Редакционно-издательским советом
МГУПС (МИИТ)
__________________________________________________________________
Институт экономики и финансов
Кафедра «Финансы и кредит»
А.А. Орлов
Финансовый менеджмент
Конспект лекций
Москва – 2016
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II»
МГУПС (МИИТ)
___________________________________________________________________
Институт экономики и финансов
Кафедра «Финансы и кредит»
А.А. Орлов
Финансовый менеджмент
Конспект лекций
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом
университета в качестве лекций
для студентов специальности "Экономическая безопасность, анализ и управление рисками", направления "Экономика", "Менеджмент" и других направлений и профилей
Москва – 2016
УДК 336.64.072
0-66
Орлов А.А. Финансовый менеджмент: Конспект лекций по дисциплине «Финансовый менеджмент» для студентов специальности "Экономическая безопасность, анализ и управление рисками", направления "Экономика", "Менеджмент" и других направлений и профилей. - М.: МГУПС (МИИТ), 2016. - 113с.
© МГУПС (МИИТ), 2016
Методы организации финансов
Методы организации финансов определяются степенью (силой) государственного вмешательства в экономику, хозяйственную жизнь (см. рис.1.2.).
Метод брутто- вся выручка идет в кассу государства. Государство финансирует затраты предприятий в соответствии со сметами затрат.
Метод нетто - полностью централизовывалась (изымалась) только прибыль.
В плановой экономике применяли хозрасчетный метод, который характеризовался:
· оперативной самостоятельностью;
· централизованным подчинением;
· материальной заинтересованностью;
· материальной ответственностью за получаемые результаты.
В рыночной экономике применяется коммерческий расчет, который отличается от хозрасчета различной формой собственности.
Рис. 1.2. Методы организации финансов
Финансовая политика и управление финансами
Финансовая политика и ее виды
Финансовый механизм
Управление финансами
Управление финансами - это деятельность, связанная с проведением общей финансовой политики государства, направленная на сбалансированность всей финансовой системы.
Главная цель управления финансами – достижение финансовой устойчивости экономики и финансовой независимости государства. В свою очередь конкретные цели - сбалансированность бюджета, оптимизация государственного долга, устойчивость национальной валюты, гармонизация экономических интересов государства и его граждан.
Система управления финансами состоит из взаимодействующих блоков:
· финансовое прогнозирование и планирование;
· финансовое регулирование;
· финансовый контроль;
· комплекс правового обеспечения финансовой деятельности;
· система методов мобилизации финансовых ресурсов.
Процесс управления включает ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль.
В качестве объектов управления финансами выступают различные виды финансовых отношений, а в качестве субъектов управления – специальные службы, называемые финансовым аппаратом.
Непосредственное государственное управление финансами осуществляется лишь в отношении государственных финансов. Это управление регулируется финансовым законодательством через высшие законодательные органы. Это относится к утверждению государственного бюджета и отчету о его исполнении, введению или отмене отдельных видов налогов, утверждению предельного размера государственного и т.д.
Управление государственными финансами имеет целью обеспечение: относительного баланса экономических институтов государства, юридических и физических лиц; бездефицитного государственного бюджета; устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях.
В качестве инструментов управления финансами выступают планирование, контроль, организация и информационное обеспечение.
Планирование включает различные фазы: определение целей, анализ проблем, прогнозирование, поиск альтернатив, оценка принятых решений. За планированием, как правило, следует контроль исполнения планов, который предполагает установление расхождений между планом и фактом и установление причин этих расхождений. Результаты контроля и анализа дают информацию для последующего процесса планирования. Задача организации состоит в обеспечении оптимального достижения целей посредством использования специальных организационных моделей. Информационное обеспечение, включающее в себя переработку, учет, анализ и прогноз информации, представляет собой связующее звено между планированием, контролем и организацией.
Управление финансовой системой страны каждый в сфере своих полномочий осуществляют соответствующие органы.
Общее управление финансами возложено на Федеральное Собрание и две его палаты - Государственную Думу и Совет Федерации. В их задачи входит:
· рассмотрение и утверждение федерального бюджета России и утверждение отчета о его исполнении;
· рассмотрение законов о налогах, сборах и обязательных платежах;
· установление предельного размера государственного внутреннего и внешнего долга.
Оперативное управление осуществляет финансовый аппарат:
· Министерство финансов России;
· Федеральное казначейство;
· Дирекции внебюджетных фондов;
· Территориальные финансовые органы;
· Государственная налоговая служба;
· Государственный таможенный комитет;
· финансовые департаменты и отделы соответствующих министерств и агентств.
