Критерии выбора составов смеси.
Бензиновый двигатель регулируется не только количественно (дросселированием воздушного потока на впуске) но и качественно (изменением отношения воздух-топливо). Отношение массы воздуха к массе топлива (air fuel ratio – AFR) называют “Составом смеси”. Теоретически для полного сгорания 1кг топлива требуется 14.7кг воздуха, состав 14.7/1 называется стехиометрическим. Однако реально такой состав не обеспечивает ни максимальной мощности двигателя, ни экономии топлива. Поэтому состав смеси должен изменятся в зависимости от оборотов и нагрузки на двигатель. Для правильной настройки программы управления следует понимать, что двигатель может работать в 2-х состояниях – режим нагрузок, и режим принудительного холостого хода (торможения двигателем). В режиме нагрузок двигатель должен вырабатывать эффективную мощность. Для этого он должен работать в определенном диапазоне составов смеси. Диапазон регулирования по составу смеси, в котором обеспечивается бесперебойная и устойчивая работа двигателя ограничен пределами 12.5-15.4 +/-0.5. При этом смесь 12.5+/-0.5 называется мощностной – поскольку при работе на ней обеспечивается максимальная мощность двигателя. А смесь 15.4 +/-0.5 – экономичной (максимальная экономия топлива). Не имеет смысла на нагрузочных режимах или в режиме ХХ устанавливать составы смеси богаче или беднее этих пределов – вы не получите ни мощности ни низкого расхода! На режимах ПХХ, когда двигатель не должен развивать эффективной мощности, допустимо использовать любые составы смеси (вплоть до полного отсутствия топлива в смеси).
Как правило состав смеси должен плавно меняться от бедной до богатой при увеличении оборотов или нагрузки, идеализированно -- если мы возьмем прошивку J5LS, то форма поверхности состава cмеси заданная положением дросселя и оборотами должна быть обратной поверхности “базового циклового наполнения”. Т.е. в точке, где БЦН имеет максимальное значение, смесь должна быть самой богатой, а в точке, где БЦН минимально – самой бедной. Остальные точки выстраиваются в соответствии с наполнением двигателя воздухом.
В мощностном режиме (более 70% дросселя) для разных двигателей и назначения авто Я рекомендую следующие составы:
Для дорожного автомобиля -12.5-13
Для дорожного автомобиля оснащенного нейтрализатором –13
Для спортивного автомобиля – 12-12.7
Для турбокомпрессорного автомобиля (при избытке) – 10-11.5
Это не точные рекомендации но, как правило, они срабатывают. Помните, что в основном составы определяются степенью сжатия двигателя и формой камеры сгорания, чем выше степень сжатия – тем богаче должна быть смесь. Вы можете поэкспериментировать с составами для поиска оптимального для вашего двигателя, двигаясь в разные стороны от рекомендуемых составов и оценивая изменения в динамике автомобиля на полной нагрузке или использовать мощностной стенд для поиска оптимального состава смеси. Помните – что при обогащении смеси, в системе должен отсутствовать каталитический нейтрализатор. Впрочем, он боится и бедных смесей.
Следует помнить, что на любом типе двигателя работающего на бензине для получения максимальной мощности состав смеси не может быть богаче, чем 12.0! Однако зачастую калибровщики вынуждены использовать более богатые составы. Они применяются для снижения скорости горения смеси, охлаждения камеры сгорания и предотвращения детонации в высокофорсированных (турбокомпрессорных) двигателях – однако при этом эффективная мощность двигателя ВСЕГДА НИЖЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИ ВОЗМОЖНОЙ, такие составы нужны только для предотвращения разрушения ЦПГ. Никогда не применяйте в двигателях для спортивных соревнований составы богаче, чем 12.0 – вы потеряете мощность. При проектировании и постройке такого двигателя, следует обеспечить набор мер по охлаждению КС, тщательному подбору степени сжатия и октанового числа топлива для обеспечения бездетонационной работы двигателя с составами не богаче 12.0 и максимальным УОЗ в мощностном режиме на оборотах 6000-9000 - 37 градусов (шатровая) или 41 градус (полуклиновая) КС.
Для некоторых спортивных двигателей, где нет требований токсичности и экономичности, для упрощения настройки имеет смысл отказаться от качественного регулирования, установив одинаковый мощностной состав смеси во всех режимах работы!
Для гражданских двигателей в экономичных режимах как правило следует выставлять значения 15.4, если это не вызывает отрицательных эффектов (рывков и провалов) на частичных нагрузках. Однако если вы используете широкофазные распределительные валы – не следует на оборотах ниже 2000 выставлять составы смеси беднее, чем 13.5, поскольку это приведет к нестабильной работе двигателя на низких оборотах. Применение более бедных составов бессмысленно
Если вы не уверены, что наполнение воздухом двигателя и степень сжатия по цилиндрам выровнены достаточно точно - в мощностных режимах следует использовать более богатые составы, чтоб компенсировать возможные проблемы обеднения отдельных цилиндров.
Настройки программы AFR_OLT
Откройте файл afr_olt.ini в текстовом редакторе, в параметре file= пропишите имя вашего файла. Например:
file=2112_16v_kiril_leontyev_j5ls_v45.bin
(расширение может быть bin если вы настраиваете прошивку j5ls или bir если это прошивка j7olt).
В файле может использоваться значок “;” – это комментарий. Строчки начинающиеся с значка “;” не обрабатываются программой. Таким образом, вы можете прописать несколько строчек “file=” и закомментировать их, но использоваться будет только одна.
Коротко опишите настраиваемый автомобиль в параметре addlog (для удобства идентификации логов в дальнейшем).
Напоминаю, что в имени файла не может быть пробелов и русских символов!
addlog=”Ваз-2112,16v, гбц стандарт, валы стандарт, дроссель 54,форсунки волга, номер x514xx99”
Для работы функции автоматического обучения фазы впрыска необходимо создать уникальный раздел описания для прошивки:
[2112_16v_kiril_leontyev_j5ls_v45]
Название раздела полностью должно соответствовать названию файла (без расширения bin или bir)!
Cразу после названия раздела должны идти фазы валов.
Примеры углов для вала ММ54.
EXOP=477 ;открытие выпуска
INOP=700 ;открытие впуска
EXCL=38;закрытие выпуска
INCL=260;закрытие впуска
Углы вводятся на раскладке 720 градусов, где точка 0 градусов соответствует перекрытию клапанов, т.е. впуск открывается за 20 градусов до вмт (720-20=700) а выпуск закрывается через 38 градусов после вмт.
Для других распределительных валов цифры будут другими. В файле, поставляемом в комплекте с программой, есть углы для заводских валов 16v .
Прочие установки в файле могут быть изменены по вашему усмотрению, на основе их описания.