглощениях в соответствующей теме). Чем больше значение коэффициента превышает 1, тем более перспективной для рынка и инвестиций является фирма. Иными словами превышение значения g-отношения над 1 и его позитивная динамика в немалой степени могут рассматриваться как своеобразная оценка гудвила.

В качестве заключения представим список самых дорогих компаний мира (табл.5.7.)

Таблица 5.7.

Из списка Топ-100 самых дорогих публичных компаний мира

по рыночной капитализации 2015г (часть)

Место Компания Капитализация, млрд., $ Страна Отрасль
Apple 748,7 США Технологии
Microsoft 380,7 США Технологии
Google 367,9 США Технологии
Exxon Mobil 356,0 США Нефть и газ
Berkshire Hathaway 351,2 США Финансы
Wells Fargo 289,3 США Финансы
ICBC 278,3 Китай Финансы
Johnson & Johnson 277,3 США Фармацевтика
General Electric 275,4 США Энергетика
China Mobile 271,5 Китай Телекоммуникации
Novartis 249,2 Швейцария Фармацевтика
Nestle 247,3 Швейцария Потреб. сектор
JPMorgan Chase 245,0 США Финансы
PetroChina 242,6 Китай Нефть и газ
Wal-Mart 240,4 США Потреб. сектор
Hoffmann–La Roche 234,3 Швейцария Фармацевтика
Alibaba Group 225,9 Китай Производство
Facebook 225,7 США Технологии
Toyota Motor 214,9 Япония Автомобилестроение
The Procter & Gamble 213,1 США Фармацевтика
China Construction Bank 212,9 Китай Финансы
Pfizer 212,4 США Фармацевтика
Amazon.com 200,7 США Технологии

5.5. Примерная методика анализа ВНА (на примере основных средств)

Составной частью внеоборотных активов являются основные средства.

Основные средства (ОС) представляют собой совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев.

ОС – это производительная часть капитала в виде земельных участков и объектов природопользования, зданий, сооружений и передаточных устройств, машин и оборудования, которая частями, в течении нормативного срока службы переносит свою стоимость на производимый продукт

Задачи анализа основных средств

§ оценка текущего состояния дел в области ОС;

§ разработка предложений по улучшению или изменению негативных тенденций;

Анализ ОС ведется по следующим направлениям:

1. Анализ состояния, структуры и динамики.

2. Анализ воспроизводства и оборачиваемости.

3. Анализ эффективности использования.

4. Анализ эффективности затрат по содержанию и эксплуатации.

5. Анализ эффективности инвестиций в основные фонды.

Цель анализа основных средств

1. Своевременное обновление для обеспечения непрерывности производственных процессов.

2. Повышение эффективности инвестиций.

Источники информации

1. «Бухгалтерский баланс»

2. «Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах», раздел «Основные средства».

Наши рекомендации