Финансовая политика на разных этапах развития общества

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 31 с., 1 прил., 2 табл., 23 источника.

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА, БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА, ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА, ИНФЛЯЦИЯ.

Объект исследования – бюджетная, налоговая и денежно-кредитная политика Республики Беларусь как самостоятельные составные части общегосударственной финансовой политики.

Предмет исследования – организация и развитие бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики Республики Беларусь на разных этапах становления государства.

Цель работы: раскрытие сущности финансовой политики на разных этапах развития Республики Беларусь и выявление текущего ее состояния.

Методы исследования: описание, обобщение, метод сравнительного анализа, табличный, статистический, синтез.

Исследования и разработки: раскрыта сущность финансовой политики, определены принципы ее проведения, изучено состояние развития составных частей финансовой политики в Республике Беларусь, выявлены проблемы и определены перспективы развития бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики в современных условиях.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения к концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

________________

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Финансовая политика, ее содержание, задачи и принципы 4

2. Финансовая политика на разных этапах развития общества 9

3. Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе 18

Заключение 25

Список использованных источников 28

Приложение А 30

ВВЕДЕНИЕ

С распадом СССР суверенное и независимое государство Республика Беларусь перешло к формированию рыночной экономики, что потребовало кардинальных изменений в ранее существовавшем механизме государственного регулирования национальной экономики. Преобразование должно было затронуть все сферы жизни общества. Такие изменения требовались и в области финансов, ведь основными целями любого государства в экономике являются обеспечение устойчивого экономического роста, высокий уровень занятости, стабильности внутренних цен, удовлетворение потребностей общества, а также внешнеэкономическое равновесие. Эти цели реализуются в процессе разработки и проведения финансовой политики.

Рассмотрение вопросов развития и становления финансовой политики в Беларуси является актуальным на сегодняшний день, поскольку важно оценить мероприятия в области финансов прошлых лет для того, чтобы в будущем разработать такие подходы к реализации политики, которые бы способствовали стабилизации экономической ситуации в стране и исключали изменение ее финансового положения в отрицательную сторону. Все вышеизложенное определяет актуальность выбранной темы.

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности финансовой политики на разных этапах развития Республики Беларусь, выявление текущего ее состояния.

Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:

- рассмотреть сущность финансовой политики, ее виды;

- определить задачи, решаемые с помощью финансовой политики, и принципы ее организации;

- проанализировать состояние составляющих частей финансовой политики на разных этапах развития государства;

- исследовать перспективы развития финансовой политики на современном этапе.

Объектом исследования в курсовой работе выступают бюджетная, налоговая и денежно-кредитная политика Республики Беларусь как самостоятельные составные части общегосударственной финансовой политики.

Предмет исследования – организация и развитие бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики Республики Беларусь на разных этапах становления государства.

Методы исследования: описание, обобщение, метод сравнительного анализа, табличный, статистический, синтез.

1 Финансовая политика, ее содержание, задачи и принципы

Любое государство для осуществления своих функций и достижения определенных государственных социально-экономических задач использует финансы. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. Через финансовую политику, являющуюся составной частью экономической политики государства, осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества.

Финансовая политика – это целенаправленная деятельность государства, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их рациональным распределением и использованием на основе финансового законодательства. [18, с.22]

Содержание финансовой политики раскрывается в ее структурных элементах, к которым можно отнести выработку научно обоснованной концепции развития финансов, определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период, а также разработку конкретных путей реализации основных направлений использования финансов.

Реализацию финансовой политики обеспечивает совокупность мероприятий государства, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и перераспределение для выполнения государством его функций и программ – долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных. Важнейшее место среди этих мероприятий принадлежит правовой регламентации форм и норм финансовых отношений.

Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества (или определенной ее части) и насколько способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач. [3, c.32]

Можно выделить следующие основные цели финансовой политики:

- наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов и соответствующее наращивание государственных финансов для удовлетворения потребностей общества;

- повышение уровня доходности на душу населения;

- увеличение бюджетной обеспеченности жителей;

- выполнение социальных стандартов, повышение жизненного уровня населения страны.

