Операционный леверидж, сущность, методика расчета.
– это механизм управления прибылью компании, основанный на улучшении соотношения постоянных и переменных затрат.
Операционный (производственный) леверидж зависит от структуры издержек производства и, в частности, от соотношения условно-постоянных и условно-переменных затрат в структуре себестоимости. Поэтому производственный леверидж характеризует взаимосвязь структуры себестоимости, объема выпуска и продаж и прибыли. Производственный леверидж показывает изменение прибыли в зависимости от изменения объемов продаж.
Операционный рычаг не измеряется в процентах, поскольку представляет собой отношение маржинального дохода к прибыли от продаж. А так как маржинальный доход, кроме прибыли от продаж, содержит еще и сумму постоянных затрат, то операционный рычаг всегда больше единицы.
В заключение перечислим те задачи, которые решаются с помощью операционного рычага (производственного левериджа):
1. расчет финансового результата в целом по организации, а также по видам продукции, работ или услуг на основании схемы «затраты – объем – прибыль»;
2. определение критической точки производства и использование ее при принятии управленческих решений и установлении цен на работы;
3. принятие решений по дополнительным заказам (ответ на вопрос: не приведет ли дополнительный заказ к росту постоянных издержек?);
4. принятие решения по прекращению выпуска товаров или оказания услуг (если цена падает ниже уровня переменных затрат);
5. решение задачи максимизации прибыли за счет относительного сокращения постоянных затрат;
6. использование порога рентабельности при разработке производственных программ, установлении цен на товары, работы или услуги.
31.Управление источниками краткосрочного финансирования.
Основной задачей краткосрочного финансового планирования является обеспечение и поддержание ликвидности фирмы, на что затрачивается примерно 60% рабочего времени финансовых менеджеров. Под ликвидностью понимается способность фирмы осуществить денежные выплаты в объемы и сроки, предусмотренные контрактами. Неликвидность является первым признаком возможной финансовой несостоятельности и банкротства.
Основным источником краткосрочного финансирования является оборотный капитал (оборотные средства), в котором выделяется также чистый оборотный капитал (собственные оборотные средства), исчисляемые вычетом суммы краткосрочных пассивов.
Чем ниже кредитоспособность фирмы, конечно, тем меньше источников краткосрочного финансирования ей доступно. Краткосрочное финансирование используется, как правило, для пополнения оборотного капитала
Торговый кредиткажется бесплатным, но содержит скрытые затраты
Поставщик, продлевающий торговый кредит, несет вмененные издержки по средствам, инвестированным в дебиторскую задолженность, поэтому он, как правило, закладывает большую часть этих расходов в цену. Эта сумма зависит от условий рынка и относительного успеха переговоров между двумя сторонами.
Краткосрочное банковское финансирование может дорого стоить, однако его преимущества - это гибкость и возможность пролонгации.
Факторинг (продажа или дисконтирование дебиторской задолженности) также ограничен сейчас в России. Преимущество факторинга в том, что он позволяет продавцу поддерживать ликвидность. Недостатки в том, что факторинг недёшев, ограничен в России и обычно предоставляется только клиентам банка.
Коммерческие векселя, по сути, являются необеспеченной дешёвой альтернативой торговому кредиту и используются как денежный эквивалент для текущих расчётов в случае нехватки наличности
Краткосрочный лизинг может сократить инвестиции в оборудование, которое нужно предприятию только на ограниченный срок
32.Управление источниками долгосрочного финансирования.
Наиболее важные задачи долгосрочной финансовой политики - поиск достаточных источников средств, необходимых для удовлетворения потребности в активах, минимизация их цены и оптимизация структуры капитала для обеспечения финансовой устойчивости предприятия.
Привлечение финансовых ресурсов из источников долгосрочного финансирования гарантирует стабильное поступление денежных средств для предприятия, и в этом смысле оно более надежно, чем краткосрочное финансирование, при котором у предприятия нет уверенности в получении ресурсов в ближайшем будущем.
Предприятие для долгосрочного финансирования своей деятельности может привлекать как внутренние, так и внешние источники финансирования.
Управление источниками финансирования учитывает деление оборотных активов на следующие группы.
Постоянный (системная часть) оборотный капитал часть денежных средств, производственных запасов, потребность в которых относительно постоянна в течение всего операционного цикла (необходимый минимум для осуществления производственной деятельности) [9, с.233].
Переменный (варьирующая часть) оборотный капитал дополнительные оборотные активы, необходимые в пиковые периоды или в качестве страхового запаса.
Управление источниками долгосрочного финансирования может строиться на основе четырех моделей.