· финансовые службы и финансовые отделы предприятий.
Министерство финансов России (и его органы на местах) организует и обеспечивает:
· разработку и реализацию стратегических направлений финансовой политики;
· составление проекта и исполнение федерального бюджета;
· разработку предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы, страховой деятельности, формированию и развитию рынка ценных бумаг;
· осуществляет выпуск государственных внутренних и внешних займов;
· осуществляет контроль за бюджетными учреждениями;
· разрабатывает методологическое обеспечение финансовой отчетности в стране;
· финансирует сферы деятельности.
Оргструктура Министерства финансов ориентирована на выполнение своих задач:
· бюджетный департамент (составляет проект федерального бюджета);
· отраслевые департаменты финансирования промышленности, строительства и строительной индустрии, транспортных систем и связи, сельского хозяйства и т.д.;
· департамент иностранных кредитов и внешнего долга;
· департамент налоговых реформ;
· департамент страхового надзора;
· департамент государственных ценных бумаг и финансового рынка;
· Главное управление федерального казначейства (отвечает за кассовое исполнение бюджета).
Система Федерального казначейства во главе с Главным управлением федерального казначейства была создана в 1993 году.
Основные задачи органов Казначейства:
· организация исполнения и контроль за исполнением федерального бюджета по доходам и расходам;
· управление доходами и расходами федерального бюджета на открываемых в банках счетах Казначейства исходя из принципа единства кассы;
· регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;
· сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органом государственной власти РФ отчетности о финансовых операциях;
· краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов;
· разработка методических и инструктивных материалов по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, обязательных для органов государственной власти, предприятий, организаций и учреждений.
Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:
· организует исполнение федерального бюджета РФ и государственных федеральных внебюджетных фондов;
· руководит работой территориальных органов федерального казначейства; доводит до территориальных органов размеры ассигнований из федерального бюджета;
· ведет сводный реестр распорядителей средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов;
· организует распределение доходов между бюджетами различных уровней, передачу в местные бюджеты отчислений от поступлений по государственным налогам и доходам;
· осуществляет краткосрочное прогнозирование и кассовое планирование средств централизованных финансовых ресурсов и др.;
· осуществляет контроль за использованием средств бюджетополучателями, за уполномоченными банками.
Территориальные органы казначейской системы осуществляют на своих территориях аналогичные функции в пределах их компетенции.
С целью осуществления контроля за бюджетополучателями развивается система открытия лицевых счетов бюджетных организаций, финансируемых из федерального бюджета, в отделениях федерального казначейства. Обычная схема перечисления денег:
| |||
Территориальные финансовые органы: Минфины республик, областные, окружные, краевые финансовые управления (финансовые департаменты), районные, городские финансовые департаменты (управления). Они имеют свой счет в уполномоченном банке, куда поступают территориальные налоги, средства из федерального бюджета в порядке помощи. В процессе исполнения бюджета в соответствии с планом денежные средства переводятся на счета бюджетополучателей.
Основные функции территориальных финансовых органов:
· составление проекта территориального бюджета, а после его принятия непосредственное его исполнение.
· разработка проектов территориального финансового законодательства,
· управление территориальным государственным и муниципальным долгом,
· контроль за использованием средств территориального бюджета.
Дирекции внебюджетных фондов осуществляют управление государственными федеральными внебюджетными фондами.
В сфере страхования основными хозяйствующими субъектами являются страховые компании, негосударственные пенсионные фонды. Для контроля за их деятельностью существует Департамент страхового надзора (в составе Минфина РФ).
Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей, подготовка предложений по совершенствованию налогового законодательства возложены на Государственную налоговую службуи ее органы на местах -налоговые инспекции.
За соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границы РФ, правильностью исчисления и уплаты таможенных пошлин ответственность несет Государственный таможенный комитет РФ и его органы на местах - таможенные посты, таможни.
Каждое звено финансовой системы имеет свой аппарат оперативного управления.
Управление финансами отраслей экономики производится финансовыми департаментами и отделами соответствующих министерств и агентств. Они формируют и распределяют отраслевые финансовые фонды, управляют финансами отрасли. Финансовые управления министерств и агентств осуществляют распределение бюджетных ассигнований по подведомственным организациям.