Посредством финансовой политики государство оказывает прямое влияние на структурную перестройку экономики, реструктуризацию предприятий, приватизацию, определение приоритетных направлений развития страны. [22, c.15-16]

Как и другие экономические категории, финансовая политика может быть классифицирована по различным критериям. Так, по территориальному признаку выделяют общегосударственную, региональную и местную финансовую политику. Разработка финансовой политики на каждом уровне управления позволяет в дальнейшем обеспечить финансовую основу развития как государства в целом, так и каждого территориального и муниципального образования.

По временному критерию финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия включает крупномасштабные цели и задачи финансовой политики, оказывающие влияние на развитие общества в целом, реализация которых всегда имеет долговременный характер. [24, c.48] В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ финансовой политики необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных векторах экономического и социального развития. [7, c.74]

Финансовая тактика объединяет задачи и мероприятия финансовой политики, которые относятся к определенному этапу экономического развития и должны быть реализованы в конкретном финансовом периоде. При этом финансовые мероприятия тактического характера должны проводиться в рамках финансовой стратегии и не могут противоречить ей во избежание возникновения отрицательных последствий их воздействия на функционирование финансовой системы и экономики в целом. [24, c.48-49]

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путем современного изменения способов, форм организации финансовых связей, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией. [1, c.86]

В зависимости от стадии экономического цикла, на которой находится экономика страны, субъекты власти используют сдерживающую или стимулирующую (стабилизационную) финансовую политику.

В условиях экономического спада и депрессии происходят сокращение товарооборота, снижение платежеспособного спроса населения, доходов субъектов хозяйствования, уменьшение инвестиционной активности инвесторов, увеличение уровня безработицы, рост уровня инфляции. На этих стадиях экономического цикла государство использует стабилизационную финансовую политику, которая связана со стимулированием деловой активности субъектов хозяйствования путем снижения налогов и увеличения государственных расходов на поддержку стратегически и социально значимых отраслей экономики. В этих условиях государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы на финансовом рынке, поэтому политике области управления долговыми обязательствами государства должно уделяться повышенное внимание.

На стадиях экономического оживления и подъема повышается деловая активность субъектов хозяйствования, растет реальный объем их доходов, увеличивается товарооборот, снижается социальная напряженность в обществе. В таких условиях государство имеет возможность увеличить размер мобилизуемых доходов, досрочно погашать имеющиеся долговые обязательства, проводить активную инвестиционную и инновационную политику. Финансовая политика в данных условиях имеет сдерживающий характер, что предполагает снижение государственных расходов на стадиях экономического оживления и подъема и усиление налогового бремени для предотвращения перегрева экономики и снижения темпов экономического роста.

Субъектом финансовой политики является государство в лице его органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений, разрабатывают конкретные пути их организации в интересах субъектов хозяйствования, населения и государства. [6, c.58]

Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства. [4, c.5]

Главными задачами, решаемыми финансовой системой в процессе ее реализации на современном этапе развития государства, являются:

- необходимость финансовой поддержки мероприятий, направленных на ускорение рыночных реформ и макроэкономическую стабилизацию;

- определение источников мобилизации финансовых ресурсов, их состава, структуры, возможных резервов увеличения;

- обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов;

- концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития посредством рационального построения налоговой системы;

- уменьшение дефицита государственного бюджета и расширение покрытия его на основе государственных ценных бумаг;

- либерализация внешнеэкономической деятельности;

- развитие приватизации с целью финансового оздоровления экономики, ее стабилизации и создания базы для динамичного развития экономики;

- выработка механизма реализации финансовой политики государства в форме соответствующих нормативных актов. [12, с.83]

На сегодняшний день к финансовой политике государства предъявляется конкретная совокупность требований. При их соблюдении будет достигнут наибольший эффект от ее проведения. Таким образом, они следующие:

- научный подход;

- учет конкретных исторических условий;

- тщательный анализ практики предшествующей хозяйственной и финансовой деятельности;

- применение комплексного подхода к выработке и проведению финансовой политики для выполнения поставленных задач конкретного этапа развития;

- повышение эффективности использования финансовых ресурсов;

- прогнозирование результатов финансовой политики с учетом многовариантности расчетов;

- анализ достоверной информации о финансовом потенциале, объективных возможностях предприятий и т.д. [20, c11-12]

Выполнения данных требований позволит разработать финансовую политику, соответствующую современному развитию экономики и предвидеть ее состояние в перспективе.