Наименование модели | Характеристика модели |
Идеальная модель | Предполагает, что оборотные активы по величине совпадают с краткосрочными пассивами, т.е. чистый оборотный капитал равен нулю. Долгосрочный капитал используется исключительно как источник покрытия внеоборотных активов, т.е. численно совпадает с их величиной. |
Агрессивная модель | Означает, что долгосрочный капитал служит источником покрытия внеоборотных активов и системной части оборотных активов, т.е. того минимума, который необходим для осуществления хозяйственной деятельности. Чистый оборотный капитал в точности равен этому минимуму. |
Консервативная модель | Предполагает, что варьирующая часть оборонных средств покрывается долгосрочными пассивами. В этом случае краткосрочной кредиторской задолженности нет, отсутствует и риск потери ликвидности. Чистый оборотный капитал равен по величине оборотным активам. |
Компромиссная модель | В этом случае внеоборотные активы, постоянная часть оборотных активов и примерно половина варьирующейся части оборотных активов финансируются за счет долгосрочных источников. Чистый оборотный капитал равен по величине сумме системной части текущих активов и половины их варьирующей части. |
33.Политика формирования собственных финансовых ресурсов.
Основу управления собственным капиталом предприятия в процессе его развития составляет управление формированием его собственных финансовых ресурсов.
Разработка политики формирования собственных финансовых ресурсов предприятия осуществляется по таким основным этапам:
1. Анализ формирования собственных финансовых ресурсов предприятий в предыдущем периоде.
2. Определение общей потребности в собственных финансовых ресурсах.
3. Оценка стоимости привлечения собственного капитала из разных источников.
4. Обеспечение максимального объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников.
5.Обеспечение необходимого объема привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников.
6.Оптимизация соотношения внутренних и внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов.
Успешная реализация разработанной политики формирования собственных финансовых ресурсов связана с решением таких основных задач:
обеспечением максимизации формирования прибыли предприятия с учетом допустимого уровня финансового риска;
формированием эффективной политики распределения прибыли (дивидендной политики) предприятия;
формированием на предприятии эффективной амортизационной политики;
формированием и эффективным осуществлением политики дополнительной эмиссии акций (эмиссионной политики) или привлечение дополнительного паевого капитала.
34.Дивидендная политика предприятия, факторы формирования дивидендной политики.
Дивидендная политика предприятия− это часть общей политики распределения прибыли, направленной на определение её доли, выплачиваемой собственникам.
Основные факторы, влияющие на дивидендную политику:
1. Законодательное регулирование.Дивиденды не выплачиваются, если:
-корпорация не полностью сформировала уставной капитал;
-их выплаты могут поставить предприятие на грань банкротства.
2. Объемы инвестиций (неотложность инвестиционных программ).
3. Доступность кредитных ресурсов.
4. Сравнительная цена собственного и заемного капитала.
5. Инфляция.
6. Эффект клиентуры.
7. Информативный фактор.
8. Стабильность дивидендной политики.
9. Прочие факторы.
Основной целью разработки дивидендной политикиявляется установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.
Под «дивидендной политикой», понимают механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия. Также дивидендная политика является составной частью общей финансовой политики предприятия, заключающейся в оптимизации пропорции между потребляемой и капитализируемой прибылью с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.
Дивидендная политика— неотъемлемая часть решений руководства фирмы в области финансирования. Важнейший аспект дивидендной политики фирмы заключается в нахождении оптимального соотношения распределения прибыли между дивидендными платежами и той ее частью, которая остается в рамках фирмы для ее развития. Под дивидендной политикой понимается совокупность решений о доле прибыли, идущей на выплату дивидендов.
Практическое использование этих теорий позволило выработать три подхода к формированию дивидендной политики - "консервативный", "умеренный" ("компромиссный") и "агрессивный". Каждому из этих подходов соответствует определенный тип дивидендной политики.
1. Остаточная дивидендная политика.Эта политика строится на первостепенном учете инвестиционных возможностей корпорации, ограниченности внешних источников финансирования или их высокой стоимости.
Политика фиксированного дивидендного выхода. Корпорации могут устанавливать оптимальное значение дивидендного выхода и придерживаться его. Но так как величина чистой прибыли варьируется по годам, то денежное выражение дивидендных выплат тоже будет различно. Колебания дивидендов могут вызвать падение цен акций. В чистом виде политика фиксированного дивидендного выхода не максимизирует цену акции. На практике в первые годы своего существования корпорация использует остаточную дивидендную политику, затем с учетом влияния различных факторов устанавливает оптимальное значение дивидендного выхода, но не следует ему слепо, а придерживается как ориентира. В конкретные годы дивидендный выход может отличаться от оптимального, но в среднем за рассматриваемый период - близок к нему.