Управление финансами на предприятиях осуществляют финансовые службы и финансовые отделы предприятий. Они осуществляют:
· анализ финансового положения предприятия, поиск путей роста рентабельности, восполнение недостатка оборотных средств, исследование резервов роста прибыли, повышение ликвидности и т.д;
· финансовое планирование;
· организацию финансирования деятельности (работа с учредителями по получению дополнительных взносов, эмиссия ценных бумаг, работа по получению и погашению банковских кредитов);
· разработку предложений по размещению временно свободных финансовых ресурсов;
· финансовый контроль;
· разработку внутрифирменных нормативных документов по премированию работников и внутрифирменному распределению финансовых ресурсов.
На крупных предприятиях появляются финансовые дирекции. Они объединяют все экономические службы предприятия: бухгалтерию, отдел по труду и зарплате, несколько специализированных финансовых отделов.
Свою специфику работы имеют финансовые органы некоммерческих бюджетных организаций.
Большинство низовых бюджетных организаций не имеют собственных финансовых органов и управление их финансами осуществляется отраслевыми региональными органами. Смету большинства поликлиник, больниц, школ, библиотек, детских дошкольных и других учреждений составляет отраслевая организация территориальной исполнительной власти. Распорядителем этих средств является руководство организации, но определяет величину суммы и осуществляет контроль за использованием выделенных средств соответствующие департаменты, например, Департамент здравоохранения, Департамент образования и т.д.
В организациях, выделенных на самостоятельные балансы и имеющих свой счет в банке, то есть обладающих основными признаками юридического лица, создается бухгалтерия, которая составляет сметы, осуществляет управление внебюджетными финансовыми ресурсами. Но это не отменяет управление бюджетными средствами и контроль за их использованием со стороны территориальных органов исполнительной власти.
Методы управления финансами
Управление финансами осуществляется экономическими и административнымиметодами.
К экономическим методам относятся:
· фискальная политика;
· финансовое планирование;
· координация финансовых ресурсов;
· финансовое регулирование.
Фискальная политика - это меры со стороны правительственных органов по изменению порядка налогообложения и структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику для изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
Объектом финансового планирования является формирование и распределение доходов и накоплений, а также использование различных фондов денежных средств. На общегосударственном и региональном уровне оно реализуется как бюджетное планирование, а на уровне хозяйствующего звена - как финансовый план предприятия.
Координация финансовых ресурсов на общегосударственном уровне осуществляется через систему дотаций различным звеньям бюджетной системы и посредством субвенциального финансирования.
Финансовое регулирование осуществляется в виде регламентирования использования финансовых ресурсов.
К административным методам можно отнести:
· систему амортизационных отчислений;
· систему финансовых санкций;
· финансовый менеджмент.
Задачами финансового менеджмента является:
· планирование и прогнозирование финансовой стороны деятельности предприятия;
· принятие обоснованных решений по инвестированию средств;
· координация финансовой деятельности всех подразделений;
· проведение операций на финансовом рынке с целью мобилизации финансовых ресурсов.
Пример Системы финансового планирования
№ п.п. | Системы фин. планирования | Формы реализации результатов | Период планирования |
| Прогнозирование финансовой деятельности | Разработка финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности (наиболее сложная система) | Max до 3-х лет |
| Текущее планирование | Разработка текущих финансовых планов по отдельным аспектам финансовой деятельности | 1 год |
| Операционное планирование финансовой деятельности | Разработка и доведение до исполнителей операционных плановых заданий по всем вопросам финансовой деятельности (бюджетов, платежных календарей…) | 1 кв.- месяц |
Системы финансового прогнозирования базируются на финансовой идеологии, т.е. основополагающих принципах осуществления финансовой деятельности и финансовом менталитете учредителей и менеджеров.
1) Финансовая стратегия – система долгосрочных целей финансовой деятельности определяющих его финансовую идеологию и наиболее эффективные пути их достижения. Её разработка осуществляется в условии неопределённости.
Выделяют 4 уровня неопределённости:
· Достаточно ясное будущее (можно легко получить информацию для прогнозирования).
· Альтернативное будущее.
· Диапазон будущих событий.
· Абсолютная независимость.
Формируют 3 типа стратегий:
§ Создание будущего – принятие активных мер по изменению сложившейся стабильности в свою пользу.
§ Адаптация к будущему – позиционирование своего продукта, технологий заблаговременно до возможного изменения ситуации.
§ Закрепление права на игру – немедленные, невозвратимые, небольшие или большие инвестиции ради занимаемого среднего положения и получения преимуществ в будущем.
Формируют 3 варианта действий
§ Большие ставки – крупные инвестиции поглощения, отсюда: победа или поражение.