В глобальном плане общими принципами финансовой политики государства являются:

1. Выработка научно обоснованной концепции финансов. Она формируется на основе анализа состояния экономики, перспектив ее стабилизации и развития производительных сил и производственных отношений, развития потребностей народного хозяйства и населения страны в финансовых ресурсах.

Целью научно обоснованной концепции развития финансов является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей развития общества. Она предусматривает создание благоприятных условий для развития промышленного и сельскохозяйственного производства, непроизводственной сферы и предпринимательской деятельности.

2. Концентрация части финансовых ресурсов в централизованных фондах государства, формирование централизованных фондов денежных средств государства осуществляется с целью обеспечения финансирования расходов на содержание правительства, армии, судебно-исполнительных органов, учреждений образования, здравоохранения, культуры, а также накопления средств на строительство объектов общегосударственного и оборонного значения.

Формирование централизованных фондов денежных средств государства происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе перераспределения стоимости совокупного общественного продукта. При первичном распределении национального дохода государство получает в свое распоряжение часть национального дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и др.). В результате перераспределения в централизованные фонды государства поступает часть прибыли предприятий (государственных, кооперативных), акционерных обществ и личных доходов населения.

Централизация части финансовых ресурсов характерна для всех государств.

3. Определение основных направлений использования финансовых ресурсов государства. Целью выработки основных направлений является наиболее эффективное использование ресурсов путем распределения их прежде всего в приоритетные сферы, а также в социальную сферу. Достижение наибольших результатов при наименьших финансовых затратах остается первостепенной задачей как для государства в целом, так и для каждого хозяйствующего субъекта.

4. Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей, определение финансового воздействия на развитие экономики. Для этого необходимо функционирование эффективного финансового механизма, который можно определить как совокупность способов организации финансовых отношений. Он включает:

- методы распределения национального дохода;

- способы образования государственных бюджетных фондов (общегосударственного и региональных);

- методы образования государственных целевых фондов;

- виды платежей в бюджет и целевые фонды;

- финансовое планирование и прогнозирование;

- финансовый контроль.

5. Регулирование финансовых отношений с использованием научно обоснованной фискальной политики. Постребность в разработке такой политики особенно усилилась во второй половине XX века, когда государственные финансы стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста. Фискальная политика как способ финансового регулирования осуществляется с помощью таких мощных рычагов как налогообложение и государственные расходы (бюджетные расходы). [13, c.95-96]

Следует отметить, что финансовая политика не ограничивается изложенными выше принципами. Финансовые отношения в государстве – это динамичная, развивающаяся система. Для ее функционирования важное значение имеют:

- финансовое регулирование и стимулирование производства;

- финансирование научно-технического прогресса;

- страховая защита общественного производства.

Таким образом, финансовая политика является важной составной частью общеэкономической политики государства. Совокупность обширных целей и задачей финансовой политики свидетельствуют о ее важности для развития общества. Они направлены на определение основных принципов, которых должно придерживаться государство для достижения наибольшего эффекта от проведения финансовой политики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в ходе работы была рассмотрена финансовая политика Республики Беларусь, проведен анализ развития ее составных частей на разных этапах, а также выявлено их состояние на сегодняшний день и дальнейшие перспективы развития. На основании этого можно сделать следующие выводы:

1. Содержание финансовой политики раскрывается в ее структурных элементах, к которым относятся выработка научно обоснованной концепции развития финансов, определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период, а также разработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансов.

2. Эффективность финансовой политики оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества и насколько способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач.

3. С помощью задач, разработанных для реализации финансовой политики, определяются источники мобилизации финансовых ресурсов, обеспечивается их рациональное распределение и использование.

4. Выработка научно обоснованной концепции финансов как один из важнейших принципов финансовой политики осуществляется с целью создание благоприятных условий для развития промышленного и сельскохозяйственного производства, непроизводственной сферы и предпринимательской деятельности.

