Ограниченность финансовой информации

В большинстве случаев при проведении стратегического анализа мы пользуемся сведениями годовых отчетов организации, которые, конечно же, должны быть досто­верны и надежны. Однако иногда по разным причинам возникает необходимость уточнить отдельные аналитические оценки.

Во-первых, следует учесть, что если достоверность финансовой отчетности про­веряется во время аудита, то информация, представленная в других разделах годо­вых отчетов, может остаться без внимания. Об этом нужно помнить, если проводит­ся финансовый анализ всего документа, а не только его бухгалтерской части, так как сведения, которые компании включают в свои корпоративные отчеты, могут слу­жить другим целям, например, быть частью паблик рилейшнз или маркетинговой политики.

Во-вторых, не следует забывать, что финансовая информация, представленная в корпоративном отчете, может не отвечать реальному положению дел, так как часто опубликовывается спустя 3 месяца после отчетной даты. Такой отчетностью можно пользоваться для анализа деятельности компании за прошедший период, но для про­гнозирования будущих результатов она представляется весьма ограниченной. Балан­совый отчет составляется на определенную дату (обычно на последнюю дату финан­сового года) и в отличие от отчета о прибылях и убытках не показывает результаты деятельности за весь год. В то же время в работе организации могут произойти суще­ственные изменения после опубликования отчетных сведений.

Для того чтобы избежать подобных проблем, компании, котирующиеся на фондо­вой бирже, должны составлять промежуточные отчеты (как правило, полугодовые), для которых необязательна аудиторская проверка. Эти отчеты должны показывать ин­формацию о прибылях и торговом обороте за указанный период времени. Котирую­щиеся компании обязаны информировать участников фондового рынка о любых из­менениях, которые могут повлиять на ее будущее развитие (например, изменения в составе совета директоров фирмы или др.) и поэтому вызвать обеспокоенность ак­ционеров в отношении доходов компании.

В-третьих, иногда при подготовке финансовой отчетности компания желает скрыть негативную информацию, чтобы избежать беспокойства со стороны инвесто­ров. В этом случае компания может прибегнуть к законной реструктуризации финан­сов, представляя отдельные показатели лучше, чем они есть на самом деле. Годовые показатели роста стоимости ценных бумаг на первый взгляд могут выглядеть весьма оптимистично, но за ними могут скрываться долги, которые компания вынуждена бы­ла взять, чтобы финансировать рост акций. Поэтому, изучая финансовую документа­цию компании, необходимо детально проанализировать все разделы отчетов, в кото­рых, возможно, присутствует завуалированная негативная информация, представлен­ная в виде неопределенных сведений.

Другие аналитические инструменты

Кроме приведенных выше методов финансового анализа, широко используемых при оценке результатов деятельности организации, существуют еще два метода, ко­торые не менее эффективны.

Финансовый бенчмаркинг

Сопоставление внутрифирменных показателей, или финансовый бенчмаркинг, яв­ляется вариантом поперечного анализа. Он представляет собой анализ сходных ком­паний, действующих в одной отрасли. Но иногда под ним подразумевается внутриот­раслевой анализ.

При проведении финансового бенчмаркинга необходимо выбрать ряд параметров, определяемых по принципу подобия (сходности), например:

• размер компании (сравнимость по обороту, рыночной стоимости и т. п.);

• отрасль (производство сходной продукции);

• рынок (единая база потребителей).

На практике выборочный подход, применяемый при методе сравнительного ана­лиза, всегда предполагает некий компромисс, так как двух одинаковых компаний не существует. Многие компании, например, действуют на рынках разных отраслей. Это затрудняет проведение поперечного анализа, если какая-либо компания функ­ционирует только в одной отрасли.

Практика внутрифирменного (поперечного) анализа с привлечением финансовой информации используется на протяжении многих лет. Однако этот метод анализа можно применять для сравнения нефинансовой информации о деятельности двух компаний или более.

Бенчмаркинг сегодня применяется для сравнения эффективности различных про­цессов, продуктов и процедур. Целью анализа является определение самых высоких показателей деятельности организации, которые впоследствии используются в каче­стве ориентира для проводимого сравнения. На следующих стадиях анализа исследу­ют причины роста данных показателей и их факторы.

Таким образом, финансовый бенчмаркинг ставит следующие вопросы:

• какую информацию (финансовую или нефинансовую) сопоставлять?

• что именно сопоставлять? (выборочный подход)

• как получить информацию?

• как анализировать информацию?

• как использовать информацию?

Задачей бенчмаркинга является не только определить компанию с самыми высо­кими показателями деятельности, но и объяснить причины столь успешных показате­лей. Если, например, в результате проведенного анализа выяснилось, что прибыли от продаж компании X значительно выше аналогичных показателей в других компа­ниях данной отрасли, то компания X становится точкой отсчета по показателям до­ходности в этом секторе производства. Такая информация может заинтересовать дру­гие фирмы для изучения практики, применяемой в компании X.

Что касается нефинансовых показателей, то анализ позволяет установить, к при­меру, что компания Y умеет привлекать высококлассных специалистов, ученых или программистов. В таком случае компания Y становится ориентиром для других организаций в области рекрутинговой политики. Изучение показателей компании Y бу­дет важно для других компаний, где работа с кадрами не дает таких высоких результатов.

Наши рекомендации