§ Опцион (цель) – страхование больших ставок или минимизация убытков при неблагоприятном развитии событий.
§ Беспроигрышные действия – например, закрытие предприятия.
2) Финансовая политика – форма реализации финансовой идеологии и финансовой стратегии в разрезе наиболее важных аспектов финансовой деятельности на отдельных этапах их осуществления.
Элементы финансовой политики
· Определение центра доходов хозяйствующего субъекта – подразделение, которое приносит предприятию максимальные доходы.
· Определение центра расходов хозяйствующего субъекта – подразделение малорентабельное или убыточное, но играющее важную роль в производственно-сбытовом процессе.
Для этого используют
· Правило Парето.
· Правило ABC – анализа. Применителен к продажам:
- важнейшая клиентура: A - 15% по численности, её значимость в конкретном результате/доходах/прибыли, составляющих примерно 65%;
- важная клиентура: B – 20% по численности и 20% в конкретном результате;
- мелкая клиентура: C - ?
Текущие финансовые планы по отдельным аспектам финансовой деятельности
· План доходов и расходов по операционной деятельности. Цель: определение суммы чистой прибыли от операционной деятельности.
· План доходов и расходов по инвестиционной деятельности. Цель: определение объёма потребностей в финансовых ресурсах для реализации намеченных инвестиционных программ, а также возможностей поступления этих ресурсов в процессе осуществления инвестиционной деятельности.
· Кассовый план – план поступления и расходования денежных средств. Цель: обеспечение постоянной платёжеспособности предприятия в планируемом периоде.
· Балансовый план – прогнозный балансовый отчёт; определяют результаты прогнозирования состава активов и структуры используемых финансовых средств на конец планового периода. Цель: определение необходимого прироста отдельных видов активов, формирование оптимальной структуры капитала, обеспечивающей финансовую устойчивость в планируемом периоде.
Исходная информация планирования
· Финансовая стратегия
· Финансовая политика
· Планируемые объёмы производства и реализации продукции
· Система норм и нормативов
· Система ставок налоговых платежей
· Действующая система норм амортизационных отчислений
· Результаты за предшествующий период.
Планы «можно» разрабатывать в 3-х вариациях
· Оптимистический
· Пессимистический
· Реалистичный.
Система оперативного планирования финансовой деятельности – разработка комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению направлений деятельности предприятия.
Главная форма планового задания: бюджет – операционно-финансовый план краткосрочного периода (квартал/месяцц), отражающий расходы и поступления денежных средств в процессе осуществления деятельности. Он детализирует показатели текущих финансовых планов и является основным документом, доводимым до центров ответственности (доходов/расходов).
2 основные задачи бюджетирования
· Определение объёма и состава расходов, связанных с деятельностью структурных подразделений.
· Обеспечение покрытие расходов с указанием источников финансовых ресурсов.
Процесс бюджетирования носит непрерывный/скользящий характер.
Классификация бюджетов
1). По сферам деятельности:
· Операционной
· Инвестиционной
· Финансовой.
2). По видам затрат:
· Текущий
· Капитальный.
3). По номенклатуре затрат:
· Функциональный (по 1-2 статьям)
· Комплексный
4). По методам разработки
· Стабильный (не изменяется в зависимости от изменения объемов)
· Гибкий.
1.6. Финансовый контроль
Финансовый контроль - контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных подразделений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов.
Финансовый контроль - стоимостной контроль. Имеет место во всех сферах общественного производства, является многоуровневым и всесторонним, сопровождает весь процесс движения денежных фондов и стадию осмысления финансовых результатов.
Содержание, значение и задачи финансового контроля
Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.
Объектом финансового контроля являются процессы формирования и использования источников финансовых ресурсов в форме фондов денежных средств на всех уровнях и звеньях экономической системы.
Финансовый контроль обычно рассматривают в 2-х аспектах:
· строго регламентированная деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;
· элемент управления финансами и денежными потоками на макро - и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.
Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются по целям, методам, субъектам контроля. В первом случае, преобладает правовая и количественная сторона контроля, во втором - упор делается на аналитическую сторону финансового контроля.
Финансовый контроль включает:
· проверку соблюдения требований экономических законов в части оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта и национального дохода;
· проверку правильности составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль);
· анализ финансового состояния предприятий и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий, организаций , учреждения;
· налоговый контроль;
· другие направления.
Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:
· обеспечение сбалансированности потребностей в финансовых ресурсах с размерами денежных доходов и фондов;
· обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
· выявление внутрихозяйственных резервов в целях снижения себестоимости и повышения рентабельности;
· содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов;
· содействие правильной организации и ведения бухгалтерского учета и отчетности;
· обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов.
П П
RД = *100% RР = *100%
Д Р
R - показывает съем прибыли с 1 рубля соответственно производственных основных фондов, доходов и расходов.
В классической теории различают: бухгалтерскую прибыль, которая представляет собой сумму общей выручки производителя за вычетом его внешних издержек. Под внешними издержками понимается величина денежных расходов, осуществляемых производителем с поставщиком. Экономическая прибыль - это бухгалтерская прибыль за вычетом суммы внутренних издержек, то есть произведенных в процессе самостоятельного использования собственных ресурсов.
Нераспределенная прибыль по своей природе представляет собой аккумулированный доход, находящийся в обороте. Она является собственным источником финансирования, т.е. может рассматриваться как составная часть капитала организации.
Конечным финансовым результатом является чистая прибыль, т. е. бухгалтерская прибыль отчетного периода за вычетом всех причитающихся платежей из нее в соответствии с действующим бухгалтерским и налоговым законодательством. Из этой суммы производят отчисления в фонды предприятия.
Консолидированная прибыль - прибыль материнского и дочерних предприятий.
Базовая прибыль (убыток) на акцию определяется как отношение базовой прибыли (убытка) отчетного периода к средневзвешенному количеству обыкновенных акций, находящихся в обращении в течение отчетного периода.
Базовая прибыль (убыток) отчетного периода представляет собой величину чистой прибыли, скорректированную на сумму дивидендов по привилегированным акциям.
Показатель разводненной прибыли (убытка) на акцию имеет прогнозный характер и показывает максимально возможную степень уменьшения прибыли или увеличения убытка, приходящегося на одну обыкновенную акцию. Под разводнением прибыли понимают ее уменьшение или увеличение убытка в расчете на одну обыкновенную акцию за счет возможного в будущем выпуска дополнительных акций без соответствующего увеличения активов общества.
Финансовый результат от реализации продукции, работ и услуг определяется в бухгалтерской отчетности - “Отчет о прибылях и убытках”. Отчет составляется ежеквартально нарастающим итогом.
Тема 2. Предмет, цели и задачи курса «Финансовый менеджмент»
История возникновения
Менеджмент (М) – форма управления социально экономическими процессами, посредством и в рамках предпринимательской деятельности предприятий и коммерческих организаций.
Возникло это понятие в 1900г. и было сфокусировано на элементе – люди. С 1950г. фокус сместился на системы, процессы и методы. А в последнее время – на цели деятельности предприятия. В 1980г. общий менеджмент развился в финансовый, инновационный, банковский, производственный.
Западными специалистами выделяются пять подходов в становлении и развитии финансового менеджмента .
Первый подход связан с деятельностью «школы эмпирических прагматиков» (50е годы). Ее представители - профессиональные аналитики, которые, работая в области анализа кредитоспособности компаний, пытались обосновать набор относительных показателей, пригодных для такого анализа. Они впервые попытались показать многообразие аналитических коэффициентов, которые могут быть рассчитаны по данным бухгалтерской отчетности и являются полезными для принятия управленческих решений.
Второй подход обусловлен деятельностью школы «статистического финансового анализа» (60-е годы). Основная идея в том, что аналитические коэффициенты, рассчитанные по данным бухгалтерской отчетности, полезны лишь в том случае, если существуют критерии, с пороговыми значениями которых эти коэффициенты можно сравнивать.
Третий подход ассоциируется с деятельностью школы «мультивариантных аналитиков» (70-е годы). Представители этой школы исходят из идеи построения концептуальных основ, базирующихся на существование несомненной связи частных коэффициентов, характеризующих финансовое состояние и эффективность текущей деятельности.
Четвертый подход связан с появлением «школы аналитиков, занятых прогнозированием банкротства компаний» (80-е годы). Представители этой школы делают в анализе упор на финансовую устойчивость компании, предпочитая перспективный анализ ретроспективному.
Пятый подход представляет собой самое новое направление (развивается с 60-х годов) – школа «участников фондового рынка». Ценность отчетности состоит в возможности ее использования для прогнозирования уровня эффективности инвестирования в ценные бумаги. Это направление пока больше развивается главным образом учеными и пока не получило признания в практике.