5. Важное значение для развития экономики государства имеет определение основных направлений использования финансовых ресурсов государства и прежде всего в социальную сферу.

6. Финансовая политика Республики Беларусь начала формироваться после обретения государством независимости в 1991 г. Однако первоначально все еще существовали отрицательные тенденции ее развития, поскольку сказывалось советское влияние на финансовую политику.

7. Государству для выполнения своих функций необходимо вырабатывать финансовую политику не единым блоком, а в виде ее отдельных частей. Поэтому в современных условиях принято выделять бюджетную, налоговую и денежно-кредитную политики как составные части финансовой политики.

8. Бюджетная политика в государстве начала проводиться самостоятельно с 1993 года с принятием Закона Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь». Однако первый бюджет в стране после распада СССР был разработан и принят в 1990 году.

9. Начало формированию налоговой политики в стране было положено в 1992 году с принятием соответствующих нормативных правовых актов. Появились предпосылки к замене прямого налогообложения косвенным.

10. Начиная с XXI века наблюдается тенденция увеличения доходной и, соответственно, расходной части республиканского бюджета. На протяжении 2000-2005 гг. наблюдается некоторый дефицит бюджета: незначительный в Но с 2006 года доходная часть превышает расходную.11. С принятием Налогового Кодекса в 2002 году наметились изменения в налоговой политике государства. В частности, наблюдается изменение соотношения налогов.12. При анализе налоговых поступлений в бюджет в 1998 г. и 2007 г. было определено, что доля налогов в доходной части бюджета сократилась на 7,2%, однако за счет введения новых налогов была расширен перечень налогов в государстве.13. С целью совершенствования порядка исчисления и уплаты налогов и сборов (пошлин) изменен порядок уплаты налога на прибыль путем перехода на представление налоговой декларации по налогу на прибыль один раз в год с уплатой этого налога один раз в квартал. Помимо того, расширены возможности применения налоговой льготы по направляемой на капитальные вложения прибыли.14. Самостоятельную денежно-кредитную политику Республика Беларусь начала проводить с момента обретения независимости. На начальных этапах становления нашей страны проводимая мягкая денежно-кредитная политика оказалась неэффективной. Поэтому с 1994 году Национальный банк стал проводить жесткую денежно-кредитную политику.15. Новый этап в развитии денежно-кредитной политики Республики Беларусь начался в 2000 году. с разработкой и принятием «Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2000 год». Продолжилось проведение жесткой политики. Но в целях обеспечения внутренней и внешней устойчивости национальной валюты Национальный банк прекратил целевое кредитование экономики за счет эмиссионных кредитов, его прямые кредиты направлялись в основном на финансирование дефицита республиканского бюджета.

16. Основная цель бюджетной и налоговой политики на предстоящее пятилетие – повышение конкурентоспособности применяемой в республике налоговой системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета, поддержание его дефицита и долговых обязательств страны на экономически безопасном уровне.

17. Денежно-кредитная политика в 2011–2015 годах будет проводиться в комплексе с другими мерами экономической политики и содействовать созданию условий для поддержания стабильных темпов экономического роста, повышению уровня монетизации экономики и снижению ее долларизации, ликвидации дисбаланса валютного рынка.18. НСУР-2020 определила, что для достижения важнейших целей бюджетной и налоговой политики необходимо продолжать налоговую реформу, связанную с созданием налоговой системы, благоприятной для экономической деятельности. 19. В области бюджетной политики должна усилиться социальная направленность бюджета, гарантирующая защиту населения в области занятости, образования, здравоохранения, культуры, пенсионного обеспечения, оказания адресной поддержки малообеспеченным слоям населения.20. Денежно-кредитная должна быть направлена на обеспечение стабильности национальной денежной единицы, повышение ликвидности и надежности банковской системы, обеспечение эффективного и безопасного функционирования платежной системы. Для реализации этих направлений необходимо осуществить комплекс мероприятий, важнейшими из которых являются снижение темпов инфляции на основе постепенного ужесточения монетарной политики.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 31 с., 1 прил., 2 табл., 23 источника.

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА, БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА, ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА, ИНФЛЯЦИЯ.

