Работы (бакалаврской работы)
Для студентов, обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика»
программа подготовки бакалавров
Москва – 2016
АККРЕДИТОВАННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА»
Кафедра бухгалтерского учета, финансов и налогообложения
УТВЕРЖДАЮ
Ректор
____________ А. Г. Забелин
«___»_____________ 2016 г.
И. А. Сергеева
Методические УКАЗАНИЯ
по подготовке, написанию и защите
Выпускной квалификационной
Работы (бакалаврской работы)
Для студентов, обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика»
программа подготовки бакалавров
Рассмотрено на Учебно-методическом совете
(протокол № ______ от «__» _________ 2015 года)
Одобрено кафедрой бухгалтерского учета,
финансов и налогообложения
(протокол № 1 от 26 августа 2016 года)
Москва – 2016
УДК
ББК
С32
Рецензент: Губернаторова Н. Н., к.э.н., доцент ВАК,доцент кафедры «Финансы и кредит» Калужского филиала Финансового университета при Правительстве РФ
Сергеева И. А. «Методические указания по подготовке, написанию и защите выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы)»для студентов, обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика», программа подготовки бакалавров. – М.: МФЮА, кафедра бухгалтерского учета, финансов и налогообложения, 2015. – 38 с.
Методические указания по подготовке, написанию и защите выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) включают в себя содержание государственной итоговой аттестации, организацию и планирование выпускных квалификационных работ (бакалаврских работ), требования к оформлению выпускных квалификационных работ (бакалаврских работ), критерии оценки выпускных квалификационных работ (бакалаврских работ) и проверку на плагиат.
Сергеева Ирина Александровна
Методические указания по подготовке,
Написанию и защите выпускной квалификационной работы
(бакалаврской работы)
Компьютерный набор, верстка | И. А. Сергеева | |
Формат 60x90/16. Гарнитура Times New Roman Усл. п.л. 2,38. Изд. № 32.1.2 – 2015. Тираж ___ экз. Заказ № ______ Отпечатано в МФЮА | ||
©Сергеева Ирина Александровна, 2016
©МФЮА, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение ……………………………..…………………………………….. 5
2. Содержание Государственной итоговой аттестации ……………………. 7
3. Организация и планирование подготовки выпускных квалификационных работ ………………………………………………………………..……….. 8
4. Оформление выпускной квалификационной работы …….……………. 14
5. Порядок подготовки и проведения предварительной защиты выпускной квалификационной работы …………………………..…………………. 18
6. Защита выпускной квалификационной работы ..………………………. 19
7. Критерии оценки выпускной квалификационной работы ………….… 21
8. Памятка руководителям и авторам выпускной квалификационной работы ….…………………………………………………………..…………… 22
9. Проверка на плагиат выпускной квалификационной работы …...……. 24
10. Приложения ……………………………………………………………… 25
Введение
Настоящие методические указания предназначены для студентов всех форм обучения Московского финансово-юридического университета – МФЮА, членов Итоговых аттестационных комиссий и профессорско-преподавательского состава в качестве руководства по подготовке и защите Выпускных квалификационных работ (далее – ВКР) (бакалаврских работ). Методические указания определяют порядок разработки заданий, планирования структуры, объема, содержания и оформления ВКР (бакалаврской работы), сроки ее подготовки, представления к защите и организации зашиты, а также соответствующего контроля и помощи студентам на всех этапах их работы над ВКР (бакалаврской работой). Методические рекомендации регламентированы Приказом Министерства образования РФ от 25 марта 2003 г. № 1155 «Об утверждении Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации» и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений РФ.
ВКР (бакалаврская работа) завершает процесс теоретического, методологического и практического обучения студентов. Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) студентов-бакалавров выполняется в соответствии с учебным планом и имеет своей целью: систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по направлению и применение этих знаний при решении конкретных научных, экономических и производственных задач; развитие навыков ведения самостоятельной работы и применения методик исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых в выпускной работе проблем и вопросов; выяснение подготовленности студентов для самостоятельной работы в различных областях экономики России в современных условиях.
Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) представляет собой законченную разработку актуальной экономической проблемы и должна обязательно включать в себя как теоретическую часть, где студент должен продемонстрировать знания основ экономической теории по разрабатываемой проблеме, так и практическую часть, в которой необходимо показать умение использовать для решения поставленных в работе задач методов изученных ранее научных дисциплин.
Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) представляет собой самостоятельное и логически завершенное исследование, связанное с решением задач того вида (видов) деятельности, к которой готовится бакалавр (научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой, аналитической, проектно-экономической, административно-технологической, консультационной, правотворческой, правоприменительной и др.). Бакалаврская работа обычно оценивается по следующим критериям:
- уровень теоретической и научно-исследовательской проработки проблемы;
- качество и соответствие методики исследования поставленной проблеме;
- полнота, системность и многовариантность подходов к решению рассматриваемой проблемы;
- результативность решения конкретной научной и (или) практической прикладной задачи, имеющей значение для определенной отрасли науки.
Бакалаврская работа есть авторская творческая работа и категоричных методических указаний по ее выполнению быть не может. Общие рекомендации, основанные на практике выполнения подобного рода исследований, представлены в настоящем материале.
Написание бакалаврской работы предполагает:
- систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по направлению подготовки, их применение при решении конкретных научно-исследовательских задач;
- развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой исследования и экспериментирования при решении научных проблем и вопросов.
В бакалаврской работе автор должен:
ü Формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний.
ü Выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования.
ü Обобщать, систематизировать и теоретически осмысливать эмпирический материал.
ü Обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных.
ü Вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий.
ü Владеть навыками и приемами историографической и источниковедческой критики.
ü Владеть иностранными языками в той мере, какая необходима для самостоятельной работы над нормативными источниками и научной литературой.
ü Представить итоги проведенного исследования в виде письменной работы, оформленной в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.
При выполнении работы студент должен продемонстрировать навыки работы на персональном компьютере (например, статистическая обработка материалов, выполнение графических построений, проведение математических расчетов, использование программ ПЭВМ для решения конкретных задач, поставленных в работе). Объем выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) должен составлять ориентировочно – 70-90 страниц печатного текста.
В работе студент должен под контролем руководителя ВКР (бакалаврской работы) разработать выбранную тему, отражающую актуальные вопросы экономических и производственных задач; проявить в ходе исследования элементы творчества, аналитически аргументировать выдвигаемые положения и практические рекомендации. В основе выполнения ВКР (бакалаврской работы) лежит углубленный анализ практического материала и анализ результатов финансово-экономической деятельности конкретного предприятия за определенный период, а также нормативно-правовой, статистической или другой информации и специальной литературы по тематике ВКР (бакалаврской работы).
При написании ВКР (бакалаврской работы) используются знания, полученные выпускниками в процессе учебы, а также материалы, собранные ими в период прохождения производственной практики. Важную роль играет информация, которую студенты получают и обобщают, участвуя в работе на кафедре, предприятиях, в студенческих научных конференциях.
В качестве предмета исследования выступают общие и частные вопросы избранной студентом специальности (или специализации) деятельности современных коммерческих и бюджетных предприятий и организаций. Выпускнику рекомендуется ознакомиться с отечественным и зарубежным состоянием и опытом работы по исследуемой в ВКР (бакалаврской работе) проблеме.
Содержание государственной итоговой аттестации
Требования к итоговой государственной аттестации бакалавра
Итоговая государственная аттестация бакалавра включает выпускную квалификационную работу (бакалаврскую работу) и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.
Итоговая государственная аттестация осуществляется государственными аттестационными комиссиями, организуемыми в высших учебных заведениях по направлению и функционирующими в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации
Квалификационные требования, необходимые для профессиональной деятельности
Бакалавр экономики должен уметь решать следующие задачи, соответствующие его степени (квалификации):
§ иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик;
§ понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе;
знать:
§ теоретические основы и закономерности функционирования экономики, включая переходные процессы;
§ принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений;
уметь:
§ выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;
§ систематизировать и обобщать информацию по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать, рецензировать тексты;
§ использовать основные методы экономического анализа статистической, бухгалтерской и финансовой информации;
§ использовать компьютерную технику для решения экономических задач;
владеть:
§ навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;
§ навыками участия в научных дискуссиях;
§ навыками передачи экономических знаний в образовательном процессе.