Предмет и задачи курса
Целями освоения учебной дисциплины «Финансовый менеджмент»являются формирование у обучающегося знаний, умений и навыков необходимых для реализации научно-технической и экономической политики развития страны, согласованной с направлениями реформ, проводимых на федеральном уровне, принятия эффективных стратегических, тактических и оперативных решений в сфере управления финансами компаний.
Задачами курса является развитие у студента способностей обосновывать решения в сфере управления основным и оборотным капиталом, выборе источников финансирования, способностей анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения, эффективно использовать основные методы и инструменты финансового менеджмента в оперативной финансовой работе, для стоимостной оценки активов, принятия решений по инвестированию, формированию кредитной и дивидендной политики, структуре капитала; привитие навыков владения техниками финансового планирования и прогнозирования, методами и программными средствами обработки деловой информации, эффективного использования корпоративных информационных систем, понимать роль финансовых рынков и институтов и философию бизнеса.
2.3. Взаимосвязь и взаимодействие дисциплины с другими курсами
Учебная дисциплина «Финансовый менеджмент» относится к профессиональному циклу. Для изучения данной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые такими дисциплинами как Статистика, Микроэкономика, Макроэкономика, Экономика предприятия (организации), Финансы, денежное обращение и кредит, Финансы предприятий, Финансовая среда предпринимательства, предпринимательские риски, Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика, Экономический анализ, Экономическая безопасность, Инвестиции, Инвестиционный менеджмент, Бухгалтерский учет и анализ, Менеджмент, Рынок ценных бумаг и биржевое дело и другие, формирующие понимание сути и философию бизнеса
Три источника ФР
1) средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;
2) средства внебюджетных фондов;
3) ресурсы, получаемые самими предприятиями (прибыль, амортизация).
Исходя из этого финансы могут быть централизованными (государственными) и децентрализованными (ресурсы хозяйствующих субъектов).
Децентрализованные ресурсы классифицируются на:
· собственные и привлеченные (прибыль, амортизация, денежные средства в обороте, выручка от продажи имущества, прибыль от выполнения работ и услуг, все виды кредиторской задолженности);
· заемные (долгосрочные и краткосрочные кредиты банков, средства различных финансовых структур;
· ресурсы, получаемые в порядке перераспределения (страховые возмещения, субсидии государства, субвенции).
Финансовые отношения
По экономическому содержанию всю совокупность финансовых отношений можно систематизировать по следующим направлениям:
· связанные с формированием уставного капитала хозяйствующего субъекта (отношения между учредителями; между акционерами и акционерным обществом);
· между хозяйствующим субъектом и вышестоящими организациями, союзами, ассоциациями, членами которых они являются при выполнении взаимных финансовых обязательств;
· между хозяйствующими субъектами и населением при распределении и использовании доходов, выпуске и размещении акций, облигаций и дивидендов по ним;
· отношения между предприятиями и работниками (выплата заработной платы, выдача дивидендов, материальные санкции);
· отношения между предприятиями и его филиалами, подразделениями (наделение оборотными средствами, предоставление им ресурсов для обновления МТБ, подготовка и повышение квалификации кадров;
· отношения между предприятиями (оплата счетов, выплата авансов, совместное участие в осуществлении инвестиционных проектов, взыскание санкций за нарушение договоров);
· отношения между предприятием и государством (платежи налогов, финансирование из бюджета отдельных затрат, предоставление налоговых льгот, применение штрафных санкций;);
· отношения между предприятиями и банками (хранение собственных средств предприятий на счетах в банках, депозиты, краткосрочное и долгосрочное кредитование, эмиссия и размещение ценных бумаг, долевое участие в совместных предприятиях);
· отношения между государством и населением (уплата налогов и сборов, финансирование государством части социально - культурных потребностей населения, приобретение облигаций государственных займов);
· отношения между банками и населением (вклады населения в сбербанк и другие банки, приобретение банковских сертификатов, выплата банками населению дохода по вкладам, сертификатам;
· отношения между всеми вышеуказанными и теневой экономикой.
Финансовые инструменты (ФИ)
В общем виде финансовые инструменты– это любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств другого. Финансовые инструменты подразделяются на:
- первичные (денежные средства, ценные бумаги, дебиторская и кредиторская задолженности);
- вторичные (финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные и валютные свопы).
В соответствии с упрощенным пониманием сущности понятия выделяют три основные категории финансовых инструментов:
1. Денежные средства (средства в кассе, на расчетном и валютном счете).
2. Кредитные инструменты (облигации, форвардные контракты,