Объект исследования – бюджетная, налоговая и денежно-кредитная политика Республики Беларусь как самостоятельные составные части общегосударственной финансовой политики.

Предмет исследования – организация и развитие бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики Республики Беларусь на разных этапах становления государства.

Цель работы: раскрытие сущности финансовой политики на разных этапах развития Республики Беларусь и выявление текущего ее состояния.

Методы исследования: описание, обобщение, метод сравнительного анализа, табличный, статистический, синтез.

Исследования и разработки: раскрыта сущность финансовой политики, определены принципы ее проведения, изучено состояние развития составных частей финансовой политики в Республике Беларусь, выявлены проблемы и определены перспективы развития бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики в современных условиях.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения к концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

________________

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Финансовая политика, ее содержание, задачи и принципы 4

2. Финансовая политика на разных этапах развития общества 9

3. Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе 18

Заключение 25

Список использованных источников 28

Приложение А 30

ВВЕДЕНИЕ

С распадом СССР суверенное и независимое государство Республика Беларусь перешло к формированию рыночной экономики, что потребовало кардинальных изменений в ранее существовавшем механизме государственного регулирования национальной экономики. Преобразование должно было затронуть все сферы жизни общества. Такие изменения требовались и в области финансов, ведь основными целями любого государства в экономике являются обеспечение устойчивого экономического роста, высокий уровень занятости, стабильности внутренних цен, удовлетворение потребностей общества, а также внешнеэкономическое равновесие. Эти цели реализуются в процессе разработки и проведения финансовой политики.

Рассмотрение вопросов развития и становления финансовой политики в Беларуси является актуальным на сегодняшний день, поскольку важно оценить мероприятия в области финансов прошлых лет для того, чтобы в будущем разработать такие подходы к реализации политики, которые бы способствовали стабилизации экономической ситуации в стране и исключали изменение ее финансового положения в отрицательную сторону. Все вышеизложенное определяет актуальность выбранной темы.

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности финансовой политики на разных этапах развития Республики Беларусь, выявление текущего ее состояния.

Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:

- рассмотреть сущность финансовой политики, ее виды;

- определить задачи, решаемые с помощью финансовой политики, и принципы ее организации;

- проанализировать состояние составляющих частей финансовой политики на разных этапах развития государства;

- исследовать перспективы развития финансовой политики на современном этапе.

Объектом исследования в курсовой работе выступают бюджетная, налоговая и денежно-кредитная политика Республики Беларусь как самостоятельные составные части общегосударственной финансовой политики.

Предмет исследования – организация и развитие бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики Республики Беларусь на разных этапах становления государства.

Методы исследования: описание, обобщение, метод сравнительного анализа, табличный, статистический, синтез.

1 Финансовая политика, ее содержание, задачи и принципы

Любое государство для осуществления своих функций и достижения определенных государственных социально-экономических задач использует финансы. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. Через финансовую политику, являющуюся составной частью экономической политики государства, осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества.

Финансовая политика – это целенаправленная деятельность государства, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их рациональным распределением и использованием на основе финансового законодательства. [18, с.22]

Содержание финансовой политики раскрывается в ее структурных элементах, к которым можно отнести выработку научно обоснованной концепции развития финансов, определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период, а также разработку конкретных путей реализации основных направлений использования финансов.

Реализацию финансовой политики обеспечивает совокупность мероприятий государства, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и перераспределение для выполнения государством его функций и программ – долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных. Важнейшее место среди этих мероприятий принадлежит правовой регламентации форм и норм финансовых отношений.

Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества (или определенной ее части) и насколько способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач. [3, c.32]

Можно выделить следующие основные цели финансовой политики:

- наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов и соответствующее наращивание государственных финансов для удовлетворения потребностей общества;

- повышение уровня доходности на душу населения;

- увеличение бюджетной обеспеченности жителей;

- выполнение социальных стандартов, повышение жизненного уровня населения страны.

Посредством финансовой политики государство оказывает прямое влияние на структурную перестройку экономики, реструктуризацию предприятий, приватизацию, определение приоритетных направлений развития страны. [22, c.15-16]

Как и другие экономические категории, финансовая политика может быть классифицирована по различным критериям. Так, по территориальному признаку выделяют общегосударственную, региональную и местную финансовую политику. Разработка финансовой политики на каждом уровне управления позволяет в дальнейшем обеспечить финансовую основу развития как государства в целом, так и каждого территориального и муниципального образования.

По временному критерию финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия включает крупномасштабные цели и задачи финансовой политики, оказывающие влияние на развитие общества в целом, реализация которых всегда имеет долговременный характер. [24, c.48] В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ финансовой политики необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных векторах экономического и социального развития. [7, c.74]

Финансовая тактика объединяет задачи и мероприятия финансовой политики, которые относятся к определенному этапу экономического развития и должны быть реализованы в конкретном финансовом периоде. При этом финансовые мероприятия тактического характера должны проводиться в рамках финансовой стратегии и не могут противоречить ей во избежание возникновения отрицательных последствий их воздействия на функционирование финансовой системы и экономики в целом. [24, c.48-49]

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путем современного изменения способов, форм организации финансовых связей, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией. [1, c.86]

В зависимости от стадии экономического цикла, на которой находится экономика страны, субъекты власти используют сдерживающую или стимулирующую (стабилизационную) финансовую политику.

В условиях экономического спада и депрессии происходят сокращение товарооборота, снижение платежеспособного спроса населения, доходов субъектов хозяйствования, уменьшение инвестиционной активности инвесторов, увеличение уровня безработицы, рост уровня инфляции. На этих стадиях экономического цикла государство использует стабилизационную финансовую политику, которая связана со стимулированием деловой активности субъектов хозяйствования путем снижения налогов и увеличения государственных расходов на поддержку стратегически и социально значимых отраслей экономики. В этих условиях государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы на финансовом рынке, поэтому политике области управления долговыми обязательствами государства должно уделяться повышенное внимание.

На стадиях экономического оживления и подъема повышается деловая активность субъектов хозяйствования, растет реальный объем их доходов, увеличивается товарооборот, снижается социальная напряженность в обществе. В таких условиях государство имеет возможность увеличить размер мобилизуемых доходов, досрочно погашать имеющиеся долговые обязательства, проводить активную инвестиционную и инновационную политику. Финансовая политика в данных условиях имеет сдерживающий характер, что предполагает снижение государственных расходов на стадиях экономического оживления и подъема и усиление налогового бремени для предотвращения перегрева экономики и снижения темпов экономического роста.

Субъектом финансовой политики является государство в лице его органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений, разрабатывают конкретные пути их организации в интересах субъектов хозяйствования, населения и государства. [6, c.58]

Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства. [4, c.5]

Главными задачами, решаемыми финансовой системой в процессе ее реализации на современном этапе развития государства, являются:

- необходимость финансовой поддержки мероприятий, направленных на ускорение рыночных реформ и макроэкономическую стабилизацию;

- определение источников мобилизации финансовых ресурсов, их состава, структуры, возможных резервов увеличения;

- обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов;

- концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития посредством рационального построения налоговой системы;

- уменьшение дефицита государственного бюджета и расширение покрытия его на основе государственных ценных бумаг;

- либерализация внешнеэкономической деятельности;

- развитие приватизации с целью финансового оздоровления экономики, ее стабилизации и создания базы для динамичного развития экономики;

- выработка механизма реализации финансовой политики государства в форме соответствующих нормативных актов. [12, с.83]

На сегодняшний день к финансовой политике государства предъявляется конкретная совокупность требований. При их соблюдении будет достигнут наибольший эффект от ее проведения. Таким образом, они следующие:

- научный подход;

- учет конкретных исторических условий;

- тщательный анализ практики предшествующей хозяйственной и финансовой деятельности;

- применение комплексного подхода к выработке и проведению финансовой политики для выполнения поставленных задач конкретного этапа развития;

- повышение эффективности использования финансовых ресурсов;

- прогнозирование результатов финансовой политики с учетом многовариантности расчетов;

- анализ достоверной информации о финансовом потенциале, объективных возможностях предприятий и т.д. [20, c11-12]

Выполнения данных требований позволит разработать финансовую политику, соответствующую современному развитию экономики и предвидеть ее состоян

Наши рекомендации